Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Особенности современной деятельности журналиста 6
1.1 Журналистская деятельность: аспекты, особенности 6
1.2 Социальная ответственность журналисткой деятельности 9
Глава 2 Социальная ответственность журналистов в России: эволюция, современная ситуация, способы ее решения 13
2.1 Эволюция социальной ответственности журналистской деятельности на примере трансформация культуры речи российских тележурналистов 13
2.2 Кодекс журналистов России и его функционирование 21
2.2 Закон о «фейках» от 04.03.2022 23
Заключение 25
Список используемой литературы 27
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Журналистика как информационная деятельность призвана объективно отражать картину мира, открывающуюся человеческому разуму. Она сама является частью этого образа и, как таковая, также составляет систему. Журналисты должны обеспечить максимально полное отражение общественной и личной жизни, держать пульс этой жизни, своевременно предупреждать о нарушениях ее ритма, открывать широкую общественную дискуссию по возникающим проблемам, с тем чтобы найти оптимальные решения для обеспечения жизнеспособности и развития общества и личности.
Но журналистская деятельность также предъявляет особый требования к профессии, поскольку СМИ принимают участие в формировании мировоззрения, мнения, концепции населения. Не зря СМИ называют особым видом власти.
Вспомним, к примеру, как была важна ответственность и цензура СМИ в годы советской власти. И что произошло в связи с перестройкой – газеты, телевидение, печать стали рассказывать и вещать такие ситуации и явления, о которых светский человек не мог даже догадываться, что они происходят в стране. В то время вышла программа «600 секунд», которую вела сначала Светлана Сорокина, а после – Александр Невзоров. Это была шокирующая программа, где обычному советскому зрителю показывали упадок нравов. Уже в 2003 году Невзоров в интервью сказал, что ему стыдно за 90-е годы, когда с экрана телевизора вещалась пропаганда насилия, за то время, поскольку он был «охмелён собственным успехом, разрушил много судеб» . На наш взгляд, уже тогда Невзоров «вскрыл» проблему ненасыщаемости внимания зрителей, «потребительства» в отношении количества поглощаемых новостей и ток-шоу. Чем больше человек смотрит зрелищных и негативных новостей, тем большая зависимость от них формируется. Ведь главная проблема современного мира – это менеджмент внимания. Причинами, инициировавшими кризис доверия российского населения в течение нескольких последних лет к средствам массовой информации, является систематическое нарушение профессиональной этики российскими журналистами. Население видело ангажированность – как политическую, так и экономическую.
Журналисты обнародовали непроверенные факты, создавали искусственные сенсации. Часто в Интернете можно увидеть так называемые «заказные» статьи, где нет ссылок на авторов. Многие журналисты вторгаются в личную жизнь граждан. Через российские СМИ часто ведется пропаганда насилия и нарушаются элементарные правила приличия, нормы языка и др. Данные процессы происходят на фоне функционирования созданных в это время законодательных актов и законов («О средствах массовой информации» , «Об авторском праве и смежных правах» (утратил силу), «О рекламе» ), ряда деонтологических документов («Кодекс профессиональной этики российского журналиста» , «Хартия телерадиовещателей» , «Декларация гильдии судебных репортеров» и т. д.).
Целью данной работы является рассмотрение темы социальной ответственности журналиста.
Задачи:
- описать аспекты и особенности журналистской деятельности;
- изучить вопрос социальной ответственности журналистской деятельности;
- рассмотреть эволюцию социальной ответстенности журналистов на примере трансформации речевой культуры тележурналистов;
- описать кодекс журналистов России и его роль в функционировании социальной ответственности журналистской деятельности;
- рассмотреть закон о «фейках» в России как инструмент социальной ответственности журналистов.
Объект исследования – социальная ответственность журналистов. Предмет исследования – особенности современной ситуации в контексте социальной ответственности журналистов.
Глава 1 Особенности современной деятельности журналиста
1.1 Журналистская деятельность: аспекты, особенности
Последние десять лет в сфере медиа говорят о том, что сейчас информационно-коммуникационная среда проходит период глобальных трансформаций, как итог – преимущественно одноканальная система распространения информации становится многомерной структурой, где каждый участник может в любой момент пообщаться с любым другим участником системы или со всеми одновременно .
Ограничения, которые налагаются на политические и общественные СМИ, ставят вопрос относительно того, может ли в современной ситуации реализовываться само понятие журналистики. Вполне возможно, что журналистская область вписывается в термин «массовые коммуникации» именно сейчас.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Больц Н. Азбука медиа. - М.: Европа, 2011. С. 54
2) Декларация Гильдии судебных репортеров "О принципах честной работы в жанрах судебного очерка и репортажа, а также журналистского расследования"// https://presscouncil.ru/teoriya-i-praktika/dokumenty/759-deklaratsiya-gildii-sudebnykh-reporterov-o-printsipakh-chestnoj-raboty-v-zhanrakh-sudebnogo-ocherka-i-reportazha-a-takzhe-zhurnalistskogo-rassledovaniya (дата обращения 30.04.2022)
3) Дмитрий Киселев пригрозил США ядерной войной//https://tvrain.ru/teleshow/here_and_now/dmitrij_kiselev_prigrozil_ssha_jadernoj_vojnoj_-365138/ (дата обращения 30.04.2022)
4) Закон об уголовном наказании за фейки. Как он изменил работу журналистов//https://www.rbc.ru/technology_and_media/05/03/2022/6223325d9a7947835d28df5d (дата обращения 30.04.2022)
5) Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации"//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 30.04.2022)
6) Исторические хроники// https://archive.is/20120909085610/www.izvestia.ru/letters/article36588/#selection-777.0-777.20 (дата обращения 30.04.2022)
7) Казаков Ю., Пропаганда, доверие и точка невозврата // Журналист. — 2017. — № 4. — С. 14-17
8) Кодекс профессиональной этики российского журналиста// http://docs.cntd.ru/document/901854413 (дата обращения 30.04.2022)
9) Макарова П. В., Концепция журналистской этики и идеала в работах И. М. Дзялошинского и Э. Ламбета // Наука и школа. — 2021. — № 4. — С. 37-42.
10) Место встречи: Пришёл и говорю?! От 20.09.2017// https://rutube.ru/video/0d24a3aa5ee1d71d056f223068706093/ (дата обращения 30.04.2022)
11) Нигматуллина К. Р., Профессиональная культура журналиста: поиск общих подходов в западных и российских исследованиях // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2019. — № 3. — С. 84-90
12) Панкеев И. А., Журналист и журналистика: единство противоположностей? // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2017. — № 5. — С. 199-207.
13) Премия им. Листьева 2010. Полная речь Леонида Парфёнова// https://www.youtube.com/watch?v=O9nvQhUBA0k (дата обращения 30.04.2022)
14) Приоритеты массмедиа и ценности профессии журналиста : материалы Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 17-18 мая 2018 года. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2018.
15) Прохоров Е. П. Исследуя журналистику. — М.: РИПХолдинг, 2020.
16) Распопова С., Светлана Распопова: "Внутри нормального человека всегда идет борьба с собой" // Журналист. — 2021. — № 10. — С. 90-93
17) Уайт А., Правда и этика : пер. с англ. // Журналист. — 2017. — № 4. — С. 18-20
18) Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/(дата обращения 30.04.2022)
19) Хартия телерадиовещателей// https://presscouncil.ru/index.php/teoriya-i-praktika/dokumenty/756(дата обращения 30.04.2022)
20) Шибаев Д. В., Этико-правовое регулирование сферы средств массовой информации // Информационное право. — 2017. — № 3. — С. 34-38.
21) Цветкова Е. В., Фейк-ньюз: взгляд журналиста и юриста // Российская юстиция. — 2020. — № 4. — С. 61-63.
22) Цуриков А., Аспекты освещения чрезвычайных ситуаций в современных средствах массовой информации // Инженер. — 2018. — № 10. — С. 30-33.