Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В настоящее время огромное значение для нормального функционирования всей экономической системы в целом имеет государственный кредит. Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема не изучена полностью, нуждается в дополнительной доработке, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций.
Из истории известно, что правительство России еще в начале восемнадцатого века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотя существенными и относительно регулярным источником поступлений в казну начали выступать лишь с середины восемнадцатого века.
В условиях феодальной России основными внутренними кредиторами были монастыри и церковь. Однако постепенно социальная база государственного кредита расширилась: заимодателями становились купцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке.
Постепенно крупнейшим должником банковской системы становится царское правительство. К 1861 г. государственный долг составлял внушительную сумму - 1264 млн. рулей. Выплата погашений и процентов по займам достигла 50 млн. рублей. Или почти 15% бюджетных расходов.
История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита. Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных доходов.
Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов.
Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требует постоянного увеличения бюджетных расходов.
Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенным пределом - уровнем налогообложения, предусмотренным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к помощи государственного кредита.
Цель работы - исследование теоретических и практических аспектов управления государственным кредитом.
Для реализации этой цели поставлен следующий ряд задач:
- изучить сущность и значение государственного кредита;
- рассмотреть функции и виды государственного кредита;
- рассмотреть особенности управления государственным кредитом;
- проанализировать состояние государственного кредита как гарант и заемщика Российской Федерации.
Объектом исследования для данной курсовой работы является Российская Федерация как гарант и кредитор.
Предметом исследования данной работы является государственный кредит Российской Федерации.
Методологические приемы и способы, применяемые в работе следующие: общенаучный, аналитический, описательный, сравнительно-типологический, теоретические методы исследования, теоретический анализ и синтез.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав с подпунктами, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические основы сущности государственного кредита
1.1 Сущность и значение государственного кредита
Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности.[4, с. 56]
Государственные кредит предоставляется населением страны своему правительству путем покупки государственных облигаций внутреннего займа.
Взятые в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но, как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. [4, с. 60]
Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. Это вполне оправданный шаг, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного немедленно без ожидания поступления обычных доходов.
Таким образом, кредитным ресурсом в области государственного кредита могут служить средства населения, юридических лиц, заемные средства других государств.
При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее, государство может оказаться и в роли кредитора.
Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.
Тем не менее, в любом случае - и при бюджетном дефиците, и при сбалансированном бюджете - заемные средства не могут считаться доходами государства и отражаться в доходной части бюджета.
Средства фонда государственного кредита должны направляться на покрытие дефицита или дополнительное финансирование правительственных расходов, не влияя на размер обычных доходов государственного бюджета.
Несоблюдение этого может привести к серьезным негативным последствиям. Дело в том, что устранение границы между текущими бюджетными доходами и заемными средствами уменьшает бдительность правительства, искажает представление о его реальных финансовых возможностях. [5, с. 356]
При этом может происходить финансирование общественных потребностей при уверенности в полном финансовом благополучии, хотя фактически развитие идет на дефицитной основе и за счет будущих поколений. Неизбежным результатом такой практики будет расстройство финансовой и денежно-кредитной системы.
Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу государственно кредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения.
Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет свободных денежных средств - это одна сторона государственно кредитных отношений. Второй стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством. Выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений. При этом круг налогоплательщика не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг. [6, с. 445]
Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансирования доходов и расходов правительства.
Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.
Отношения по линии государственного кредита нельзя смешивать с банковским кредитом.
Ссудный фонд, выступающий материальной основой банковского кредитования, используется для предоставления заемных средств предприятиям и учреждениям в целях обеспечения бесперебойности и повышения эффективности процесса расширенного воспроизводства. Кредиты могут получать и частные лица.
При государственном кредите происходит формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках политической надстройки. Поэтому государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества. Это обстоятельство не допускает вольного обращения с ссудным фондом страны и беспрепятственного привлечения части банковских ресурсов к финансированию правительственных расходов.
Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. [7, с. 312]
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 17 июля 1998 г.: по состоянию на 1 апреля 2020 г.]. – Норматика, 2020. – 304 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 октября 1994 г.: по состоянию на 15 апреля 2020 г.]. - Омега-Л, 2020. – 621 с.
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации» 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 26.10.2021 № 45-П)
Учебная литература
4. Балабанов, А.И., Балабанов, Т.И. Финансы: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2019. – 190 с.
5. Белотелова, Н.П., Шуляк, П.Н. Финансы: Учебное пособие – М.: Дашков и К, 2019. – 608с.
6. Бланк, И.А. Управление финансовыми ресурсами. – М.: Омега-Л, 2019. – 768с.
7. Боди, З. Финансы: Учебное пособие. Пер. с англ. – Киев: Вильямс, 2018. – 584 с.
8. Большаков, С.В. Основы управления финансами: Учебное пособие. – М.: ФБК-Пресс, 2019. – 365 с.
9. Джеймс К. Ван Хорн, Джон М. Вахович. Основы финансового менеджмента. — М.: Вильямс, 2019. – 627 с.
10. Ковалев, В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: Учебник. – М.: Велби, 2017. – 333 с Ковалев, В.В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 768 с.
11. Колчина, Н.В. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Под ред. Н.В. Колчиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 447 с.
12. Кузнецова, В.И. Прибыль. – М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс», 2018. – 176 с.
13. Мамедов, О.А. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д.э.н. О.Мамедова. – Ростов/н/Д: изд-во «Феникс», 2018. – 545с.
14. Тренев, Н.Н. Управление финансами: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 495 с.
15. Шеремет, А.Д., Сайфулин, Р.С., Негашев, Е.В. Теория финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 208 с.
16. Шуляк, П.Н. Управление финансами/ Учебное пособие – М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2019.-752с.
Электронные ресурсы
17. Интернет-энциклопедия экономиста, статья «Государственный кредит». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.grandars.ru
18. Интернет-статья «Государственный и муниципальный кредит». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://helpiks.org.
19. "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов" (одобрено Советом директоров Банка России 25.10.2019). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru...
20. Финансы: конспект лекций. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://econ.wikireading.ru...
21. Сайт Минфина Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.minfin.ru
22. Новостной сайт «Новости оптом», статья «Государственный займ - это... Понятие и виды государственного займа». [Электронный ресурс] Режим доступа:https://newsopt.ru/jekonomikа
23. Сайт Центрального Банка Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cbr.ru/