Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что проводимые в последние годы исследования российскими учеными-административистами в области правового регулирования обеспечения общественного порядка в России показали назревшую объективную необходимость качественного изменения концепции и нормативной правовой базы в части правонарушений, посягающих на права граждан.
Объектом исследования являются правоотношения, возникающие при правонарушений, посягающих на права граждан. Данный институт включает в себя различные аспекты - социальные, экономические, культурные, правовые.
Предметом исследования данной работы являются нормы действующего административного законодательства, устанавливающих ответственность за административные правонарушения, посягающие на права граждан.
Целью данной работы ставится комплексное изучение административных правонарушений, посягающих на права граждан.
Задачами работы является:
• исследовать понятие административного правонарушения;
• охарактеризовать административные правонарушения, посягающие на права граждан;
• проанализировать проблемы привлечения к административной ответственности за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;
• дать административно-правовую характеристику нарушения порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов в российской федерации.
Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты.
Методологической основой исследования стали общенаучный диалектический метод познания, в том числе, системно – структурный, конкретно–социологический, метод сравнительного проведения и другие научные методы. При написании работы также использовались нормативно–правовой, исторический, системно–функциональный, сравнительно–правовой и иные специальные методы научного познания.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении взглядов ведущих ученых в рассматриваемой области.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Административные правонарушения. Административные правонарушения, посягающие на права граждан
1.1. Понятие административного правонарушения
Административные правонарушения являются одним из наиболее распространенных противоправных деяний, совершаемых в Российской Федерации, и выступают в качестве единственного основания административной ответственности.
Исследованию этой проблемы посвящены многие работы представителей науки административного права. Однако некоторые вопросы до сих пор носят дискуссионный характер, что вызывает определенные трудности в правоприменительной практике. В настоящее время интерес к названному институту обусловлен и разработкой нового Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В литературе предлагались различные определения административного правонарушения. Так, А.В. Серегин отмечал, что административное правонарушение - это виновное антиобщественное деяние (действие или бездействие), нарушающее общественные правила поведения, охраняемые мерами административного воздействия.
По мнению А.Б. Агапова, «административным правонарушением признается посягающее на публичные интересы, частную, государственную, муниципальную и иные виды собственности, права и свободы граждан противоправное, виновное деяние лица, за которое федеральным законом предусмотрена административная ответственность». Имеются и другие определения, подчеркивающие различные аспекты административного правонарушения.
Легальное определение понятия административного правонарушения закреплено в ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которой административное правонарушение - это противоправное виновное действие или бездействие, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Анализ приведенного определения позволяет выделить основные признаки правонарушения, которые характеризуют существенные стороны данного явления. К их числу относятся: противоправность, виновность, наказуемость. Помимо названных, в литературе выделяют также и иные признаки административного правонарушения. Так, многие авторы, считают, что таковым является общественная опасность. По их мнению, административные правонарушения так же опасны, как и преступления, и отличаются от последних лишь по степени общественной опасности.
Другие полагают, что административным правонарушениям присуща общественная вредность (вредоносность), то есть они хотя и причиняют определенный вред общественным интересам, но не общественно опасны.
Анализ указанных подходов свидетельствует об отсутствии в достаточной степени научно обоснованных положений о материальном характере административных правонарушений, приемлемых для законодательной практики, а с другой стороны, указывает на недостаточную развитость самой административно-правовой теории о правонарушениях. В силу этого общественная вредность не воспринята в качестве материального признака административного правонарушения действующим административным законодательством.
Не вступая в подробную дискуссию по данному вопросу, отметим лишь, что в действующем законодательстве общественно опасным считается только преступление (ч. 1 ст. 14 УК РФ), однако само понятие общественной опасности в законодательстве не закреплено. Нет единого мнения по этому поводу и в литературе. Чаще всего общественную опасность рассматривают как причинение конкретного вреда или создание реальной угрозы причинения вреда интересам личности, общества и государства. При этом характер общественной опасности определяется прежде всего теми общественными отношениями, на которые совершено посягательство, способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий и др. С этой точки зрения большинство административных проступков нельзя признать общественно опасными, так как они носят формальный характер, и для их квалификации наличие конкретных вредных последствий не требуется. Например, при курении в общественных местах, там, где это запрещено, ответственность наступает не за причинение вреда конкретным лицам, а в связи с тем, что нарушитель игнорирует общеобязательные правила, проявляя тем самым пренебрежение к интересам общества.
Обстоятельством, свидетельствующим в пользу точки зрения об общественной вредности административных правонарушений, является и норма, предусмотренная ч. 2 ст. 14 УК РФ, согласно которой деяние, хотя бы формально и содержащее признаки преступления, не признается таковым в силу малозначительности и не может быть признано общественно опасным. Таким образом, законодатель прямо закрепляет мысль, что противоправное малозначительное деяние не представляет общественной опасности.
По мнению М.И. Никулина, общественная опасность административных правонарушений выражается в их «массовом характере». Действительно, курение в неустановленных местах является весьма распространенным деянием, однако признать его общественно опасным вряд ли возможно. Общественная опасность определяется не количеством нарушений определенного рода, а характером их содержания и характером тех последствий, которые наступили или могли реально наступить в результате совершения конкретного противоправного деяния.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
5. Федеральный закон от 18.03.2019 № 28-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ, 25.03.2019, № 12, ст. 1218.
6. Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 519-ФЗ «О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации»; Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 521-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2018, № 53 (часть I), ст. 8447.
7. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3031.
8. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Российская газета, № 32, 08.02.1992.
9. Распоряжение Правительства РФ от 04.04.2019 № 631-р «Об образовании межведомственной рабочей группы по подготовке нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства РФ, 15.04.2019, № 15 (ч. IV), ст. 1800.
10. Указание Генпрокуратуры России от 21.09.2018 № 602/27 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений экстремистской направленности» // Законность, № 11, 2018.
11. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П // Собрание законодательства РФ, 10.03.2014, № 10, ст. 1087.
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.06.2018 № 23-П // Собрание законодательства РФ, 25.06.2018, № 26, ст. 3932.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 6, 2005.
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.09.2018 № 32 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 11, ноябрь, 2018.
15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // Российская газета, № 142, 04.07.2011.
16. Постановление Кировского районного суда г. Саратова от 28 февраля 2019 г. по делу об административном правонарушении № 5-58/2019 // СПС «КонсультантПлюс».
17. Постановление мирового судьи судебного участка Ковдорского судебного района Мурманской области от 8 февраля 2017 г. по делу об административном правонарушении № 5-53/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
18. Агапов А.Б. Административная ответственность. М.: Юрайт, 2012. С. 136.
19. Административное право / Под ред. А.С. Телегина. Ч. 1. Пермь, 2015. С. 290 – 291.
20. Бешукова З.М. К вопросу о криминализации массового распространения экстремистских материалов: некоторые дискуссионные аспекты // Административное и муниципальное право. 2016. № 8. С. 649 – 657.
21. Борисов С.В., Жеребченко А.В. Квалификация преступлений экстремистской направленности: Учебное пособие. М.: Волтерс Клувер, 2011. С. 119, 120.
22. Булатов Б.Б., Сидорова И.В. Об объективной стороне оскорбления // Административное право и процесс. 2017. № 11. С. 47.
23. Васильев Э.А. Общественная опасность - основной критерий отграничения административных правонарушений от преступлений // Государство и право. 2007. № 4. С. 88.
24. Канунникова Н.Г. Административно-правовая характеристика нарушения порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2020. № 5. С. 53.
25. Колпаков В.К. Вредность и общественная опасность административного правонарушения // Административное право и процесс. 2018. № 8. С. 11.
26. Никулин М.И. Административная деликтология: концептуальные основы профилактики административных деликтов. Хабаровск: ДЮИ МВД РФ, 2004. С. 137.
27. Никулин М.И. Проблемы науки административной деликтологии. Хабаровск, 2005. С. 96.
28. Овчарова Е.В. Способы обеспечения эффективности административного принуждения в механизме правового регулирования налогообложения и сборов // Административное право и процесс. 2019. № 12. С. 20.
29. Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. М., 1975. С. 54.
30. Телегин А.С. Административная ответственность юридических лиц: некоторые вопросы применения // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 2(80). С. 52.
31. Телегин А.С., Тиунова Н.В. Повторность совершения административного правонарушения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. № 4(46). С. 626 - 650.
32. Якимов А.Ю. Субъекты административной юрисдикции (история, тенденции, перспективы) // Административное право и процесс. 2019. № 8. С. 26.