Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня гонзо журналистика стремительно захватывает мир масс-медиа. При этом нужно давать себе отчет, что в случае с Россией гонзо журналистика, это скорее не журналистика, а в скандальной форме представленный материал на злободневную тематику.
При этом нужно заметить, что сегодня стиль гонзо практически не имеет каких-то границ. Журналисты или блоггеры которые пишут в данном стиле не сдерживаются в части нормативности лексики. Максимально подробно они поднимают раскрываемую проблему и показывают ее читателям.
Можно сказать, что это журналистика без купюр или максимально открытое разъяснение проблемы. В то же время сами журналисты, все же стремясь смягчить удар или сделать текст более читабельным, наполняют свои опусы различного рода плоскими шутками и т.д.
Однако это только одна сторона медали. Существует еще обратная сторона. Здесь гонзо журналистика выглядит точно так же шокирующей, но здесь возникает вопрос подачи материала. В этом отношении нужно вспомнить о В. Панюшкине и Д. Шеповалове.
Итак, В. Панюшкин – это яркий представитель гонзо журналистики. Однако его материалы носят именно шокирующий характер. Сам журналист признается, что он ничего нового не придумывает. Он берет обычную истою и описывает ее. Однако секрет В. Панюшкина состоит в том, что он к этой истории задает не традиционные вопросы, заставляя читателей взглянуть на историю с другого ракурса.
Можно сказать, что В. Панюшкин борется со стереотипным восприятием мира читателем. При этом сам журналист признается, чти он против не нормативной лексики в работе. Точно так же он различает статью для СМИ и статью для блога. СМИ, серьезные СМИ не допускают определенной развязной или шокирующей стилистики.
Частные компании которым нужен шокирующей материал для того что бы быть успешными наоборот заказывают такие абсурдные статьи. То же самое можно сказать и про блоги. Однако нужно заметить, что гонзо популярен в молодежной среде. Более возрастное поколение такой текст не воспринимает. Пример, аудитория канала «2х2» или шоу «Comedy Club».
Д. Шеповалов – это блогер и журналист, который работает в стиле гонзо. Его книги кричат об эпатаже и исключительности. Все материалы о нем наполнены на 95% придуманными фактами, которые должны привлечь к нему внимание читателей.
Даниил Шеповалов создал образ сквернослова, алкоголика, наркомана и неудачника который делится своим жизненным опытом с аудиторией со страниц своих статей или книг. Однако все это только видимая часть айсберга. Если рассмотреть вес подробнее то становится заметно, что Даниил пишет о том, что люди разучились общаться, планка разрешенного юмора стремительно падает и т.д.
Сегодня существует очень небольшое число исследований посвященных проблеме понимания сущности, месту и генезису гонзо журналистики. К сожалению, по большей части авторы работ и статей обращаются к иностранному опыту и пропускают мимо себя отечественных журналистов и нью медиа.
Цель исследования – выявить особенности становления и развития гонзо-журналистики в российском медиапространстве на примере творчества Валерия Панюшкина и Даниила Шеповалова.
Объект исследования – гонзо журналистика.
Предмет исследования – становление и развитие гонзо-журналистики в российском медиапространстве на примере творчества Валерия Панюшкина и Даниила Шеповалова.
Задачи исследования:
1. Дать определение термину «гонзо журналистика».
2. Дать характеристику гонзо журналистике и ее особенностям.
3. Выявить особенности творчества Валерия Панюшкина.
4. Выявить особенности творчества Даниила Шеповалова.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие о гонзо журналистике
Интерес к гонзо журналистике со стороны самих журналистов понятен – высказать свое мнение, не скупясь на эпитеты, рассказать о событии от лица участника – это ли не истинное удовольствие. Но не менее интересна эта часть журналистского искусства и читателям. Гонзо материалы читаются на одном дыхании, как бестселлеры.
Впервые слово «гонзо» появилось в рецензии на журналистскую статью Хантера С. Томпсона. В переводе с английского оно означает «сумасшедший, абсурдный», однако в рецензии оно использовалось в другом значении из области ирландского сленга, дословно: «последний из всех пьяниц, кто еще стоит на ногах».
С тех пор это слово закрепилось за целым направлением в журналистике, а Томпсона считают основателем этого направления. Если вкратце, то основное правило этого жанра – никаких правил, структур, схем, форм и приличий. Родина данного стиля, как вы уже догадались, США, а время появления – 1970-е. [6].
Если структурировать и более подробно рассказать о гонзо журналистике, как о стиле репортажа, то можно выделить следующие моменты [4]:
• тексты очень эмоциональны;
• материал сугубо субъективен, поскольку автор транслирует свою точку зрения и преподносит ее, как единственно правильную;
• с точки зрения лексики – никаких ограничений, полная свобода слова в прямом смысле;
• стилистически в таких текстах журналисты часто очень саркастичны, ироничны, используют много цитат, не подвергая их цензуре.
Основатель гонзо журналистики Хантер С. Томпсон вообще отрицал наличие объективности в журналистике как таковой. Его самыми известными в этом стиле работами стали две книги: «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», а также «Страх и ненависть на предвыборной кампании 72». Он написал об этих событиях, как участник от первого лица. В частности, в первой из них он рассказал о том, что в ходе наркологической конференции многие участники были под кайфом.
Укажем примеры гонзо журналистики в Росси в наши дни [7].
Конечно, у нас гонзо журналистика существует и процветает. Этим «грешат» многие профессиональные журналисты. Они позволяют себе публиковать подобные материалы в своих блогах в социальных сетях. Вообще, любой отзыв от первого лица человека, побывавшего на каком-то событии или мероприятии, можно отнести к этому жанру. Естественно, она преобладает и живет в основном в Интернете. Что касается официальных СМИ, то на их порталах есть разделы, где публикуются гонзо материалы. Например, рубрика «Офтопик» на Ленте.ру.
Гонзо журналистика – это интересно, а для публикуемого материала – это самое главное. Однако многие высказываются о гонзо журналистике резко отрицательно. Есть мнение, что в России это явление испортилось, стало продажным, навязчивым и неинтересным. Но нельзя отрицать и положительные моменты этого стиля. Здесь у автора есть возможность высказать свое мнение наряду с экспертами, самому стать экспертом.
Это важно, потому что здесь формулируется один из взглядов на проблему. И читатели могут иметь возможность видеть этот пусть и субъективное, но имеющее право на существование, мнение. В то время, как в классической журналистике автор должен раскрыть все точки зрения на проблему и остаться на нейтральной позиции, оставляя читателю право самостоятельного выбора [6].
В конце, отметим, что гонзо журналистика не дает возможности взглянуть на событие беспристрастно. Автор практически навязывает читателю свое мнение. Но с точки зрения публицистики она очень ценна.
1.2. Особенности гонзо-журналистики
Гонзо-журналистика (от англ. Gonzo «сумасшедший», «безумный», «экстравагантный») — это направление в журналистике, известное тем, что весь журналистский материал под этим стягом написан в жанре субъективного, эмоционально-окрашенного репортажа. Сам автор не только является непосредственным участником каких-либо событий, но и нередко полностью вживается в образ героя, например, становится байкером, если речь идет об «Ангелах ада» Томпсона. Примечательно то, что в таком тексте журналист-репортер часто выражает только своё личное мнение, опираясь на личный опыт. Также отличительной чертой гонзо является наличие всевозможных цитат, всех оттенков юмора и нецензурной лексики. По большей части, авторы касаются проблем неприятия каких-либо меньшинств, субкультур и сообществ, политики, контркультуры и девиантного поведения людей.
Несмотря на то, что термин стал активно использоваться только в наши дни, появился он ещё в 60-е года 20 века благодаря писателю, журналисту Хантеру С. Томпсону. Поговаривают, что именно этому человеку один из тогдашних редакторов Rolling Stone поручил написать статью про скачки. Но нерадивый репортер все же не посетил данное мероприятие.
Вместо этого он придумал очень интересный способ, как выкрутиться из этой ситуации. Автор прислал редактору вымышленные заметки, которые были сделаны как бы во время скачек. В них журналист описывал не само событие, а зрителей, которые выпивали и мошенничали. Сотруднику очень понравился материал, ведь все было так детально и мастерски передано.
Также он отметил и новый стиль, которым была написана статья. «По вкусу» материал пришелся и читателям, хотя некоторые были шокированы новаторским и чересчур смелой стилистикой текста. С тех самых пор Томпсона называют отцом-основателем стиля гонзо [1].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Гонзо-журналистика. История отечественного и иностранного подходов к журналистике. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Официальный сайт Даниила Шеповалова. Архив статей и работ журналиста. – Электронный ресурс – https://danya.ru/xakep (дата обращения 27.04.2022)
3. Панюшкин В. Причины самоубийства // Сноб. 2015. 24 марта. – Электронный ресурс – http://snob.ru/selected/entry/89917 (дата обращения: 27.04.2022).
4. Панюшкин В. Правда о правде // Сноб. 2009. 14 июля. – Электронный ресурс – http://snob.ru/profile/5394/blog/4722 (дата обращения: 26.04.2022).
5. Плахтий, И. С. Развитие медиапространства в современном обществе / И. С. Плахтий. // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 204-207. — https://moluch.ru/archive/151/42922/ (дата обращения: 29.04.2022).
6. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Гонзо-журналистика. Известные представители направления. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
7. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по современному российскому медиарынку. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
8. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика гонзо-журналистики. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
9. Фадеева А.Ю. Гонзо-журналистика. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
10. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Гонзо-журналистика в современном медиапространстве. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.