Фрагмент для ознакомления
2
Волейбол (от англ. volleyball от volley – «летающий», «удар по мячу с лёта», «подача с выходом к сетке» и ball – «мяч») – это командный бесконтактный вид спорта. Волейбольная игра проводится на площадке 18х9 метров, которая разделена посередине сеткой, закрепленной на высоте 2,43 м (а для женщин – 2,24 м). Целью игры в волейбол выступает перебрасывание мяча (длина окружности которого достигает 65-67 см, вес соответственно – 260-280 гр) над сеткой так, чтобы мяч коснулся площадки соперника, не давая при этом совершить этот же принцип противнику. Подобные игры были известны издавна во многих странах мира (в Древнем Риме, Древней Греции, средневековой Японии). Современный же волейбол зародился в Америке в 1895 году [2].
Сегодня, волейбол – это одна из самых популярных и зрелищных игр. Для успеха в профессиональном спорте спортсмен изучает и осваивает тактику игры, досконально изучает правила и возможности той или иной позиции в игре. Однако, прежде всего необходимо иметь хорошую физическую подготовленность и физические или биологические данные (например, рост). Именно поэтому сложно найти спортсмена, который внешне плохо выглядит. Напротив, спортсмен всегда обладает привлекательной внешностью и атлетичным телом. За этим скрывается ежедневный труд и регулярная физическая подготовка.
Известно, что физическая подготовленность волейболиста является одним из факторов, которые обуславливают эффективность командной игры, групповой и индивидуальной технико-тактической работы. Какой бы техничностью не обладал бы волейболист, ему не добиться успеха, без хорошей и разносторонней физической подготовленности. В первую очередь, потому что каждый игровой эпизод требует решения конкретной задачи несколькими волейболистами одновременно. Именно с этой целью им необходимо быть согласованными в быстроте, пространственной ориентировке и скорости реакции игровых действий. Во-вторых, в связи с тем, что в волейболе каждый игрок команды должен уметь своевременно и точно оценить игровую ситуацию, принять правильные решения и в тоже время успеть их реализовать. Технико-тактическая эффективность волейболистов, у которых недостаточно развита скорость реакции на мяч, партнера, соперника (то есть движущийся объект) в противном случае будет всегда низкая быстрота принятия решения (выбора). В-третьих, так как волейбол становиться более атлетичным видом спорта, насыщенным активностью борьбы на сетке, огромным количеством прыжков, передвижений и т.п., то наличие скоростно-силовой подготовленности – это уже неотъемлемое качество волейболиста профессионала.
Физическая подготовка – это долгий и трудоемкий процесс, целью которого выступает достижение и стремление волейболистами к высочайшему уровню физической подготовленности. Такой уровень физической подготовки будет соответствовать общепринятым требованиям и правилам игры. К примеру, если с целью эффективности игровой деятельности волейболисту необходимо выполнить много технико-тактических приёмов и взаимодействий с наибольшей мощностью, то уровень развития специальной физической подготовленности должен позволить сделать это ему в каждой игре [8].
В структуру физической подготовленности волейболистов входят разные физические качества. В физической культуре принято называть все эти качества так: сила, быстрота, выносливость, ловкость (или координация) и гибкость [4].
Значительное место в системе физической подготовки юных волейболистов должно быть отведено воспитанию мышечной силы. Развитие силы у юных волейболистов (мальчики и девочки) находится в тес- ной связи с возрастом. Так в период от 8 до 18 лет сила у юных волейболистов увеличивается не равномерно – скачкообразно. Как показывают исследования, наиболее благоприятный период воспитания специальной силы является возраст 14-18 лет [12].
Прежде чем, перейти к специальной силовой подготовке юных волейболистов необходимо создать так называемый мышечный корсет туловища для бипедии (двуногого хождения), который состоит из: мышц удерживающих тело в равновесии, мышц брюшного пресса, мышц разгибателей и сгибателей спины [15].
Быстрота (скоростные способности или скоростные качества) – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Предполагается, что выполнение задания длится небольшое время и утомление не наступает. Скоростные качества в современном волейболе играют весьма важную роль. Успешная игра команды возможна лишь в том случае, если ее игроки опережают игроков соперника, выигрывая у них время и пространство. Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. Можно выделить четыре элементарных проявления скоростных способностей волейболистов:
Быстрота реакции (простая и сложная). Сложная может быть реакция на движущейся объект (мяч, партнеры, соперники) и реакция выбора (когда из не- скольких разновидностей технического приёма, нужно выбрать один, наиболее эффективный в данный момент);
Скорость одиночного движения;
Способность к быстрому началу движения (ускорения);
Способность к быстроте перемещений [26].
Все указанные формы проявления быстроты относительно независимы и требуют принципиально отличных средств воспитания. В волейболе мы встречаемся с комплексным проявлением этих способностей. Следует помнить, что скорость выполнения целостного двигательного акта зависит не только от уровня развития быстроты, но и от развития силы и скоростно-силовых способностей, а также техники движений и т.д.
Ловкость – (способности координации движений) можно определять как совокупность свойств индивидуума, которые проявляются в процессе решения двигательных задач различной координационной направленности и сложности, которые обуславливают успех в управлении двигательными действиями и их регуляцией [15].
Ловкость движений – это очень тонкие в пространственной точности движения, скоординированные и вместе с тем они лапидарно укладываются в отдельные, порой довольно сжатые рамки времени. При этом пространственная и временная точность и их сочетание проявляются как в обычных, так и в переменных условиях.
Развитие ловкости у волейболистов – это процесс совершенствования сложных по координации двигательных действий, и главным образом, способности в короткие сроки перестраивать собственную двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владения своим телом в безопорном положении.
Гибкостью называется физическое качество, у которого высокий уровень позволит юному волейболисту проделывать всевозможные двигательные действия с необходимой (как минимальной, так и максимальной) амплитудой. Гибкость обусловлена эластичностью (стретчинга) мышц и связок. Специально направленная и, главным образом, последовательная работа в системе способна повлиять на совершенствования данного свойства мышечно-связочного аппарата. Понятие «гибкость» целесообразно использовать тогда, когда речь заходит о суммарной подвижности в суставах всего тела спортсмена.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барчуков, И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. – Москва : Кронус, 2011. – 247с. - ISBN 978-5-406-05216-7. – Текст : непосредственный.
2. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.А. Беляев, Л.В. Булыкина – Москва : Физкультура и Спорт, 2007. – 184с. - ISBN 978-5-278-00848-4. – Текст : непосредственный.
3. Бутин, И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. – Москва : Владоспресс, 2002. – 105 с. - ISBN 5-305-00035-1. – Текст : непосредственный.
4. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков. – Ростов –на- Дону : Феникс, 2008. – 381 с. – ISBN 978-5-22-14232-5. -Текст : непосредственный.
5. Гаврилов, М.А. «Волейбол» / М.А.Гаврило – Москва : «Физкультура, образование, и наука» 2000. – 294с. - Текст : непосредственный.
6. Дорохов, Р.Н. Физическое развитие детей школьного возраста / Р.Н. Дорохов. Медицина, подросток и спорт. – Смоленск, 1995. – 267 с. - Текст : непосредственный.
7. Железняк, Ю.Д. Подготовка юных волейболистов / Ю.Д.Железняк. – Москва : Физкультура и спорт Москва, 2003.-294с. - ISBN 978-5-94578-095-8. - Текст : непосредственный.
8. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский. – Москва : Физкультура и спорт, 1982. – 223 с. - Текст : непосредственный.
9. Ивойлов, А.В. Волейбол : учебник для институтов физ. культуры. А.В. Ивойлов, Ю.Д. Железняк – Москва, 2000. - 230 с - ISBN 5-278-00325-1. - Текст : непосредственный.
10. Клещев, Ю.Н. Юный волейбол, Подготовка юных волейболистов / Ю.Н. Клещев. – М.: Физкультура и спорт, 2003. – 294с. - ISBN 5-278-00740-0. - Текст : непосредственный
11. Королев, М.Ф. Мяч над сеткой: Методика обучения юных волейболистов приему и передачам мяча в школе // Физическая культура в школе. – 2009. – №4. – С.33-37. - Текст : непосредственный
12. Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов.- Москва : Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с. - ISBN 978-5-7695-8434-3. – Текст : непосредственный.
13. Лепешкин, В. Волейбол / В. Лепешкин // Спорт в школе. – 2007 (№20). - Текст : непосредственный.
14. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. – Москва : 1991. – 103 с. - ISBN 5-345-00133-2. – Текст : непосредственный.
15. Матвеев, Л.П. Общая теория спорт / Л.П. Матвеев. – Москва : 2001. – 540 с. - ISBN 978-5-9718-0433-8. – Текст : непосредственный.
16. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов.- Москва : Издательский центр «Академия», 2009. – 480 с. - ISBN 978-5-4468-7256-5. – Текст : непосредственный.
17. Фурманов, А.Г. Волейбол, юный волейболист / А.Г. Фурманов.- Минск : Современный школьник, 2009. – 240 с. - Текст : непосредственный.