Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В настоящее время профессиональная деятельность специалистов профессий типа «человек – человек» в большой степени связана с необходимостью выстраивания эффективной коммуникации, составной частью которой является процесс установления психологического контакта и построение доверительных отношений. Доверительными принято считать взаимоотношения, складывающиеся между людьми в различных сфера жизни и деятельности и характеризующиеся взаимной уверенностью в честности намерений партнёра, отсутствии у него намерений обмануть.
Наличие умения устанавливать первоначальный контакт и формировать доверительные отношения требуется относится к важнейшим компетенциям для представителей различных профессий. Это и педагоги, и сотрудники внутренних дел, психологи и многие другие.
Доверительные отношения в современном обществе становятся одним из важнейших ресурсов развития и механизмов коммуникации, а взаимозависимость современного мирового сообщества выводит проблему доверия за пределы локальных государственных и этнических образований, делая ее глобальной наряду с проблемой сотрудничества как в международном масштабе, так и в пределах отдельных обществ.
Таким образом, изучение природы доверительных отношений представляет большой научный и практический интерес.
Понятие «доверие» и «доверительные отношения» являются предметом исследования различных научных дисциплин, в том числе таких, как психология, философия, педагогика, менеджмент, социология и ряда других.
В работах таких авторов, как А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Р.М. Зинченко, В.С. Мухина, Т.П. Скрипкина была исследована психолого-педагогическая база понятия «доверительные отношения», вопросы межличностного взаимодействия на основе доверия. Как один из наиболее значимых инструментов межличностного сотрудничества, важный принцип современной педагогики рассматривается доверие и складывающиеся его основе отношения в работах А.Ю. Алексеевой, И.В. Антоненко, И.В. Балуцкого, Ю.Н. Копылова, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, С.П. Табхарова, Н.Е. Щурковой и других авторов. Отечественные исследователи (П. Н. Шихирев, В. С. Сафонов, Т. П. Скрипкина, А. В. Антоненко, А. Б. Купрейченко и др.) подчеркивают определяющее влияние доверительных отношений на развитие и поддержание позитивных контактов, как на уровне межличностных отношений, так и на уровне стратегии развития различных социальных процессов в обществе.
Цель данной курсовой работы – исследование проблем установления контакта и доверительных отношений.
Задачи курсовой работы:
– раскрыть содержание понятия «психологический контакт»;
– рассмотреть представления о «доверии» и «доверительных отношениях» в психолого-педагогической науке;
– провести исследование наличия доверительных отношений;
– охарактеризовать пути формирования навыков установления контактов и доверительных отношений.
Объект исследования – доверительные отношения и доверие, как психологический феномен.
Предмет исследования – навыки установления контакта и доверительных отношений у студентов колледжа специальность «Социальная работа».
Теоретической основой курсовой работы явились исследования отечественных и зарубежных авторов в области психологии доверия и доверительных отношений, развития коммуникативных навыков.
Использованы как теоретические методы (анализ, синтез), позволившие обобщить данные научной литературы, так и специальные (тестирование, статистической группировки), использованные при проведении эмпирического исследования и анализе полученных данных.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, четыре параграфа, заключение и список использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические подходы к пониманию контакта и доверительных отношений
1.1 Характеристика понятия «психологический контакт»
Психологический контакт рассматривается как необходимое условие общения. Если постараться выделить основные характеристики психологического контакта, то, в широком понимании, это будут такие отношения, где явно проявляют себя желание и готовность собеседников участвовать в общении друг с другом.
Психологический контакт рассматривается как необходимое условие общения. Если постараться выделить основные характеристики психологического контакта, то в широком понимании это будут такие отношения, где явно проявляют себя желание и готовность собеседников участвовать в общении друг с другом.
Важным является понимание психологического контакта в широком его понимании. Понятие психологического контакта вошло в широкий обиход благодаря социальной психологии, изучающей условия и факторы общения между людьми. Углубление понимания психологического контакта возникает в психологической практике, где установление психологического контакта является не просто условием общения, но и необходимым условием практически всех форм психологической помощи человеку: психологического консультирования, психотерапии и т.д.).
В психологии представление о психологическом контакте развивается в контексте разнообразных форм психологической помощи: психокоррекции, психологического консультирования, психотерапии и др. Под психологическим контактом понимается тесное общение, взаимодействие, согласованность действия и связывается с толерантностью, взаимопониманием и взаимным доверием во взаимоотношениях.
Психологический контакт в виде целой системы взаимодействия, основанной на взаимном доверии. При формировании друг к другу доверия, люди способны принимать информацию от партнера, воспринимать ее и использовать для общего взаимодействия.
Всякие отношения между людьми предполагают их соприкосновения в пространстве. Контакт берет начало в заинтересованности партнеров друг в друге, их характерных особенностях, которые могут быть притягательны и интересны для партнера. Наблюдение этих черт побуждает заинтересованность, возросшую на базе уже имеющихся у партнеров потребностей. Таким образом, участники контакта при взаимодействии еще и удовлетворяют свои интересы и обретают необходимый опыт.
Очевидно, что одна из профессиональных задач, которая должна решаться в педагогике, заключается в установлении психологического контакта и доброжелательных отношений с обучающимися. Навыки установления психологического контакта требуются и в других сферах деятельности где речь идет о взаимодействии с людьми.
Необходимость установления психологического контакта пронизывает все сферы отношений, так как возникает необходимость общения в разных ситуациях и с разными людьми.
Важным является понимание психологического контакта в широком его понимании. Понятие психологического контакта вошло в широкий обиход благодаря социальной психологии, изучающей условия и факторы общения между людьми. Однако еще большее понимание психологического контакта и доверительных отношений возникает в психологической практике, где установление психологического контакта является не просто условием общения, но и необходимым условием практически всех форм психологической помощи человеку: психологического консультирования, психотерапии .
В психологии представление о психологическом контакте развивается в контексте разнообразных форм психологической помощи: психокоррекции, психологического консультирования, психотерапии. Под психологическим контактом понимается тесное общение, взаимодействие, согласованность действий и связывается с толерантностью, взаимопониманием и взаимным доверием во взаимоотношениях .
Результатом установившегося контакта является возможность проникновения во внутренний мир другого человека для обеспечения нетравматичных, «мягких» изменений в установках личности, поведении человека с целью повышения жизненной продуктивности.
Важно отметить, что в психологической и юридической практике под психологическим контактом понимается процесс последовательного сближения людей при учете психических свойств и качеств, а также мотивов и состояний каждого из сближающихся людей .
В зарубежной психологии так или иначе проблемы психологического контакта касались в своих исследованиях Г. Олпорт, У. Шутц, Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Э. Берн, Ф. Перлз, Р. Бендлер, Дж. Гриндер, Х. Алдер и др. Так Г.Олпорт, У.Шутц исследовали психологический контакт в связи с изучением динамики личностных качеств. В работах исследователей психологический контакт рассматривается как составная часть общения, являющегося основой взаимодействия и взаимообогащения личности, и обязательным элементом социального развития.
По мнению исследователей, результатом психологического контакта выступают определенные изменения психологических качеств личности .
Э. Берн рассматривал психологический контакт в контексте своей теории трансактного анализа, которая отождествляет межличностные контакты с
Фрагмент для ознакомления
3
1 Берн Э. Трансакционный анализ в психотерапии / пер. с англ. А. Грузберга. М. : Эксмо, 2018. 416 с
2 Васильев В.Д. Юридическая психология. – СПб:Питер, 2019.
3 Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2014. – 576 с.
4 Купрейченко, А.Б. Психология доверия и недоверия. – М.: Институт психологии РАН, 2008. – 571 с.
5 Кучмезов Р.А. Категория «доверительные отношения» как философская и психолого-педагогическая проблема // Kant. 2019. № 1 (30). С. 70-73.
6 Лебедева Ю.В. Значение, структура и соотношение понятий «психологический контакт» и «установление психологического контакта» в деятельности следователя // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2021. № 3 (33). С. 60-70.
7 Миронова О. И. Субъектно-психологическая концепция вынужденных контактов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Белый ветер, 2018. 308 с
8 Миронова О.И., Дмитриева М.А. Способность к установлению контакта в психологической науке //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 3 (836). С. 222-234.
9 Почебут Л.Г. Социальная психология. СПб.: Питер, 2019. 400 с.
10 Скрипкина Т.П. Типы доверительных отношений и коммуникативная компетентность учителя //В сборнике: Человек в современном мире: кризис и глобализация. Международная междисциплинарная коллективная монография / Составитель, редактор М. le Chanceaux, И.Э.Соколовская. 2020. С. 215-225.
11 Скрипкина, Т.П. Психология доверия. - М.: «Академия», 2012. - 264 с.
12 Сыса Н.В. Этимология понятия контакт в социально-психологической науке //Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021. Т. 10. № 1-1. С. 210-217.
13 Трофимова Ю.В. Психологический контакт: психологический и юридический подходы//Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2018. № 2 (35). С. 137-139.
14 Ушков Ф.И., Миронова О.И. Социально-психологические особенности установления межличностного контакта пенитенциарного психолога с несовершеннолетним осужденным // Психология и право. 2019. Т. 9. № 3. С. 278-295.