Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Выступление ведущих футбольных команд на российской арене убедительно показывает приверженность в развитии футбола на скоростно-силовую направленность. Быстрота в передвижении на футбольном поле, быстрота работа мысли, сила удара и силового натиска, координационная выносливость и другие элементы игры заменяют некогда пропагандирующийся в недавние времена комбинированный коллективный футбол.
Готовить футболиста универсала довольно проблематично и долго по времени, другое дело подготовить атлета для футбола. Вместо тонкого позиционного расчета и исполнительского мастерства сила и быстрота; вместо ловкого ухода от силовой опеки, наоборот, навязывание силовой борьбы противнику по всему полю; вместо хитрой и скрытой передачи партнеру мощный с размахом и максимальной амплитудой движения ноги удар.
Средства мониторинга позволяют определять количественные параметры физической подготовленности футболистов: километраж в ходе матча; брак в передачах; полезность действий в отборе мяча и при выполнении стандартных положений.
Поэтому на современном этапе развития футбола от игроков требуется проявление высокого уровня развития физических качеств.
Выбор подходов для развития физических качеств у футболистов носит актуальный характер. С одной стороны, форма проведения занятий определяет фронтальный и групповой способ в спортивной подготовке; обучение выполнению движений с проявлением координационных способностей, быстроты реакции, скорости и силы требует дифференцированного и индивидуального подхода, с другой стороны.
Многими специалистами отмечается, что физические качества у футболистов следует развивать не только упражнениями футбола, но и упражнениями других видов спорта.
Однако, методических разработок, связанных с развитием физических качеств у футболистов теми или иными средствами видов спорта, в доступных для нас в научно-методических источниках, не обнаружено. Этим фактом обуславливается актуальность нашего исследования.
Объект исследования – тренировочный процесс футболистов.
Предмет исследования - развитие физических качеств у футболистов старшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. Предполагается, что использование на занятиях упражнений футбола положительно скажется на развитии физических качеств у футболистов старшего школьного возраста.
Цель – изучить и экспериментально проверить положительное упражнений футбола на развитие физических качеств у футболистов старшего школьного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать особенности развития физических качеств у футболистов старшего школьного возраста.
2. Разработать комплекс упражнений футбола для развития физических качеств у футболистов старшего школьного возраста.
3. Экспериментально проверить эффективность комплекса упражнений футбола для развития физических качеств у футболистов старшего школьного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных литературных источников; педагогическое наблюдение; метод контрольных испытаний; педагогический эксперимент; математико-статистические методы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы развития физических качеств
1.1. Понятие физические качества и их развитие
Развитие физических качеств следует рассматривать как структуру, включающую несколько основных подсистем:
– силовые способности: собственно-силовые способности максимальной (абсолютной) силы и относительной силы; скоростно-силовые способности; силовая выносливость;
– скоростные способности: быстрота двигательной реакции (простая и сложная: реакция выбора и на движущийся объект), быстрота одиночного движения, частота движений, скорость целостного локомоторного движения;
– выносливость: общая выносливость, специальная выносливость конкретному виду деятельности;
– гибкость: активная гибкость, пассивная гибкость;
– ловкость как система координационные способностей: способность точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений.
Силовые способности. Под силой индивида понимают его способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечного напряжения [3].
Быстрота – способность человека к выполнению действий в минимальный (кратчайший) промежуток времени. Под скоростными способностями организма в спортивной педагогике принято понимать его функциональные свойства, определяющие скоростные характеристики движений и время двигательной реакции [6].
Выносливость. Под выносливостью принято понимать способность организма в течение длительного времени выполнять какую-либо работу и противостоять утомлению в ходе выполнения этой работы [1].
Гибкость. Под гибкостью понимают способность к максимальным по амплитуде движениям в суставах.
Координация движений. Ловкость характеризуется координацией и точностью движений. Координация движений – основной компонент ловкости: способность к одновременному и последовательному согласованному сочетанию движений. Под ловкостью подразумевается способность человека к быстрому овладению новыми движениями или к быстрой перестройке двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации [5].
Подчеркнем, что средством развития физических качеств являются три группы динамических упражнений:
1) упражнения, выполняемые с весом собственного тела;
2) упражнения с внешним отягощением (например, блины от штанги); сопротивление упругих снарядов – эспандеры, резина; сопротивление партнера;
3) силовое сопротивление внешней среды – бег по песку, против ветра; тренажеры и другое [4].
Направления в развитии физических качеств: динамическое и статическое.
Приведем пример статических упражнений для развития силовых способностей. Среди них выделим следующие: поза Планки; поза лодочки; отрыв ног от пола с руками, вытянутыми в стороны.
- поза Планки – опора на локти. Пресс и ягодицы в напряжении, туловище не прогибается в поясничном отделе позвоночника, голова - продолжение туловища. Зафиксировать положение на 30 сек. Выполнить 3 подхода. Отдых между повторениями – 60 сек.;
- поза лодочки. Исходное положение: лежа на животе. Оторвать верхнюю часть тела от пола. Руки выпрямлены вперед. Зафиксировать положение на 30 сек. Выполнить 4 подхода. Отдых между повторениями – 60 сек.;
- поза лодочки. Исходное положение: лежа на животе. Оторвать верхнюю и нижнюю часть тела от пола. Руки выпрямлены вперед. Зафиксировать положение на 30 сек. Выполнить 4 подхода. Отдых между повторениями – 60 сек.;
- поза лодочки. Исходное положение: лежа на животе. Оторвать нижнюю часть тела от пола. Руки выпрямлены вперед. Зафиксировать положение на 30 сек. Выполнить 4 подхода. Отдых между повторениями – 60 сек.;
- оторвать ноги от пола, руки вытянуть в стороны. Задержаться в этом положении на 30 сек. Повторить 4 раза. Отдых между повторениями – 60 сек.;
- поза Планки – опора на ладони. Пресс и ягодицы в напряжении, туловище не прогибается в поясничном отделе позвоночника, голова - продолжение туловища. Зафиксировать положение на 30 сек. Выполнить 4 подхода. Отдых между повторениями – 60 сек. [9].
Среди упражнений футбола выделим динамическое направление в развитии физических качеств: выполнение футболистами ускорений, силовых приемов в отборе мяча у соперника, контактную борьбу при персональной опеке в штрафной площади ворот.
На занятиях футболистов в основной части обратим внимание на таких упражнениях, как приседания с грузом (утяжелителями), бег с преодолением препятствий, прыжки через скамейки или барьеры, единоборства, игра в регби.
В том или ином случае прослеживается универсальное условие для развития физических качеств, сохранять высокую интенсивность и заданный тренером объем при выполнении упражнений [26, с.123].
При достижении футболистом высоких скоростей является поводом говорить о развитии быстроты; при преодолении или сопротивлении внешних предметов (гири, гантели, штанги, собственного тела) приходится отмечать развитие силы. Потому что, при повторении упражнений с собственным телом или со снарядами, сокращаясь, мышцы способствуют увеличению скорости в движениях [13].
Примером могут быть упражнения в беге с преодолением препятствий (барьеров, скамеек) футболистами на тренировке, включающие следующею последовательность: бег с максимальной скоростью 10 метров по 8 повторений или прыжки через препятствия в 4 подходах.
Для повышения уровня развития физических качеств у футболистов применяют тренажеры, работа на которых позволяет использовать принцип сопряженного воздействия [48].
Нестандартное оборудование позволяет повысить интенсивность занятий без увеличения его объема и затрат времени. Использование нестандартного оборудования позволяет выполнять упражнение в заданном режиме [40].
Многократное повторение подобных упражнений футболистами осуществляется параллельно с развитием морально-волевых качеств. Данные психологические качества сопутствуют развитию физических качеств у футболистов, поскольку нагрузка оказывает влияние на организм в условиях его предельных возможностей для работы [10, с. 76].
И.Н. Добронравов отмечает, что «в практике двигательной деятельности существуют и другие подходы. Например, увеличение прироста циклических показателей можно добиться, используя дифференцированный способ: развивать только одно физическое качество – скорость, выносливость, гибкость, силу, координационные способности. Данные примеры подтверждают существование определенной зависимостью между, например, силой и скоростью» [9, с. 37].
Известны примеры из опыта работы специалистов футбола, которые убеждают, что осуществляется прямой переход от развития силы к развитию скорости. Следовательно, у футболистов для развития физических качеств можно акцентировать внимание на развитии одного из качеств, например, быстроты или силы. В том и другом примере будет прирост скоростно-силовых качеств [30, с. 142].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абулаева, С.Г. и др. Сравнительная характеристика морфофункциональных параметров физического развития юношей // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2015. № 1 (30). С. 84-87.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия: Раритет, 2017. – 653 с.
3. Абулаева, С.Г. и др. Сравнительная характеристика морфофункциональных параметров физического развития юношей // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2015. № 1 (30). С. 84-87.
4. Аленин, Д. Г. Средства и методы технической подготовки в пауэрлифтинге: учебное пособие / Д. Г. Аленин, А. Б. Бальзанников, Д. В. Шибанов. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2010. - 93 с.
5. Бондаренко, A.A. Пути повышения силовой подготовки атлетов Текст. / A.A. Бондаренко // Пауэрлифтинг. 2009. - № 6. - С. 5-7
6. Велла Марк. Атлас анатомии для силовых упражнений и фитнеса / Марк Велла. - Москва: АСТ, Астрель, 2015. - 144 c.
7. Верхошанский, Ю.В. Влияние силовых нагрузок на организм в процессе его возрастного развития / Ю.В. Верхошанский, И.О. Гансенко. - М., 1989. - 20 с.
8. Гатауллин, С. Т. Основы начальной физической подготовки в пауэрлифтинге: учебно-методическое пособие для студентов спортивного отделения всех направлений подготовки / С. Т. Гатауллин. - Москва: Гос. ун-т Упр., 2013. - 19 с.
9. Губа В.П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования: научно-метод. пособие / В.П. Губа. -М.: Советский спорт, 2012. -384 с.
10. Гузь, С.М. Средства и методы развития силы на этапе начальной спортивной специализации в силовом троеборье / Гузь С.М., Хуббиев Ш.З. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. -№ 12(58). - С. 40-46.
11. Гульянц, А.Е. Методика круговой тренировки силовой направленности в системе физического воспитания студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М, 1988. - 27с.
12. Донцов, А. Конструктор тела. Силовые и фитнес-тренировки / А. Донцов. - Москва: Питер, 2015. - 854 c.
13. Жмакин, И.А. Физическое развитие и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у юношей-пауэрлифтеров. Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тверская государственная медицинская академия". Тверь, 2004 – с. 43
14. Жукова, Л.М., Коваленко, Л.В., Кучина, Л.А., Райнгардт, Е.А. Методические основы пауэрлифтинга: научная статья. Карагандинский Государственный Медицинский Университет: Частное учреждение «Академия «Болашак» (Караганда), 2015. – 80-82 с.
15. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена // Основы теории и методики воспитания. М: Советский спорт.- 2006. 200 с.
16. Ибатуллина, Р.М. Формирование мотивации к занятиям пауэрлифтингом у детей 13 – 14 лет / Р.М. Ибатуллина, М.Ф. Шарипов // Материалы региональной научно-методической конференции магистрантов. Уральский государственный университет физической культуры. 2018. С. 172-177.
17. Иванов, В.А. Влияние средств атлетической гимнастики на физическое развитие юношей в пубертатном периоде // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 50-2. С. 112-119.
18. Казаков, Р.Ю. Пауэрлифтинг как средство развития физических качеств и укрепления здоровья суворовцев старших курсов // Сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции. 2018. С. 68-72.
19. Кан, Н.Б. Воспитание силовых способностей у юношей 15 – 16 лет // Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под ред. С.И. Логинова. Сургут, 2009. С. 56-59.
20. Кисебаев, Ж.С. и др. Характеристика физического и морфофункционального развития юношей, занимающихся спортом // Здоровье семьи - 21 век. 2015. № S. С. 188-192.
21. Клычков, К.Е. Общие рекомендации для обучающихся по силовому троеборью: МГТУ им. Н. Э. Баумана (Мытищинский филиал): Колледж современных технологий им. Героя Советского Союза М. Ф. Панова (Москва), 2018. – 180-222 с.
22. Ковальский, И. Идеальное тело. Силовые упражнения для настоящих мужчин / И. Ковальский. - Москва: Вектор, 2010. - 112 c.
23. Коджаспиров, Ю.Г. и др. Повышение эффективности тренировки в пауэрлифтинге // Материалы Международного научно-практического конгресса, посвященного 100-летию. 2018. С. 311-314.
24. Колокольцев, М.М. Характеристика физического развития юношей с учётом типологических особенностей их конституции // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 10 (105). С. 309-314
25. Корюкаев, Н.Н. Влияние занятий пауэрлифтингом на мышцы тела и особенности формирования силовых способностей у пауэрлифтеров // Актуальные научные исследования в современном мире. 2018. № 4-6 (36). С. 131-136.
26. Кэмпбелл, А. Лучшие силовые упражнения и планы тренировок для мужчин / А. Кэмпбелл. - Москва: Попурри, 2013. - 841 c.
27. Лисничук, Р.М. Воспитание волевых качеств у юношей 13 – 14 лет, занимающихся пауэрлифтингом // Здоровье нации - наша забота! Материалы VI региональной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. 2012. С. 41-42.
28. Мартовский А. Н., Эффективность различных методов развития мышечной силы у юношей 15-17 лет / А. Н. Мартовский // В. сб.: Материалы научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. - М., 1986. - С. 11-12.
29. Мельников, Д.С. Резервные возможности регуляторных механизмов спортсменов, занимающихся бодибилдингом и пауэрлифтингом // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 180-летию со дня рождения П.Ф. Лесгафта (1837-1909). Под редакцией А.А. Обвинцева, Е.Н. Курьянович. 2017. С. 108-112.
30. Музурова, Л.В. и др. Физическое развитие юношей средней конституции // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. 2010. № 2 (14). С. 10-15.
31. Мухамедьяров, Н.Н. Силовые виды спорта: тяжёлая атлетика, пауэрлифтинг, гиревой спорт, армрестлинг, бодибилдинг, кроссфит: учебное пособие / Мухамедьяров Н. Н. - Симферополь: Ариал, 2018. - 247 с.
32. Назаренко, Ю.Ф. Техника соревновательных упражнений в силовом троеборье: учебное пособие / Ю.Ф. Назаренко, С.Ю. Те. Омск: СибГАФК, 2001. 27 с.
33. Никитин, С.О. Исследование физических нагрузок в процессе подготовки начинающих пауэрлифтеров (на базе сборной команды ВОЛГУ по пауэрлифтингу) // Инновационные преобразования в сфере культуры физической, спорта и туризма. Научные труды XVIII-ой Международной научно-практической конгресс-конференции. 2015. С. 88-91.
34. Никитин, С.О. К вопросу индивидуализации учебно-тренировочного процесса в пауэрлифтинге // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма. Сборник материалов XXI Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 239-242.
35. Новаковский С.В. Теория и методология силовой подготовки детей и подростков: монография /С. В. Новаковский, Л. С. Дворкин.-Ростов н/Д.,2002. - 326 с.
36. Новоселова, О.Б. Особенности морфофункционального статуса спортсменов троеборцев: научная статья. ЮГУ: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна» (Уфа), 2017. – 422-431 с.
37. Осипова, В.Н. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие - М.: МГИУ, 2010. – 190 с.
38. Опухтин P.M. Все о пауэрлифтинге. / Р.М. Опухтин -Феникс, 2010. -456 с.
39. Перов, П.В. Содержание физической подготовки на начальном этапе занятий пауэрлифтингом: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб, 2005 - 24 с.
40. Поздняков, Г.П., Криволапов, С.В. Сила важнейшее физическое качество в спортивной деятельности курсанта: научная статья. Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске: Военный научно-практический вестник, 2016 – 124-126 с.
41. Пронович, Ю.В. Особенности применения различных методов силовой подготовки в подготовительном и соревновательном периодах годичного цикла тренировки у квалифицированных спортсменов, специализирующихся в пауэрлифтинге // Ученые записки: сб. рец. науч. тр. Минск, 2007. С. 188-194.
42. Пронович, Ю.В. Применение различных режимов мышечной деятельности в подготовительном и соревновательном периодах годичного цикла тренировки у квалифицированных спортсменов, специализирующихся в пауэрлифтинге // Ученые записки: сб. рец. науч. тр. Минск, 2007. С. 194-200.
43. Пьязин, А. И. Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств // Физкультура и спорт. 1995. № 4. - С. 23.
44. Солодков, A. C. Физиология человека: Общая. Спортивная. Возрастная: учеб. / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М.: Терра-спорт, 2001. - 519 с.
45. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов – 5 – е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 186 с
46. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология / А.Г. Хрипкова. - М.: Просвещение, 1978. - 286 с.
47. Шашурин, А. В. Физическая подготовка / А. В. Шашурин. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 317 с.