Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы «Особенности изучения фонетики в классах с полиэтническим составом» имеет весьма актуальное значение, т.к. процесс изучения фонетики и аудирование являются одними из весомых составляющих методики преподавания русского языка как иностранного. При этом аудирование является и целью, и средством обучения. В качестве цели изучение фонетики формирует, развивает и совершенствует коммуникативные умения обучающихся. В качестве средства ‒ это выполнение разнообразных упражнений, то есть посредствам аудирования и выполнения заданий, формируются навыки вдумчивого и осознанного слушания. При этом особые трудности возникают у детей-мигрантов при обучении фонетики русского языка как второму в средних школах Российской Федерации.
Обучение фонетике должно быть направлено не только и не столько на усвоение готовых научно-практических знаний, а на возможность выработки новых знаний, на развитие креативности, гибкости мышления, на моделирование новых способов деятельности и т.д. Применение интерактивных технологий обучения при изучении фонетики позволит развивать основы нестандартного мышления обучающихся, отклониться от стереотипности в мышлении, развивает воображение, навыки коммуникативного общения, интеллектуальную, эмоциональную и другие сферы личности.
Интерактивный метод делает обучающегося и педагога субъектами учебного процесса, педагог выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся. Интерактивное обучение – это обучение, построенное на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации обучающихся. Образовательный процесс проходит в групповой совместной деятельности.
Актуальность исследования состоит в том, что в последнее время специалистами всё чаще осознается потребность в эффективных методиках обучения аудированию на русском языке как иностранном, которые позволят лучше усваивать материал в целом и помогут оптимизировать учебный процесс. Кроме этого, существует проблема отсутствия материалов для изучения фонетики, которые бы в полной мере соответствовали требованиям государственного стандарта уровня владения РКИ, отвечали бы принципам культуроцентричности и актуальности.
Все вышесказанное обосновывает утверждение об актуальности и значимости рассматриваемой темы.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности изучения фонетики в классах с полиэтническим составом.
Данная цель исследования конкретизируется в ряде взаимосвязанных задач:
определить основные сложности в обучении фонетики в классах с полиэтническим составом;
обосновать методики обучения фонетики с использованием интерактивных технологий;
проанализировать основные направления в обучении инофонов аудированию;
разработать урок использованием интерактивных технологий в обучении инофонов фонетики.
Объектом исследования является процесс обучения фонетики в классах с полиэтническим составом.
Предметом исследования – реализация интерактивных методик в обучении фонетики в классах с полиэтническим составом.
В работе применялись следующие методы исследования: аналитико-описательный, сравнительный метод, классификация, метод моделирования учебных задач.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕТИКИ В КЛАССАХ С ПОЛИЭТНИЧЕСКИМ СОСТАВОМ
1.1. Методические подходы изучения фонетики
Изучение проблем обучения фонетике в последнее десятилетие увеличилось спрос со стороны методики [10, 11, 21], учителей русского языка и преподавателей русского языка как иностранного [23], специалистов по общей фонетике, заинтересованных в преподавании [8, 20]. Фонетика как широкая междисциплинарная область преподавались в различных академических контекстах и учреждениях. Это означает, что цели обучения, содержание и учебные программы могут в некоторой степени отличаться в зависимости от потребностей обучающихся.
Исследование показали, что «ключевые» элементы или те, кого учат более чем в 80% изучаемых контекстов, включены: фонетическая нотация, основные акустические элементы фонетики, анатомия и физиология голоса, такта и др. Исследование также показало, что не все контексты обучения придавали такое же значение отдельным областям содержания. Например, некоторые исследователи придавали меньшее значение практическому освоению фонетических навыков, такие как различение, произношение или транскрипция.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1984. – С. 384.
2. Акишина А. А., Каган О. Е. Учимся учить: Для преподавателя русского языка как иностранного. - М.: Русский язык. Курсы, 2005. - 256 с.
3. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. - 13-е изд., стер. - М.: Русский язык - Медиа,- с. 568.
4. Аникина М. Н. В Россию с любовью. Начинаем изучать русский. Учебное пособие по русскому языку. - М.: Дрофа, 2014. - 142 с.
5. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Сафронова М. В., Толстых А. А. Дорога в Россию: учебник русского языка (элементарный уровень). - М.: ЦМО МГУ им. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2013. - 344 с.
6. Аркадьева Э. В., Горбаневская Г. В., Кирсанова Н. Д. Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка: В 2 ч. - М.: Флинта. - 2001 - 2006.
7. Афанасьева Н.А. Палитра стилей: учебное пособие по стилистике русского языка для иностранцев. - СПб.: Златоуст, 2012. - 116 с.
8. Афанасьева Н.А. и др. Русское слово. Учебный комплекс по русскому языку для иностранцев. Элементарный уровень. - М.: Академия, 2016 г.- 184 с.
9. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.- 312 С.
10. Березовская Я. Л., Шарафутдинова О. И. Русский язык как иностранный: Чтение: учебное пособие. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. - 135 с.
11. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной, 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
12. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 445, [3] с.
13. Вишняков С.А. Русский язык как иностранный: Учеб. пособие / С.А.Вишняков. - 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 128 с.
14. Власова Н. С., Бельская Л. Л. Русский язык как иностранный. Базовый курс - 2. Учебник для школьников, живущих в нерусскоязычном окружении. Типография Гутенберг, 2008- 2009. - 132 с.
15. Гейхман Л.К. Интерактивное обучение общению (Общепедагогический подход) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Екатеринбург, 2003 426 c.
16. Глазунова О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология. СПб, 2000.
17. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2015. - 896 c.
18. Егорова А.Ф. Трудные случаи русской грамматики: сборник упражнений по РКИ. - СПб: Златоуст, 2008. - 100 с.
19. Железнякова Е.А., Новикова П.В. Аудирование в обучении детей мигрантов русскому языку: предтекстовая работа // Этнодиалоги. 2020. №2 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/audirovanie-v-obuchenii-detey-migrantov-russkomu-yazyku-predtekstovaya-rabota (дата обращения: 20.04.2021).
20. Зайцева С.Е. Методика обучения аудированию // Инновационная наука. 2017. № 1. С. 172–175.
21. Загребельная М. Мой русский друг: начальный курс русского языка с иллюстрациями: учебник + CD. - СПб.: Златоуст, 2011. - 144 с.
22. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку: на материале русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1989.
23. Цой Е.В. Обучение аудированию на основном этапе. Методические рекомендации // Обучение русскому языку детей мигрантов. Статьи и методические материалы / Отв. редактор О. В. Горских. Томск: Региональный центр развития образования, 2012 C. 121–126.
24. Игнатова И.Б., Андреева С.М., Мордас С.Б. Практическая грамматика для иностранных студентов. - СПб - Белгород, 2006. - 184 с.
25. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1986. 103 с.
26. Кирш П.К., Крылова Н.Г., Мельникова Л.В. Русская речь интенсивно. М, 1981.
27. Крючкова Л.С, Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. Учебное пособие для начинающего преподавателя, для студентов-филологов и лингвистов, специализирующихся по РКИ. Флинта: Наука, 2009, 480 с. - (Русский как иностранный).
28. Кумбашева Ю.А. "Человек в современном мире: учебное пособие по разговорной практике" из серии "Русский язык как иностранный", 2011 г., 197 стр.
29. Костина И.С. Перспектива. Фонетический курс. Пособие для иностранных слушателей краткосрочных курсов русского языка. - СПб: «Златоуст», 1999. - 80 с. 8.
30. Кривоносов А.Д., Редькина Т.Ю. Знаю и люблю русские глаголы: Пособие для курсов русского языка. - 4-е изд. - СПб: «Златоуст», 2000. - 88с.
31. Кузьмич И.П. «Устные рассказы»: Учеб. пособие / И.П.Кузьмич. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 88 с.
32. Лебединский С.И., Гербик Л.Ф. Методика преподавания русского языка как иностранного. Учебное пособие. Мн., 2011. - 309 с.
33. Леонтьев А.А. Обучающие функции языковой среды и проблема интенсификации включенного обучения // Русский язык за рубежом. 1983..
34. Миллер Л.В., Политова Л.В., Рыбакова И.Я. Жили-были ... 28 уроков русского языка для начинающих. Учебник. - 20-е изд. - СПб.: «Златоуст», 2000. - 152 с.
35. Милованова И.С. Фонетические игры и упражнения: Начальный этап обучения / И.С.Милованова. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 160 с.
36. Новикова Н.С. Русский язык как иностранный. Н.С.Новикова, О.М.Щербакова. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 368 с.
37. Овсиенко Ю.Г. Учебник русского языка. М.: Рус. яз. Курсы, 2008. - 472 с. (15-е изд.)
38. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1999.- 944 с.
39. Пассов Е. И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем. - СПб.: Златоуст, 2009. - 124 с.
40. Розанова С. П. Преподавателям РКИ: Сто сорок семь полезных советов. Учебно-методическое пособие. - М.: Наука, Флинта, 2015. - 240 с.
41. Розенталь Д.Э. Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 832 с.
42. Федотова Н. Л. Методика преподавания русского языка как иностранного. Задачник к практическому курсу. - СПб.: Златоуст, 2013. - 200 с.
43. Чеснокова М.П. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие. - 2 изд., перераб. - М.: МАДИ, 2015. - 132 с.
44. Хавронина С.А., Широченская А.И. Русский язык в упражнениях. М, 2000.
45. Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике. М., 2003.
46. Шкапенко Т., Хюбнер Ф. Русский «тусовочный» как иностранный. Калининград, 2003. - 200 с.
47. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного. - М.: Высшая школа, 2010. - 334 с.