Фрагмент для ознакомления
2
Исторически в юридической науке и в законодательстве сформировалось два подхода к пониманию административных правонарушений.
В конце 19 века существенно повысилось число административных актов, которые нарушили права индивидов. По этой причине самые развитые страны были вынуждены признать себя ответственными за деяния собственной администрации, даже если данные деяния были совершены согласно предоставленными ей полномочиями. Сформировалась необходимость законного и обоснованного решения споров между гражданами и представителями государственной власти. По этой причине в развитых мировых странах был создан институт административной юстиции – наиболее важное средство контроля общества над деятельностью администраций.
Следовательно, и в настоящий период времени понятие административного правонарушения в отечественном законодательстве и юридической науке связано, в первую очередь, с карательным характером административной ответственности.
Административным проступком (правонарушением) считается посягающее на порядок в государстве, государственную, частную, муниципальную и другие разновидности собственности, права и свободы граждан, на регламентированную процедуру управления виновное (неосторожное либо умышленное), противоправное, действие либо бездействие, за которое федеральным законодательством установлена административная ответственность.
Сущность административного правонарушения устанавливается его опасностью для общества. Государство, закрепляя в правовых нормах обязательные правила поведения, устанавливает возможность использования за их нарушение принуждение со стороны государства. Именно опасность правонарушения для общества определяет ответственность за его совершение. Отсутствие этого признака говорит и об отсутствии самого правонарушения.
Каждое административное правонарушение, посягая на регламентированный порядок, наносит ему тот либо другой вред, нарушает согласованность, систематизацию, упорядоченность, гармоничность отношений управленческого характера. Вместе с тем нежелательный итог может отражаться как в действительном вреде (безбилетный проезд, мелкое хищение), так и в формировании условий для наступления вреда (к примеру, нарушение санитарно противоэпидемических и санитарно-гигиенических норм).
Исполнительная власть на каждом уровне в активной форме вмешивается в область частноправовых гражданских интересов, выдавая и отзывая лицензии, а также путем проведения государственной регистрации, квотирования и иными методами разрешительной политики государства.
Исполнительная власть реализует нормы законодательства, регламентирующие нормы поведения людей (к примеру, во время проведения демонстраций, митингов, забастовок, пикетов), однако в определенных неотложных случаях и независимо санкционирует порядок общественного поведения еще до момента издания закона (к примеру, при введении так называемой винной монополии).
Следовательно, порядок поведения организаций и норм общественного бытия граждан определяются специально уполномоченными народом органами государства. Именно по этой причине в приведенном нами определении административного проступка такое понятие, как «государственный порядок» включает в себя и «порядок в обществе», основное предназначение которого состоит в урегулировании общественной и социальной активности граждан, установленной законодательством.
Из определения, предоставленного в Кодексе об административных правонарушениях РФ , прямо вытекают следующие особенности административного правонарушения:
- противоправность. Этот признак означает, что это деяние нарушает определенную правовую норму;
- виновность. Этот признак определяет внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию;
- наказуемость. Этот признак означает, что за совершение этого деяния определенным положением КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации определена именно ответственность административно-правового характера.
В правовой литературе, как правило, выделяют четыре основных признака административного правонарушения. Три признака закладываются в самом определении административного проступка, находящегося в законодательстве. Четвертый признак определяет отрицательное влияние административного правонарушения на определенные отношения в обществе, и ситуация с ними является более сложной .
Все же представляется, что каждое административное правонарушение имеет признак общественной опасности, так как нарушение определенных общеобязательных норм, как правило, формирует опасность наступления последствий, крайне негативных для общества.
Особенность административного проступка состоит в том, что совершение многих из них, как правило, не влечет непосредственно наступления данных последствий, а только образует подобную угрозу. К тому же сами данные последствия таковы, что при их наступлении могут нанести даже больший вред, нежели большинство преступлений по уголовному законодательству.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022)// Российская газета, N 256, 31.12.2001
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Российская газета, N 80, 19.04.2005
Научная и учебная литература:
1. Административное право: учебник / А.М. Борисов. — Москва : ЮСТИЦИЯ, 2019. — 436 с.
2. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 5 -е изд., пересмотр. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. — 576 с.
3. Административное право: учебник и практикум / А. И. Стахов [и др.]; под редакцией А. И. Стахова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 439 с.
4. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 736 с.
5. Галдусова Е.А., Горбунов Т.Д. Отдельные аспекты отграничения административного правонарушения от преступления // Норма. Закон. Законодательство. Право. Сборник научных статей. - 2021. - С. 53-55.
6. Двоян С.С. Административное правонарушение // Журнал «Colloquium-journal». - 2019. - № 23-9 (47). - С. 67-68.
7. Дешко Е.П. Юридический состав административного правонарушения // Современные тенденции в государственном управлении, экономике, политике, праве. Сборник научных статей. - 2021. - С. 276-280.
8. Егорова Я.Н. Административное правонарушение как вид юридической ответственности // Журнал «Вопросы устойчивого развития общества». -2021. - № 10. - С. 530-536.
9. Кожевников О. А. К вопросу о понятии и признаках административной ответственности // Журнал «Вестник Уральского юридического института МВД России». – 2018. – С. 194-196
10. Конценебин С.Н., Моткалюк К.А. Отграничение административных правонарушений от преступлений // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения. Сборник научных статей. - 2021. - С. 68-71.
11. Костюк В.В. Правовая характеристика состава административного правонарушения // Журнал «NovaUm.Ru». - 2020. - № 28. - С. 173-175.
12. Крылов Д.В. Виды административных правонарушений // Журнал «Аллея науки». - 2018. - Т. 1. - № 10 (26). - С. 744-747.
13. Кутырева Т.А., Маркина М.В. Понятие и признаки административных правонарушений // Журнал «Молодой ученый». - 2021. - № 8 (350). - С. 95-97.
14. Макарейко Н. В. Административное право : учебное пособие для вузов / Н. В. Макарейко. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 259 с.
15. Модякина Н.Н. К вопросу о составе административного правонарушения // Журнал «NovaUm.Ru». - 2021. -№ 29. - С. 50-53.
16. Павленко А.В. Состав административного правонарушения, как основание возложения административной ответственности // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XVI междунар. науч.-практ. конф. — № 3(16). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 41-46.
17. Подройкина И.А. Проблема определения сущности и признаков административного правонарушения // Вестник Российской таможенной академии. – 2020. – С.103-105
18. Черных И.А. Особенности квалификации административного правонарушения по объективному признаку // Журнал «Актуальные проблемы административного права и процесса». - 2019. - № 3. - С. 42-44.
19.Шнитенков А.В. Отграничение административного правонарушения от преступления // Журнал «Уголовное право: стратегия развития в XXI веке». - 2018. - С. 95-98.