Фрагмент для ознакомления
2
Северо-Восточной Франции. Рост разделения труда привел к невозможности областям жить в изоляции. С развитием городов появился новый социальный слой — горожане. Города вели борьбу за освобождение от власти сеньоров, в которой их поддерживал король. В свою очередь горожане надеялись, что сильная королевская власть обуздает своевольных феодалов и установит порядок в стране. Поэтому горожане, а также мелкие и средние феодалы поддерживали короля. Они рассчитывали, что сильная власть защитит их от произвола графов и герцогов. В такой ситуации противниками процесса централизации были лишь крупные светские и духовные магнаты.
Филипп II вступил в борьбу с королем Англии Иоанном за Нормандию. Считавшаяся «жемчужиной английской короны» Нормандия в ходе войны в начале XIII века отошла Франции. Вскоре к владениям французского короля было присоединено Тулузское графство на юге страны. Король стал самым могущественным феодалом страны. Расширение королевских земель было подкреплено созданием общегосударственного аппарата управления: были образованы Королевский совет, Верховный суд и Финансовое ведомство.
Людовик IX запретил междоусобные войны на землях, подчиненных королю. Отчеканенные с большим содержанием золота и серебра королевские монеты обязали принимать повсеместно. В результате около 40 различных монет, отчеканенных герцогами и графами, постепенно были вытеснены из обращения.
Таким образом, Франция стала централизованным государством. Король установил свою власть на всей территории страны.
Вопрос о централизации также встает и в нашей стране. Понятия «централизация» и «децентрализация» играют важную роль в политической жизни государства. В России стоит серьезная и до сих пор не решенная проблема в отношениях между центром и регионами. Проследив историю нашей страны, мы сможем увидеть несколько циклов централизации и децентрализации, связанные как с личностью правителя, с их взглядами на политику, так и с вынужденной сменой проводимой политики.
Достаточно вспомнить политику, проводимую Иваном Грозным в XVI веке. Русское государство начинает превращаться в полиэтническое. Принимается радикальное политическое решение по поглощению восточного соседа - осколков Орды в виде Казанского и Астраханского ханств. Вскоре за ними последовало Сибирское ханство. Решение принципиально новых геополитических задач становится новым вызовом российской региональной политике. На этом этапе требуется полная консолидация русского территориального ядра, которую и обеспечивает Иван Грозный. С этой целью проводится окончательная силовая диссимиляция прежних удельных систем с уничтожением (зачастую физическим) самостийных региональных элит - местных, особенно немосковских (верховских, тверских, ярославских) вотчинников. Прежняя система отношений остается на той территории, которая не вошла в опричнину, именовалась земщиной и стала объектом репрессий. Жесткая региональная политика Ивана Грозного вызвала обратную реакцию после его смерти и первую стихийную децентрализацию, первое за полторы сотни лет движение «русского маятника» в обратную сторону. Многочисленные бунты, участие аристократии в выступлениях против центральной власти, переход южных территорий под власть Лжедимитрия, все это свидетельствовало о дисбалансе в системе.
Петр I же проводил иную политику: при нем создаются институты сословного самоуправления для дворянства и городских элит. Период правления Петра I характеризуется как децентрализация. Его политику в дальнейшем проводила и Екатерина II.
В истории России был и такой период, когда была попытка проведения и централизации, и децентрализации одновременно. Николай II, выступая поборником самодержавия, тем не менее, шел на вынужденные уступки регионам. В итоге вся имперская система, не выдержав постоянных колебаний и так и не найдя оптимума, устраивающего регионы (политическая активность в которых неуклонно росла, захватывая все более широкие слои общества), не устояла.
Многие спорят о том, какая же политика проводится в современной России. 17 июня 2011 года на Международном экономическом форуме, проходившем в Санкт-Петербурге, о своем намерении приступить к децентрализации заявил президент РФ Д. А. Медведев: «Это необходимо для того, чтобы вам каждый раз не бегать по московским кабинетам, для того чтобы решить какие-то элементарные вопросы», - сказал тогда Дмитрий Анатольевич. Этими словами он подтвердил, что на данный момент Россия переживает период централизации.
Для подготовки конкретных предложений были созданы две рабочие группы. Группу по разработке юридических аспектов децентрализации возглавил вице-премьер Дмитрий Козак. Вторая группа под руководством вице-премьера Александра Хлопонина занимается предложениями по финансовым вопросам децентрализации. К декабрю рабочие группы выработали и представили президенту предложения о передаче с федерального на региональный уровень более 100 полномочий. Ожидается, что серия законопроектов, перераспределяющих полномочия и бюджетные ресурсы от федерального центра к регионам и муниципалитетам, будет внесена в Госдуму в ближайшее время.
Мы должны помнить, что основными признаками централизации является: концентрация ресурсов, то есть центр управляет ресурсами и распределяет их по регионам; все важные решения по различным вопросам, будь то социальная сфера, либо экономическая, принимает центр; деятельность региональных властей координируется центром. Для децентрализации же характерно: самостоятельное принятие решений регионом по вопросам в различных сферах; максимальная приближенность к объектам, по которым необходимо принять решение; население региона может прямо участвовать в решении различных вопросов.
Как мы видим, существуют и плюсы, и минусы как централизации, так и децентрализации. В нашей стране большинство плюсов должны быть за децентрализацией. Необходимо наделить регионы частичной властью. Но при этом должна сохраняться целостность государства.
Это должно происходить не стихийно, а постепенно. Принятые законы не должны противоречить федеральным во избежание конфликтов. Например, как это было в 1994г. Уже тогда обращалось внимание на то, что 7 республик в составе РФ (Якутия, Башкирия, Татарстан, Чечня, Тува, Коми, Бурятия) провозгласили себя суверенными. При этом Башкирия объявила свои отношения с РФ договорными, а Татарстан заявил о прерогативе "самостоятельно определять свой государственно-правовой статус" и назвал себя субъектом международного права. Были установлены грубые нарушения рядом республик Конституции РФ в области прав человека, национального и языкового равноправия, гражданства, налогового законодательства, воинской службы. Отмечались факты очевидного вторжения этих субъектов РФ в компетенцию федерации.
Существует еще очень много проблем, связанных не только с законодательством, и правительство должно найти оптимальный вариант для принятия того или иного решения. И такое решение должно устроить все стороны во избежание различных конфликтов.
2.2 Децентрализованное государственное устройство
К децентрализованному виду унитарных государств относят страны, в которых региональные органы власти создаются вне зависимости от центральных органов. По этой причине юридические отношения между ними выстраиваются на началах децентрализации (Япония, Новая Зеландия). Примером децентрализованного вида унитарного государства считается Великобритания, отдельные регионы которой (Уэльс и Шотландия) имеют самостоятельность (автономию).
Децентрализация предполагает самостоятельную выборность главы административно-территориальной единицы. Децентрализованная страна, состоящая из самоуправляемых частей: Испания, Италия.
Согласно конституции 1978 года, Испания является государством автономий. Государство автономий представляет собой особую модель государственно-территориального устройства, вариант так называемого регионального (составного) государства, некую промежуточную форму между унитарным государством и федерацией. Многие эксперты считают Испанию одним из наиболее децентрализованных унитарных государств. Среди признаков, характерных для федеративных государств в государственно-территориальном устройстве сегодняшней Испании присутствуют плюрализм, децентрализация управления, разграничение предметов ведения и полномочий между различными уровнями управления, сочетание симметрии и асимметрии в плане предоставления прав и полномочий автономным сообществам.
К исключительной компетенции государства ст. 149 конституции относит также: гражданство, иммиграцию и эмиграцию; отправление
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атаманчук Г.В. Система государственного и муниципального управления. Учебник. — М.: РАГС, 2005.
2. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник. – М.: Гардарики, 2012. – 431 с.
3. Добрынин Н.М. Государственное управление: Теория и практика. Современная версия новейшей истории государства. Том 2. Учебник Т.2 / Науч. ред. А.Н. Митин.-Новосибирск: Наука, 2010.-519с.
4. Захаров Н.И., Попов В.Д., Есин В.А. и др. Государственное и муниципальное управление. Учебник. - М.: Инфра-М, 2014. - 288 с.
5. Захарова Ю.В., Котова О.В. Финансирование учреждений культуры в России: поиск эффективной модели // Креативная экономика. — 2011. — № 3 (51). — с. 146-152
6. Калуцкая Н. А. Особенности финансирования бюджетных учреждений культуры // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 344-348.
7. Канкулова М.И. Финансы государственных и муниципальных учреждений. Учебное пособие. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. — 132 с.
8. Маркова А.Н., Федулова Ю.К. История государственного управления в России. Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 319 с.
9. Марков А.А. Связи с общественностью в органах власти. Учебник. — М.: Инфра-М, 2014. — 102 с.
10. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 687 с.
11. Осейчук В.И. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления. М.: Юрайт, 2016. — 269 c.
12. Пушкарев С.В. Нетипичные элементы формы государственного правления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Казань, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», 2016 г. – 26 стр.
13. Пушкарев С. В. Теоретическое моделирование в контексте преодоления методологических проблем модернизации современного российского государства / С. В. Пушкарев // Международная научная конференция «Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества», 30 сент. – 1 окт. 2010 г.: сб. докладов: в 2 т. Т. 1. / Сиб. федер. ун-т, Юрид. ин-т; редкол.: В. М. Шафиров (отв. ред.) [и др.]. – Красноярск: Центр информации, 2011. – С. 125–131
14. Пушкарев С. В. Феномен нетипичных форм государственного правления: институциональный анализ / С. В. Пушкарев // Традиции и новаторство русской правовой мысли: история и современность (к 100-летию со дня смерти С. А. Муромцева): Материалы IV международной научно- практической конференции / Иваново, 30 сентября – 2 октября 2010 г.: в 3 ч. / отв. ред. О. В. Кузьмина, Е. Л. Поцелуев. – Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2010. – Ч. 1. – С. 376–392.
15. Пушкарев С. В. Форма правления Российской Федерации: проблемные вопросы определения, функционирования и перспективы развития / С. В. Пушкарев // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Развитие юридической науки: проблемы совершенствования законодательства». Выпуск 3. Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2011. – С. 199–204
16. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. Учебник. — М.: РИОР; ИНФРА-М, 2015. — 559 с.
17. Серегин А.В. (Андрей Викторович). Форма государственного правления (вопросы теории). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук по специальности 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Научный консультант – доктор юридических наук, доктор политических наук, профессор, И.А. Иванников - Ростов-на-Дону. - 2014. - 379 с.
18. Сморгунов Л.В. Сравнительная политология. Учебник для вузов. — СПб. Питер, 2012. — 448 с.
19. Ученые записки Орловского государственного университета 2013 №04 (54) Гуманитарные и социальные науки. - Орёл: ОрлГУ, 2013. — 430 с.
20. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. Учебник. – М.: Юристъ, 2003. – 320 с.
21. Шедько Ю.Н., Миндлин Ю.Б., Цыпин И.С. и др. Система государственного и муниципального управления. Учебник для бакалавров / под ред. Ю. Н. Шедько. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 570 с.