Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Отмечается, что в последние годы произошло резкое ухудшение показателей здоровья молодежи, в том числе и студенческой. Как отмечает ряд авторов, с одной стороны это связано с отрицательным влиянием современных социально-экономических и экологических условиях жизни населения, с другой – на фоне увеличения требований к личностному и профессиональному уровню подготовки специалистов, интенсификации учебного процесса в условиях инновационных преобразований высшего профессионального образования.
Студенты – это наиболее динамичная общественная группа, находящаяся в периоде формирования социальной и физиологической зрелости, хорошо адаптирующаяся к комплексу факторов социального и природного окружения и вместе с тем, в силу ряда причин, подверженный высокому риску нарушений в состоянии здоровья. Здоровье студентов — это состояние полного социально-биологического и психического благополучия при уравновешенности процессов жизнедеятельности с социальными и природными характеристиками территории.
Одним из наиболее значимых компонентов здорового образа жизни является оптимальный двигательный режим человека, достаточный уровень его двигательной активности. А к числу ключевых патогенных для здоровья факторов относится наличие у человека вредных привычек, прежде всего, весьма распространенных в российском обществе табакокурения и злоупотребления алкоголем. Сформированная система знаний является базой эффективной организации любой деятельности, в том числе, жизнедеятельности, обеспечивая как ее мотивационные, так и операциональные основы.
Большой интерес представляет вопрос соотношения физического развития и успеваемости. Однако ясности в этом вопросе до сих пор нет. Многие авторы находят связь между нарушением геодинамики студентов и ухудшением успеваемости. На успеваемость могут сказываться и другие недостатки физического развития. Так, Б.Г. Ананьев и его исследования показали, что психические особенности неуспевающих студентов возникают на фоне нарушений центральной нервной системы и ослабленного соматического статуса.
По мнению Э.М. Козина, при рассмотрении будущей профессиональной деятельности человека обязательно необходимо учитывать его состояние здоровья. Параллельно этой проблемой занимались такие авторы, как: Н.В. Тверская, А.Ю. Петров, Т.М. Резер, В.И. Бондин. Анализ научной литературы, посвященной проблеме здоровья студенческой молодежи, показывает, что за последние годы она стала еще более актуальной.
Объект исследования: здоровье студенческой молодежи.
Предмет исследования: особенности образа жизни и состояния здоровья студентов первого курса Факультета клинической психологии и социальной работы.
Цель работы – рассмотреть проблемы и факторы здоровья современной студенческой молодежи.
Задачи работы:
- рассмотреть некоторые аспекты здоровья студенческой молодежи;
- проанализировать современное состояние и проблемы здоровья студенческой молодежи;
- провести эмпирическое исследование отношения студентов к своему здоровью;
- рассмотреть пути повышения уровня здоровья студенческой молодежи.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ряда выводов, полученных в работе для укрепления здоровья студенческой молодежи. Методологию работы составили метод анализа, сравнения и классификации теоретических источников.
Глава 1. Здоровье студенческой молодежи: проблемы и факторы риска
1. 1. Некоторые аспекты здоровья студенческой молодежи
В последние годы изучение и формирование здорового образа жизни и социального здоровья нации становится одной из ключевых задач, как на индивидуальном уровне, так и на уровне общества в целом. Понятие «здоровье» является комплексным феноменом.
Здоровье – это «...состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
Выделяются три вида здоровья: здоровье физическое, психическое и нравственное (социальном).
Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.
Наиболее изученным считается уровень физического здоровья, которое основывается на свойствах человеческого организма как сложной биологической системы. Психическое здоровье также изучается достаточно давно, однако, до сих пор невозможно говорить о его однозначных критериях оценки. Что же касается социального здоровья, то многие ученые сходятся во мнении, что вопросы, которые связаны с проблемами, критериями оценки и методами изучения этого уровня здоровья, представляются наименее изученными (А. А. Козлов, Р. А. Зобов, Г. С. Никифоров, др.).
Так, по мнению профессора Г. С. Никифорова «если оценка выраженности здоровья на уровне организма находит в современной медицине достаточно удовлетворительное решение, то в отношении психического и особенно социального здоровья об этом говорить преждевременно» . На сегодняшний день теоретические и прикладные проблемы изучения социального здоровья личности в целом недостаточно разработаны. Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова понимают социальное здоровье как систему ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
В настоящее время существуют различные точки зрения и подходы к определению понятия «здоровье населения», которое означает:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянов Л. Я. О проблемах молодежи и не только о них / Л. Я. Аверьянов // Социс: Социологические исследования. - 2018. - №10. - С. 153-157.
2. Андреева, К.В. Роль социально-психологического климата в формировании мотивации студентов к обучению / К. В. Андреевна // Бюллетень науки и практики. - 2019. - №5. – С. 76-82
3. Бабина, В. С. Проблема здоровья студенческой молодежи / В. С. Бабина // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 572-575.
4. Дьякович, М.П. Некоторые аспекты здоровья учащейся молодежи / М.П. Дьякович // Медицина труда и промышленная экология. - 2018. - № 3. - С. 5-10.
5. Иваницкая А.Е. Здоровый образ жизни как основа спортивной культуры (на примере студенческой среды) / Иваницкая А.Е. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с участием зарубежных стран «Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития». – 2019. – С. 118-120.
6. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. М. Казин. - Москва : Владос, 2020. - С. 23.
7. Кобыляцкая И.А. Состояние здоровья студенческой молодежи / И. А. Кобыляцкая // Успехи современного естествознания. – 2018. – № 5. – С. 74-75.
8. Никифоров Г. С. Психология здоровья : учеб. пособие / Г. С. Никифоров. - СПб. : Речь, 2018. - С. 55.
9. Половодов И. В. Теоретические основы изучения проблемы социально-педагогической адаптации будущего учителя в вузе / И. В. Половодов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2016. -№ 3 (107). - С. 35-39.
10 . Регуш Л. А. Жизненные проблемы как индикатор влияния социума // Психическое развитие человека и социальные влияния. Коллективная монография / научн. ред. Л. А. Регуш. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. - С. 7–22
11. Сохань Л. В. Образ жизни молодежи / Л. В. Сохань. – М.: Academia, 2018. – 213 c.
12. Трещева, О.Л. Формирование культуры здоровья личности в образовательной системе физического воспитания. Автореф. дис. д.п.н. 13.00.04 / О. Л. Трещева. - 2017. – 36 с.
13. Хазова С. А. Состояние проблемы формирования здорового образа жизни у студенческой молодежи / С. А. Хазова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 29. – С. 156–161.