Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сократ говорил: «Познай себя и ты познаешь весь мир». Современная страсть к познанию, горизонты которого раз за разом отодвигаются на все более необозримые расстояния, принуждает нас как и прежде обращаться к словам великого грека, подчеркивающим, что момент самоопределения и самопознания, осознание того, что представляет собой человек, как он видит себя и какое место занимает в мире, все еще является первостепенным и одним из самых важных. Об этом же говорил и русский религиозный философ Н.Бердяев, указывая на высокую актуальность самопознания, как для каждого человека, так и для всего человечества, поскольку только оно помогает осмыслить драму человеческого бытия, а также угрожающие тенденции развития современного общества.
Немецкий философ М.Шелер уверен, что в наше время при слове «человек» в сознании образованного европейца так или иначе возникает три круга идей.
Во-первых, круг представлений современной науки, объясняющий суть и происхождение человека в категориях естествознания, среди которых ведущую роль играет теория эволюции Ч.Дарвина. Согласно данной теории человек – продукт поступательного развития животного мира от низшей формы к высшей.
Таким образом, теория фактически утверждает, что человек отличается от животного только сложностью соединения энергий и способностей, которые в потенции существуют и всегда существовали также и в низших, по сравнению с человеческой природой, формах. Иными словами, человек – это то же животное, но более умелое, более развитое, чем его собратья.
Второй круг представлений, раскрывающихся в сознании европейца при встрече с такой категорией, как «человек», по мнению М.Шелера, связан с наследием греко-античной культуры. Именно в рамках этого периода культуры человек впервые осознал свое исключительное положение по отношению к природе. Человеческий разум и речь, как его атрибут, а также способность к творчеству и осознание своей самости и свободы – вот что сделало человека человеком, вот что является его сутью, его основанием, лежащим в основе современных представлений.
Таким образом, можно сделать вывод, что если в основе процесса познания лежит самопознание, то в основе самопознания современного европейца – три круга вышеназванных представлений, являющих собой естественнонаучную, философскую и теологическую антропологии.
Мы видим, что представления человека о себе самом связаны как с идеями научной картины мира, так и с идеями в пределах бессознательного, которые предстают перед нами посредством художественных образов, выражающихся в произведениях искусства, но все они лишены целостности и указывают на то, что, по замечанию Шелера, «…еще никогда в истории человек не становился настолько проблематичным для себя, как в настоящее время». [15]
Произведение искусства, обращаясь к бессознательному и воссоздавая мир в целостных и типичных картинах, несет в себе общечеловеческое содержание, поэтому можно говорить о том, что и то произведение искусства, которое было создано в отдаленную эпоху, не утрачивает своего значения с течением времени, но обретает новые измерения и трактовки, а художественные формы, заново осмысляемые в каждую эпоху, как и заключенные в них общечеловеческие ценности, продолжают волновать во все времена.
В этом смысле избранная нами тема, - «Творчество Амброджо Лоренцетти» - является удачной и условно представляет собой место, где два из наиболее глубинных кругов представлений европейца о себе самом встречаются. Избранная тема позволит одновременно обратится к наследию культуры и рассмотреть каким образом преломляются в нем представления о человеке.
Соответственно, необходимо ограничить проблематику вопроса хронологическими рамками итальянского Ренессанса – эпохи, воскрешающей наследие греко-античной культуры, не заостряя внимания на ее особенностях в рамках тех или иных европейских государств, поскольку нас интересуют не национальные черты, а общие для всей европейской ментальности идеи, который содержит в себе зерно понимания человека как архетипа.
Такой подход позволит нам сформулировать цель исследования как: дать анализ творчества Амброджо Лоренцетти в контексте искусства проторенессанса.
В ходе исследования будут решены следующие задачи:
1. Определить духовное значение, суть и символизм сюжета для западной культуры в творчестве Амброджо Лоренцетти.
2. Определить место произведений Амброджо Лоренцетти в итальянском искусстве эпохи тренчето
3. .Рассмотреть как идея творчества Амброджо Лоренцетти преломляется в художественном творчестве Ренессанса.
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, списка и альбома иллюстраций.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура основной части предопределена тематикой исследования и состоит из двух глав, разделенных на параграфы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Исходя из поставленных хронологических рамок, очевидно, что при анализе библейского сюжета в творчестве художников эпохи необходимо опираться на общую историографию периода, семантические, стилистические и биографические исследования сюжета.
С этой же целью в курсовой работе обращается к культурологической и психологической литературе, исследующей как общие вопросы творчества, так и то, каким образом ключевые категории человеческой ментальности находят свое отражение в культуре. В этом смысле полезной оказалась работа К.Дункера «Психология продуктивного (творческого) мышления», позволившая выстроить мост между подчас бессознательными представлениями человека о себе самом и их отражением в культуре.
Такие авторы, как Борисов О.С., Быстрова А.Н., Свечникова Н.О., Макарова А.Н., Маркова А.Н., Спиркин А.Г., Ярошевский М.Г., Шаповалов В.Ф. и другие, работавшие над учебной литературой в области культурологии, философии и психологии дали нам общее представление об интересующей нас теме. Нельзя говорить о каком бы то ни было сознательном исследовании ими вопроса, так как учебная направленность их трудов предполагает скорее общий взгляд, чем глубокое погружение, но для нас в данном случае этот общий взгляд на эпоху, особенности ментальности ее представителей, отражение ее в искусстве как раз и представлял ценность.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арчер В., Щеглов Г., Мифологический словарь / В.Арчер, Г.Щеглов. – М.: Астрель. – 2016. – 368 с.
2. Библейская энциклопедия. – 3-е изд. – М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. – 768
3. Блэк М. Метафора // Теория метафоры. М., Прогресс, 2017. — С. 153 -172
4. Борисов О.С., Свечникова Н.О. Культурология. Учебное пособие. Санкт-Петербург , 2018.
5. Вазари, Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Жизнеописание Мазаччо из Сан Джованни ди Вальдарно, живописца. / Перевод Ю. Н. Верховского. Электронный ресурс: www.krotov.info
6. Васильевский В.Г. Лекции по истории Средних веков. СПб.: Алетейя, 2008. – 646 с.
7. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 8т. - СПб.: ЛИТА, 2000.- С. 864.
8. Гуревич П. С. Философия человека: Учебное пособие. М.: РГУ, 2019. – 169 с.
9. Гуревич П.С., Основы философии. - М.: Гардарики, 2000. - 438 с.
10. Европейская живопись XIII – XX вв. Энциклопедический словарь. – М.:Искусство, 1999.
11. Импеллузо Л. Природа и её символы. Растения, цветы, животные / Л.Импеллузо. – М.:Омега, 2009. – 368 с.
12. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под.ред. Л.М.Брагиной - М.: Высшая школа, 2019.
13. Кларк, Кеннет. Нагота в искусстве. Пер. с англ. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 480 с.
14. Культурология. /Под ред.А.Н. Макаровой. - М., 2000.
15. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов./Под ред. А.Н.Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1998. - С. 183.
16. Лакофф Д., Джонсон.М. Метафоры, которыми мы живем. М.: УРСС, 2004. - 256 с.
17. Мазаччо // Художественная галерея, №54, 2005 г.
18. Маккай Л. Мир Ренессанса. – Будапешт: Прогресс, 1984.
19. Мамардашвили М. Необходимость себя. Введение в философию. Доклады, статьи, философские заметки / Сост. и ред. Ю.П.Сенокосова, - М.: Лабиринт, 1996. – 93 с.
20. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. – СПб: Издательство «Лань», 2007. – 384 с.
21. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2009. – С. 446