Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы связана с проблемой разрешения противоречия между возрастающими предпосылками на современной стадии развития общества для внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс и отсутствием целостной методической системы применения данного средства в обучении английскому языку в средней школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует образовательные организации на переход к более гибкому, динамичному и персонализированному обучению[23]. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» [24] в редакции от 25 декабря 2018 года, общее образование должно быть направлено «на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе». В документе указано, что успешная реализация образовательных программ возможна на основе внедрения дистанционных образовательных технологий.
Изменения, происходящие в обществе, отражаются в сфере образования, в том числе и в учебной деятельности по английскому языку, что выражается в разработке новых методов, технологий и средств обучения для решения проблемы наиболее эффективного обучения английскому языку в средней школе.
В настоящей работе мы видим необходимым выяснить, можно ли добиться наибольшей эффективности в обучении английскому языку, используя дистанционные технологии.
Цель курсовой работы – теоретически обосновать специфику обучения иностранному языку в формате дистанционного обучения в средней школе.
Объект исследования – дистанционное обучение английскому языку в средней школе.
Предмет исследования – методические особенности организации дистанционного обучения английскому языку в средней школе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Описать психологические и возрастные особенности обучающихся средней школы;
2. Выявить цель и задачи обучения английскому языку на среднем этапе обучения;
3. Проанализировать сущность понятия «дистанционное обучение»;
4. Привести дидактические особенности организации дистанционных уроков английского языка;
5. Представить упражнения для дистанционного обучения обучающихся 5 класса.
Для реализации цели и задач исследования были использованы такие методы исследования, как метод анализа методической и психолого-педагогической литературы, метод синтеза, метод обобщения, моделирование.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит вклад в теоретическую разработку проблемы дистанционного обучения иностранному языку обучащихся, при этом расширяет современные представления об эффективности использования дистанционного обучения, которая реализуется в рамках учебного курса «Английский язык».
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные упражнения могут быть использованы в обучении учащихся 5 класса на уроках английского языка.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 27 источника.
Глава 1. Теоретические аспекты применения дистанционных технологий на уроках иностранного языка в средней школе
1.1. Психолого-педагогические особенности учащихся средней школы
К ступени средней школы относят учащихся 11-15 лет, а по общепринятой периодизации это подростковый возраст. Он является сложным, переходным периодом от детства к взрослости. Именно в это время возникает центральное психическое, личностное новообразование человека – «чувство взрослости». И чтобы верно подобрать необходимую методику обучения, нужно знать психологические особенности учащихся данной ступени обучения.
Средний школьный возраст – это возраст бурной социализации личности. В этом возрасте расширяется круг общения, большое значение приобретает общественная оценка своей личности и деятельности, проявляются интересы и увлечения. С этим связанно развитие воли, умение ставить цель и достигать ее [14, c.70].
Учащиеся начинают понимать необходимость самостоятельного выбора последующей программы образования, что означает формирование у них стабильных интересов и предпочтений, а так же ориентацию в различных сферах труда.
В отличии от младшего школьного возраста, ведущей деятельностью ученика средней школы становится общественно полезная в разнообразных формах, а так же очень важное значение имеет общение со сверстниками. Учебная деятельность при этом является выполняемой активностью, которая способствует индивидуализации подростка [1, c.106].
Ученики данного возраста сенситивны к овладению технологии реализации верной, нормальной жизни - они легко и добровольно учатся тому, что воплощается в правильный результат. Им доставляет удовлетворение получение результата, который соответствуют их представлениям о реальных вещах, которые могут заполнить их психологическое пространство. Ребенок овладевает важным качеством человека – трудолюбием [1, c.173].
У ученика в этом возрасте так же хорошо развито воображение, и вместе со способностью действовать по правилам, он приходит в школу. Воображение является помощником для планирования перспективы будущих действий, а способность действовать по правилам задает справедливое содержание этой перспективы. Такие психические особенности ребенка являются существенными для последующего школьного обучения. Ученик активно работает с книгой. Это одно из основных действий по освоению навыков самообразования. С помощью учителя ученик учится работать с текстом, наряду с этим он учится понимать учебную задачу, проверять проделанную собой работу по предложенному образцу, а так же учится правильно ее оценивать. Происходит диалог не только с учителем, но и с текстом.
Ученик овладевает таким понятием труда, как учебный труд. Ученик сам задает себе цели, выбирает путь их достижения и оценивает свою работу. Так зарождается новое свойство человеческой психики – рефлексия [13, c.84].
В подростковом возрасте приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими. Абстрагируясь от определенного, наглядного материала, подросток мыслит в исключительно словесном плане. На основе общих оснований он строит гипотезы и испытывает их, то есть рассуждает гипотетико-дедуктивно. Столкнувшись с новой проблемой, подросток старается найти различные допустимые подходы к ее решению, проверяя логическую действенность каждого из них. Развиваются следующие операции: классификация, аналогия, обобщение и другие.
Благодаря особенностям теоретического рефлексивного мышления подростки могут анализировать абстрактные идеи, находить ошибки и логические противоречия в суждениях. Подростки мыслят о будущем, о идеалах, временами формируют собственные теории, обретают непривычный для них, более серьезный и обобщенный взгляд на мир. Образование основания мировоззрения, которое начинается в этот период, вплотную связано с интеллектуальным развитием [16, c.96].
Значительные изменения касаются мотивации учащихся. Управление мотивацией обучения иностранным языкам считается одной из центральных проблем методики обучения в школе. Важным фактором, который стимулирует процесс иноязычного речевого общения, является мотивация усвоения иностранного языка. У учащегося средней школы на главный план выступают мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением и планами будущей жизни. Мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели и принятого намерения [25, c.66].
Учителю трудно мотивировать учащегося на изучение иностранного языка, так как нет естественной потребности в общении. Следовательно, перед учителем стоит задача формирования среды иноязычного речевого общения в процессе обучения иностранному языку, максимально приближенной к естественным условиям.
С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Однако изменения, происходящие в области нравственности, обычно остаются не замеченными ни родителями, ни учителями, хотя именно в это время появляется возможность оказать нужное педагогическое влияние [16, c.114].
Так как обучение общению на иностранном языке происходит через общение, являясь исключительно личностным, в процессе которого осуществляется обмен интересами, идеями, передача черт характера, то при коммуникативном обучении. Если не учитывать данные факторы, речевые действия учащихся будут отрываться от их настоящих мыслей, чувств, интересов, то есть источник, питающий речевую деятельность потеряется. Следовательно, учет личностных свойств ведет к появлению ситуационной коммуникативной мотивации, другими словами, обеспечивает инициативное участие учащегося в учебном или реальном общении.
Самоопределение – еще одно новообразование, происходящее в конце переходного периода. Оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Самоопределение является завершающим последним этапом онтогенетического развития личности ребенка, и также характеризуется пониманием своего места в человеческом обществе и своего предназначения в жизни.
Подросток обретает взрослую логику мышления. Происходит последующая интеллектуализация психических функций, таких как восприятие и память. Данный процесс обуславливается усложняющимся в средних классах обучением.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
2. Алешкина, О. В. Дистанционные образовательные технологии – ключ к массовому образованию ХХI века / О. В. Алешина, М. А. Миналиева, Н. А. Рачителева // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 63- 65;
3. Ахметова, Д. З. Дистанционное обучение: от идеи до реализации / Д. З. Ахметова. – Казань : Издательство «Познание» Института экономики, управления и права, 2011. – 176 с.;
4. Бершадский, А. М. Актуальные проблемы контроля знаний / А. М. Бершадский, А. А. Белов, Р. И. Вергазов // Вестник компьютерных и информационных технологий № 1, 2013. – С. 40-48;
5. Джусубалиева, Д. М. Электронное и дистанционное обучение его реализация в языковом вузе / Д. М. Джусубалиева // «Достижения и перспективы экономической науки нового столетия: практико-ориентированный аспект»: материалы Международной научно-практическая конференция преподавателей, аспирантов и студентов, посвященной 70-летию Великой Победы. – 30 октября 2015. – Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2015. – С. 130-144;
6. Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании. Проект «Информатизация системы образования». - URL: http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt7.html, дата обращения 22.10.2021;
7. Калимуллина, О.В. Современные цифровые образовательные инструменты и цифроваякомпетентость: анализ существующих проблем и тенденций / О.В. Калимуллина, И. В Троценко // Открытое образование. - 2018. -№ 3. - С. 61-73.
8. Красильникова, В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В. А. Красильникова. – М.: Дом педагогики, 2006. — 231 с.;
9. Кондик, Л. А. Использование информационно-коммуникативных технологий во внеклассной работе по английскому языку / Л. А. Кондик // Использование Интернет в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы / Под ред. А.А. Шаталова. – Орехово-Зуево, 2006. - С.26 - 30;
10. Коваленко, Н. С. Использование современных интернет-ресурсов при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей / Н. С. Коваленко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2010. – № 3. – С. 90-93;
11. Коротенков, Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы / Ю. Г. Коротенков. — М. : Академия АйТи., 2013. - URL: http://eor.it.ru/file.php/1/metod_material/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf. Дата обращения: 22.10.2021;
12. Кузьмина, Л. В. Преимущества и недостатки дистанционного обучения / Л. В. Кузьмина // Вестник Московского университета МВД России. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preimuschestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 20.11.2021).
13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-акад.образования – 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.
14. Леонтьев А.А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2014. – № 1. – С. 70–74.
15. Макаревич, И. Г. Первые шаги в Интернете / И. Г. Макаревич // Иностранные языки в школе. - М. : Просвещение, 2007. - № 6. - С. 26;
16. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
17. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Буханкина, М. В. Моисеева / под ред. Е.С. Полат. – М. : Академия, 2014. – 416 с.;
18. Позняк, Ю. В. Возможности системы Moodle и актуальность ее применения в сфере образования/ Ю. В. Поздяк, А. С. Гаркун, А. А. Царева Инновационные технологии в образовании, науке и производстве. – 2007. – С. 99-103 URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/3591/1/Vozmozn_ Moodle.pdf (Дата обращения: 23.10.2021);
19. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования / И, В. Роберт. – М. : ИИО РАО, 2012. – 140 с.;
20. Романова, Н.Л. Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения / Н.Л. Романова // Педагогика высшей школы. - 2018. -№ 2. - С. 5-8.
21. Сухомлин, В. А. ИТ-образование / В.А. Сухомлин. – М. : Горячая линия - Телеком, 2005. — 175 с.;
22. Chute, A.G.Learning from Teletraining / A.G.Chute, L.B. Balthazar C.O. Poston // The American Journal of Distance Education, 2 (3), 1988. - p. 55-63.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
24. Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 497-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета - Федеральный выпуск № 294(7757). URL: https://rg.ru/2018/12/28/obrazovaniye-dok.html (дата обращения 05.05.2022).
25. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
26. Dudeney, G. How to teach English with technology / G.Dudeney ,N.Hockly // Pearson Education Limited, 2008. - 292 с.;
27. Stanley, G. Language Learning with Technology: Ideas for Integrating Technology in the Classroom / G. Stanley. - Cambridge: Cambridge Handbooks for Language Teachers, 2013. - 264 с.