Фрагмент для ознакомления
1
1. Введение 3
2. Теоретическая обзорная часть 6
2.1. Вступление 6
2.2. Список ключевых понятий 7
2.3. Сходства и различия речей главных героев в художественной литературе 8
2.4. Особенности эмоциональной составляющей в сообщении влюблённых 16
2.5. Сравнительный анализ пропозиционального содержания сообщения в речах влюблённых 18
2.6. Анализ скрытого смысла в речах влюблённых 20
Выводы по первой главе 22
3. Практическая (исследовательская) часть 23
3.1. Типы любви в литературе 23
3.2. Практические аспекты анализа любовной лирики 28
Выводы по второй главе 30
Заключение 32
Список литературы 34
Фрагмент для ознакомления
2
Влюбленность и любовь – это прекрасные чувства. Однако любое прекраснее чувство необходимо донести до читателя. В литературе всегда существовала проблема передачи этого чувства в разговоре или в рамках внутреннего диалога.
Можно взять любое произведение и обнаружить, что диалог персонажей, посвященный обсуждению чувств или признанию в любви, выглядит скомканным или не продуманным до конца. Точно такая же ситуация складывается и в рамках попытки анализа глав посвященных формированию влюбленности между персонажами.
Наглядный пример такой ситуации – романы М. Булгакова – «Белая гвардия». Булгаков уделил немного времени формированию чувств между Алексеем Турбинным и сестрой майора Ф. Такая же ситуация складывается и с Николаем Турбинным и его чувствами к дочери Най-Турса.
Можно утверждать, что как старой, так и новой литературе не хватает описательной составляющей для передачи всех особенностей поведения, разговоров и содержания разговоров влюбленных людей. Именно отсюда у читателей возникает ощущение неправдоподобности прочитанного отрывка произведения.
2.2. Список ключевых понятий
Солилоквий (лат. solus – один, loqui – говорю) – речь, адресованная к самому себе. Проекция внутреннего диалога используется для передачи персонажем своих мыслей, внутренних переживаний зрителю.
Апарт (термин имеющий корни в французском и латинском языках) – дословно его можно перевести как про себя, не для всех. Сегодня этим термином называют монолог, реплику, т.е. речь любого персонажа, предназначенная для зрителей. Эта информация не для персонажей расположенных в этот момент на сцене. Такую речь можно назвать вербализацией внутреннего монолога, мыслей данного персонажа происходящие в данную минуту.
Ламентация (этот термин произошел от латинского слова обозначающего плач, стенание) – этот термин пришел из риторики. Там он обозначал прием, при котором оратор начинал говорить эмоционально, приближаясь к эффекту истерики, рыдания.
Алла прима (итал. alla prima – в один заход) – способ или прием выполнения картины при котором художник все манипуляции выполняет в едином алгоритме без предварительной проработки, т.е. буквально в один заход.
Кракелюр (франц. craquelure – мелкая трещина) – трещина красочного слоя в произведениях живописи.
Пинакотека (греч. pinax – картина и theke – вместилище) – собрание произведений живописи, картинная галерея.
2.3. Сходства и различия речей главных героев в художественной литературе
Главный герой произведения, не столь важного, литературного или связанного с ним искусства (театра, кино) почти всегда является причиной самого произведения. Сюжет на самом деле как самостоятельное явление не важен. Он только помогает раскрыть те или иные стороны личности главного героя или героев.
Возьмем, к примеру, «На маяк» Вирджинии Вульф. Сюжет, упрощенный до минимума (персонажи идут к маяку, а вся суть истории построена на описании этой не большой дорог и тех событий, которые происходят с персонажами во время этой прогулки) необходим автору как способ или метод описания главного персонажа или персонажей произведения автора. Более того личность главного персонажа – это часть айсберга. Суть состоит в том, что личность главного персонажа помогает определить суть самого произведения, его формулу, если угодно, фабулу.
Второй важный момент состоит в том, что центральный персонаж или персонажи – это всегда самые детализированные, наиболее полно описанные участники истории. Причем нужно сказать, что так происходит, всегда и с любым автором. Вообще от ношения автора и персонажей его истории – это довольно сложный вопрос. Однако практика показывает, что полная деталировка главного персонажа нужна автору, что бы через них показать одну из главных идей произведения.
Так же главный персонаж – это носитель или рупор мыслей, переживаний или просто отражатель некоторых переживаний само автора. В этом отношении красноречивы М. Булгаков или Ф. Достоевский. Автор может не понимать, бояться или просто желать смерти своему плохому или хорошему главному персонажу. Однако сущность литературного произведения могут поведать все персонажи вместе. Что бы донести эту мысль до читателя автору нужно выпить свою чашу страданий, боли и отчаяния.
Как правило, любая литературная история построена на противоречии или вокруг противоречия главного персонажа с окружающим его миром или на внутреннем противоречии. Второстепенные участники истории помогают автору подчеркивать, разворачивать и приближать к читателю всю внутреннюю суть этого противостояния.
Далее для понимания особенностей работы литератора необходимо рассмотреть вопрос о персонажах литературного произведения. Для этого важно познакомиться с существующей типологией персонажей произведения принятой в современной литературе. В классической литературной критике классификация персонажей литературы выделяет:
Главные герои: связаны конфликтом и сюжетом;
Второстепенный: играет важную роль в формировании сюжетов и конфликтов, но не является их центром;
Эпизодический – в конфликте практически не участвует, но играет роль в сюжете;
Дополнительный сюжет: Может играть второстепенную роль в конфликте, но лишь косвенно упоминается в сюжете.
Главный герой не обязательно самый положительный / отрицательный или даже самый интересный персонаж. Главный герой лучше всего виден в его подробном описании. Если с второстепенными типами персонажей автор может позволить читателю проявить свое воображение, то основной действующий участник событий обязан быть разъяснен читателю прямо и до конца. Здесь нет места для двоякого понимания или искажения сути.
Наподобие жены Цезаря, которая всегда вне подозрений основной персонаж произведения первоначально не вызывающий симпатии обязан получить возможность для разъяснительной речи, которая должна поставить всю историю на место и объяснить все морально-психологические моменты. Возьмем, к примеру, главного героя романа «Щегол» Донны Тарт. Здесь главный герой – успешный молодой продавец антиквариата. Настоящий молодой, горячий и поэтому импульсивный бизнесмен. К сожалению, импульсивность героя объясняется не только молодостью, но и его привязанностью к наркотическим веществам. Другими словами он – наркоман. Более того он крепкий наркоман. Отсутствие дозы превращает персонажа в злобное существо ненавидящее весь мир.
Читатель может посчитать его поведение неприемлемым в духе «Евгения Онегина», а может быть, увидит в этом бунт керуаковских героев. Однако такой вариант определения мотивов поведения персонажа не верен. Чтобы не дать читателю пойти по простому пути Донна оставляет в тексте маленькие подсказки. В итоге из истории материализуется образ настоящего продавца антиквариата.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агилера Ф. (2012). Типы любви в литературе. Чили: язык и общение. Восстановленный от: falonaguileraa.blogspot.com
2. Акмеизм. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 25.09.2016).
3. Ахматова, А. Сочинения / А. Ахматова. В 2-х т. - М.: Цитадель, 1996.
4. Ахумадам Л. (2009) Типы любви в литературе. Чили: Literaturamor. Получено с: literaturamor.blogspot.com
5. Бальмонт, К. Д. Стихотворения / К. Д. Бальмонт. - 2-е изд. - Л.: Советский писатель, 1969.
6. Блок, А. А. Собрание сочинений / А. А. Блок. В 8 т. - М.: Государственное изд-во худ. лит-ры 1960-1963.
7. Борис Пастернак и Марина Цветаева. - URL: http://www.stihi.ru/author.html?salus/ (дата обращения: 17.09.2016).
8. Брюсов, В. Я. Собрание сочинений / В. Я. Брюсов. В 7 т. - М.: Художественная литература, 1973-1975.
9. Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. / Гораций; вступ. ст. М. Гаспарова. - М.: Художественная литература, 1970. - 479 с.
10. Гумилёв, Н. С. Стихотворения и поэмы / Н. С. Гумилёв. - Л.: Сов. писатель, 1988. - 632 с.
11. Данте, А. Лучшие сонеты / А. Данте. - URL: http://paers.ru/documents/luchshie-sonet-izvestnogo-poeta-italian-dante-aligeri-best-famous-poems (дата обращения: 05.09.2016).
12. Девять лириков. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 25.08.2016).
13. Есенин, С. А. Полное собрание сочинений / С. А. Есенин. В 7 т.; гл. ред. Ю. Л. Прокушев; ИМЛИ им. А. М. Горького РАН. - М.: Наука; Голос, 1995-2002.
14. Женщины в жизни А. Блока. - URL: http://www.stihi.ru/2014/01/04/3016 (дата обращения: 15.09.2016).
15. Жуковский, В. А. Баллады и стихотворения / В. А. Жуковский. - М.: Художественная литература, 1990.
16. Катулл. Сочинения / Катулл; пер. О. Славянки. - М.: Русская панорама, 2009. - 384 с.
17. Квятковский, А. П. Поэтический словарь / А. П. Квятковский; науч. ред. И. Роднянская. - М.: Сов. энциклопедия, 1966. - 376 с.
18. Константин Бальмонт. - URL: http: // wikipedia.org/wiki (дата обращения: 05.09.2016).
19. Лаура-Петрарка. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 25.08.2016).
20. Лермонтов, М. Ю. Сочинения / М. Ю. Лермонтов. В 2-х т. Т. 1 - М.: Правда, 1988.
21. Лю, Тинтин. Эмоционально-оценочное обращение в речевой ситуации в китайском и русском языках: влюблённые молодой человек и девушка / Тинтин Лю. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 693-696. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41103/ (дата обращения: 30.04.2022).
22. Любовь Владимира Маяковского к Лиле Брик. - URL: http://www.k-dmitriev.com/60-istorii-lyubvi/481-lyubov-lili-brik-i-vladimira-mayakovskogo.html (дата обращения: 17.09.2016).
a. Любовь. - URL: http://www.magister.msk.ru/library/philos/solovyov/solovv21.htm (дата обращения: 25.08.2016).
23. Макошь. - URL: http://midgard-svaor.com/makosh (дата обращения: 25.08.2016).
24. Мандельштам, О. Стихи о любви / О. Мандельштам - URL: http://www.lovelegends.ru/classics/mandelshtam7.php (дата обращения: 12.09.2016).
25. Мандельштам, О. Э. Собрание сочинений / О. Э. Мандельштам. В 4-х т. - М.: Арт-Бизнес-Центр, 1993.
26. Манрике Сабогал, В. (2017) Любовь и литература: история разных видов любви в великих книгах. Испания: средняя. Получено с: medium.com
27. Модернизм в литературе. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 12.09.2016).
28. Монтерей, Р. (2013). Типы любви в литературе. Мексика: время читателя. Получено от: lahoradelector.blogspot.com
29. Мы живём, под собою не чуя страны. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 23.09.2016).
30. Ожегов, С. И. Словарь русского языка: ок. 60 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 25-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Изд-во «Оникс»: ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2007. - 976 с.
31. Пастернак, Б. Л. Полное собрание сочинений / Б. Л. Пастернак. В 11 т. - М.: Слово/Slovo, 2003-2005.
32. Петрарка, Франческо. Лирика. Автобиографическая проза / Франческо Петрарка. - М.: Правда, 1989.
33. Пушкин, А. С. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 2 / А. С. Пушкин; под общ. ред. Д. Д. Благого, С. М. Бонди, В. В. Виноградова, Ю. Г. Османа. - М.: Художественная литература, 1959.
34. Пушкин, А. С. Сочинения в трёх томах / А. П. Пушкин. - Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997.
35. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия. - Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1984 - 584 с.
36. Русская поэзия. Мирра Лохвицкая. - URL: http://rupoem.ru/loxvickaya/all.aspx (дата обращения: 05.09.2016).
37. Символизм в поэзии Серебряного века. - URL: http:|// ref.by/refs/44/9189/1.html (дата обращения: 15.09.2016).
38. Сонеты Шекспира. - URL: http://www.liveinternet.ru/users/2800855/post1945544 (дата обращения: 05.09.2016).
39. Строфы века. Антология русской поэзии / сост. Е. Евтушенко. - Минск, Москва: Полифакт, 1995.
40. Толстой, Л. Н. Собрание сочинений. В 22 т. Т. 17 / Л. Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1984.
41. Тютчев, Ф. И. Полное собрание стихотворений / Ф. И. Тютчев. - Л.: Советский писатель, Ленингр. отделение, 1987.
42. Фет, А. А. Собрание сочинений / А. А. Фет. В 2-х т. Т. 1. - М.: Художественная литература, 1982.
43. Франсуа Вийон. - URL: https://www.livelib.ru/author/154832/quotes (дата обращения: 25.08.2016).
44. Цветаева, М. Стихотворения. Поэмы / М. Цветаева. - СПб.: Респекс, 1996.
45. Шайтанов, И. Античная литература / И. Шайтанов - URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200203907 (дата обращения: 25.08.2016).
46. Шекспир, Уильям. Сонеты / Уильям Шекспир; перевод С. Маршака. - М.: Астрель, 2012 - 32 с.
47. Эмар, В. (2016). Типы любви в литературе. (н / д): Валериам Эмар. Получено с: valeriamemar.wordpress.com
48. Эстетика классицизма: концепция личности, типология конфликта, система жанров. // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс: [Электронный ресурс]. –https://myfilology.ru//russian_literature/russkaya-literatura-xviii-veka/estetika-klassitsizma-kontseptsiia-lichnosti-tipologiia-konflikta-sistema-zhanrov/ (дата обращения: 01.05.2022)
49. Эстетика. - URL: http://libsib.ru/estetika/osnovnie-esteticheskie-kategorii/vse-stranitsi (дата обращения: 25.08.2016).
50. Яковлева, Елена. Н. Гумилёв и Анна Ахматова: история любви так и не ставшая сказкой / Елена Яковлева. - URL: http://2queens.ru/Articles/Biblioteka-Pisateli/Nikolaj-Gumilyov-i-Anna-Ahmatova-istoriya-lyubvi-tak-i-ne-stavshaya-skazkoj.aspx?ID=3396 (дата обращения: 15.08.2016).