Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Характерной чертой развития современного российского общества является повышенное внимание к правотворческой деятельности, что связано с коренными преобразованиями правовой системы. Социальные реформы предполагают интенсивное развитие правотворческого процесса. К законотворчеству подключились представительные органы субъектов Российской Федерации, развиваются их правотворческие функции, что изменяет систему правотворчества, усложняет его структуру, расширяет источники. Становится актуальным формирование национальной доктрины правотворчества с учетом наследия российской правовой культуры.
Активизация правотворческой деятельности, выразившаяся в беспрецедентном для отечественного правового регулирования росте числа законодательных, подзаконных и правоприменительных актов в ключевых сферах правовых отношений - конституционной, гражданско-правовой, административной, финансовой, экологической, борьбы с преступностью и многих других.
В настоящее время предпринимаются инициативы по совершенствованию правотворческой деятельности. Так, введение института регулярного правового мониторинга призвано поставить на научную основу оценку эффективности функционирования правовой системы, систематизацию действующего законодательства, наладить постоянную связь между субъектами правотворческой деятельности и правоприменителями, обеспечить регулярный процесс совершенствования правотворческих актов. Конечной целью проводимых мероприятий в этой сфере является создание в России эффективного механизма правотворчества, работа которого позволит выйти на новый уровень правотворческого обеспечения государственной политики, правоприменительной деятельности, осуществления правосудия.
Степень разработанности темы исследования. В российской литературе вопросам правотворчества посвящены монографии, диссертации, статьи, учебные и практические пособия. Значительный вклад в постановку и решение актуальных проблем правотворчества внесли М.И. Матузов , М.М. Рассолов , А.А. Клишас , И.А. Нестеренко , И.Н. Сенин , Е.Н. Тонков , В.В. Ершов , В.Б. Фролова , С.Н. Сергевнин , С.Г. Гусева , М.Б. Румянцев , Агжанова , В.С. Бялт , Е.А. Петрова и другие авторы, работы которых послужили теоретической основой настоящего исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе нормотворческой деятельности государства и иных субъектов формирования права.
Предметом исследования являются понятие правотворчества.
Основной целью настоящей работы является комплексное изучение понятия правотворчества в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- проанализировать понятие, принципы и виды правотворчества;
- раскрыть понятие законотворчества как основной разновидности правотворческой деятельности;
- обозначить стадии и субъекты законотворчества;
- дать характеристику понятию «юридическая техника».
Методологическую основу работы составили общие и частные методы научного познания социальных явлений: индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение, обобщение, формально-юридический, историко-правовой, системный методы и др.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция России, действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, закрепляющие принципы правотворчества.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, три главы, заключение, библиографический список.
1. Правотворчество: понятие, принципы, виды
Правотворчество представляет собой одну из важнейших форм правовой деятельности государства и общества, в результате которой морально-нравственные императивы, интересы и ценности, сложившиеся в общественном сознании, получают нормативно-правовое закрепление в системе права. Правотворчество является завершающим этапом глобального социального процесса правообразования.
В юридической литературе правотворчество толкуется как «официальная деятельность субъектов правотворчества по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов» . Целесообразно говорить о правотворчестве «как о деятельности, направленной на создание различных формально-юридических источников права, осуществляемой от имени государства компетентными правотворческими субъектами, обеспечиваемой системой государственных гарантий и завершающей процесс правообразования» .
Более широким по содержанию является понятие правообразования, которое отражает весь процесс формирования правовой нормы, начиная с выявления потребности в необходимости правового регулирования определенных общественных отношений, обусловленной сложившимися в обществе интересами и ценностями, формирования идеи проекта нормативного правового акта и вплоть до его создания, опубликования и вступления в законную силу.
Правообразование включает в себя такие элементы, как выявление потребности в правовом регулировании, учет факторов, формирующих данную потребность, проведение мониторинга правоприменения действующего законодательства, формирование правотворческого замысла, идеи законопроекта, подготовка концепции правового акта, проведение всенародного обсуждения законодательной инициативы, проведение правовой и антикоррупционной экспертизы проекта правового акта, «нулевое чтение» .
Заключительной стадией правообразования является правотворчество, которое начинается с момента реализации законодательной инициативы субъектами правотворческой деятельности, включает в себя процесс внесения проекта нормативного правового акта, его обсуждения, принятия, подписания, опубликования и вступления в законную силу. Правотворческая стадия завершает социальный процесс правообразования посредством придания общеобязательности морально-нравственным, естественно-правовым нормам и их формального закрепления в системе действующего права.
«Роль правотворчества проявляется в становлении права и правовой системы» . Принципы правотворчества представляют собой основополагающие требования, нормы общего характера, определяющие смысл и содержание деятельности законодателей.
Значение принципов в правотворческой деятельности заключается в наполнении процедурных моментов законодательной техники аксиологическим (ценностным) содержанием, без чего правотворчество превратилось бы в простую совокупность процедур, направленных на формальную легитимизацию воли господствующих в обществе социальных групп.
Наиболее часто в юридической литературе называются такие принципы правотворчества, как демократизм, системность, законность, научность и профессионализм, объективность, гуманизм, морально-нравственная обоснованность, справедливость и др.
«Принцип демократизма представляет собой возможность участия народа в процессе правотворчества путем публичного, в том числе всенародного, обсуждения принимаемых нормативных правовых актов, взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти, прохождения законопроектами стадии «нулевого чтения», обсуждения на круглых столах, парламентских слушаниях, в СМИ, учета интересов меньшинства» . Правотворчество становится тем эффективнее, чем более полно отражаются интересы народа, морально-нравственные представления общества о добре и зле, чести и совести. Правотворчество должно отражать существующую реальность и преобразовывать ее по пути прогресса. При этом условии в полной мере будет реализован принцип демократизма.
Принцип гласности предполагает открытость правотворческих процедур на всех стадиях правотворческого процесса (в том числе посредством доступа к электронным базам законопроектов в сети «Интернет») и обязательное опубликование нормативных правовых актов. Важным средством обеспечения принципа гласности правотворчества является активное использование механизмов всенародного обсуждения проектов нормативных правовых актов, в том числе с применением современных законотворческих технологий, которые объективно расширяют возможности общественной экспертизы законопроектов.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. – Москва: Проспект, 2021. – 64 с.
2. Постановление от 22 января 1998 года № 2134-II ГД «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»: Электронный ресурс // Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/reglduma/
3. Постановление от 30 января 2002 года № 33-СФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»: Электронный ресурс // Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/reglsovet/
Литература
4. Агжанова Д. М. Понятие юридической техники // Молодой ученый. 2018. № 48 (234). С. 95-97.
5. Братановский С.Н. Право: учебник для вузов. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 453 с.
6. Бялт В.С., Трипутин С.Н. Законотворчество как вид правотворчества: теоретико-правовая характеристика // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД. 2016. № 2. С. 35-38.
7. Ершов В. В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений. – М.: Российский государственный университет правосудия (РГУП), 2018. – 628 с.
8. Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник. – Москва: Дело, 2020. – 529 с.
9. Нестеренко И.А. Правотворчество в Российской Федерации: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2017. – 272 с.
10. Петрова Е.А. Актуальные вопросы современного механизма правотворчества // Правотворчество в XXI веке: Эволюция доктрины и практики. К 90-летию со дня рождения А.С. Пиголкина: Сборник научных статей / отв. ред. В.В. Лазарев. – М.: Норма, ИНФРА-М, 2022. – 344 с. - С. 175-183.
11. Румянцев М.Б. Правотворчество в Российской Федерации: монография. – Чебоксары: ИД «Среда», 2019 – 324 с.
12. Сенин И.Н. Основы юридической техники: учебное пособие: – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 173 с.
13. Сергевнин С.Н. Правотворчество: основные понятия и принципы // Вестник экономической безопасности. 2016. № 6. С. 257-259.
14. Теория государства и права: учебник / под ред. А. А. Клишас; Российский университет дружбы народов, Юридический институт. – Москва: Статут, 2019. – 512 с.
15. Теория государства и права: учебник / М. Б. Смоленский, Г. А. Борисов, М. В. Мархгейм, Е. Е. Тонков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 480 с.
16. Теория государства и права: учебник / под ред. М. М. Рассолова, А. И. Клименко. – Москва: Юнити, 2021. – 344 с.
17. Фролова В.Б. Социально-антропологическая обусловленность правотворчества в контексте рассмотрения процесса формирования права // Право и образование. 2019. № 12. С. 164-169.
18. Черепанов В.А. О проекте федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журнал российского права. 2013. № 3. С. 80-87.
19. Чертова Н.А. Теория государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 40.03.01 – Юриспруденция (бакалавриат). – Архангельск: САФУ, 2021. – 151 с.
20. Юридическое мышление: классическая и постклассическая парадигмы / под ред. Е. Н. Тонкова, И. Л. Честнова. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2020. – 465 с.