Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развивающиеся в современном обществе процессы социально-экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, ответственной, саморазвивающейся, самостоятельной и самосовершенствующейся. Общество нуждается в молодых людях, способных по-новому и свежим взглядом посмотреть на решение насущных проблем, вести за собой. В связи с этим особую важность приобретает развитие лидерских качеств у старших школьников, так как именно в этом возрасте закладываются и формируются основы лидерского потенциала, который впоследствии раскрывается во взрослой жизни.
Для того, чтобы развить лидерские качества старшему школьнику необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять жизненную позицию, но и активно реализовывать её в рамках определенной деятельности. Процесс развития лидерских качеств у подростка и раскрытия его потенциала ведет к проявлению лидерства.
Лидерство – это набор волевых качеств человека, который может и не проявляться в повседневной жизни, но непременно проявится в стрессовой ситуации. На сегодняшний день обществу не хватает лидеров, будь то личная, профессиональная или социальная сфера жизни, или что-то более своеобразное и творческое, нам нужны лидеры.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие личности, формирование потребности в занятиях физическими упражнениями и положительного отношения к физической культуре и спорту.
По мнению авторов И.Н. Котовой, Е.Ю. Плешаковой, у части выпускников школ оказываются слабо сформированы такие важные личностные качества, как инициативность, выдержка, самостоятельность, смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, которые могут характеризовать лидера.
Целью данного исследования изучение особенностей и возможностей формирования лидерских качеств средствами физической культуры у обучающихся старшего школьного возраста.
Для реализации цели исследования перед нами были поставлены следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую характеристику учащихся старшего школьного возраста.
2) Рассмотреть понятие лидерства.
3) Проанализировать развитие лидерских способностей на занятиях физической культуры учащихся старшего школьного возраста.
Программа исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение.
Структура исследования: работа состоит из введения, одной главы, состоящий из трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития лидерских качеств на уроке физической культуры
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся старшего школьного возраста
Старший школьный возраст имеет свои специфические особенности, выраженные в основных детерминантах развития.
Возраст старшеклассников относится к периоду юности, который имеет целый ряд психологических особенностей. Наблюдается значительное изменение в отношении к учебе, к определённым дисциплинам. Если у учащихся 9-х классов отмечается падение интереса к изучению ряда дисциплин, то старшеклассники напротив относятся с большей ответственностью .
В соответствии с отечественным подходом – Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина – можно выделить ряд специфических особенностей.
Л.С. Выготский отмечал, что для этого возраста характерно наличие кризиса, который связан со становлением личности как субъекта собственного развития. Основным процессом на данном возрастном этапе является развитие самосознания .
А.Н. Леонтьев считал, что первое развитие самосознания происходит на рубеже 3-х лет критерий появление местоимения Я, что связано с прохождением кризисного состояния. Вторым этапом развития самосознания является подростковый возраст и связан он с развитием рефлексии. В данный период происходит двустороннее развитие – как я себя понимаю и принимаю и как меня принимают другие. Выделение себя из окружающего мира – это путь к развитию самосознания .
В соответствии с подходами указанных авторов данный возраст характеризуется включением в профессионально-учебную деятельности, что обуславливает направление активности на познание основ профессиональной деятельности.
Среди основного новообразования Д.Б. Эльконин выделяет следующие: формирование мировоззрения, формирование профессиональных интересов и склонностей, формирование самосознания.
Формирование Я-концепции в подростковом возрасте характеризуется противоречивостью, неустойчивостью, именно формирование устойчивой самооценки является основой формирования саморегуляции. В 15-17 лет представления о себе охватывают уже все стороны собственной личности, во всей их многогранности и единстве, суждения о себе совершенствуются, подвергаются самокритике, самооценка становится наиболее точной .
По мнению ряда авторов – С.Р. Аллахвердян, Р. Берне, Л.И. Божович, И.С. Липкина, Ю.Н. Максимова, М.А. Резниченко – в подростковом возрасте самооценка переходит на внутренний план, оценка себя происходит не в разрезе сравнения с внешними объектами, а в соответствии с внутренними сформированными образами. Это является специфическим признаком развития саморегуляции, основой ее развития. Это важный момент в становлении самосознания, так как он указывает на завершение перехода от внешней регуляции поведения (конкретные требования ситуации) к саморегуляции (требования Я образа).
Одним из важнейших следствий развития самосознания является наличие у него ощущения возможности выбора содержания, направление собственного существования. В контексте теории Р. Мэя это формирует осознание существования в настоящее время. При этом обратной стороной свободы выступает ответственность человека перед самим собой за выбор направления своего развития.
М.Е. Кадомцева провела исследование децентраций и самоотношений учащихся 10-х–11-х классов, в которых показано, что учащиеся ориентированы на настоящее и будущее. При этом выраженность ориентации на прошлое отрицательно влияет на самоотношение старшеклассников, как уверенность в себе, ожидание позитивного отношения к себе, самоценность .
Ориентация на будущее в старшем школьном возрасте связано с саморегуляцией, представленность образов себя как субъекта деятельности формирует образ себя в будущем. Это формирует локус-контроль и формирует ощущение возможности самостоятельного управления своей жизнью.
Г.А. Селезнева раскрыла в работах, что отношение к будущему и Я-концепция выступают как два системообразующих фактора в структуре личности старшеклассника.
Это является основой процесса эмансипации, который характеризуется возможностью оценивания будущего и подчинении собственных действий.
Л.И. Божович, В.А. Иванников, В.К. Калин, Т.Н. Шульга в особенностях развития эмоционально-волевой сферы старшеклассников выделили следующие компоненты: становление нравственных основ воли, развитие мотивов свойственных учебной деятельности, обеспечение готовности к преодолению трудностей, выработку конструктивных способов поведения в сложных ситуациях, тренировку волевого усилия.
Подростковый возраст характеризуется чрезвычайно быстрыми изменениями как в психическом, так и в физическом развитии. Активнее становится работа потовых и сальных желёз, появляются угри и прыщи. Быстрый рост и изменение форм тела может приводить к временной заметной асимметричности . В этот период подросткам свойственна некоторая неуклюжесть, связанная с привыканием к своему новому телу.
Для подросткового периода характерно изменение Я-концепции, и оценка своей внешней привлекательности оказывает одно из решающих воздействий. Однако подростки склонны чересчур строго оценивать свою внешность, поэтому если изменения не соответствуют ожиданиям, то у них возникает чувство разочарования и неполноценности.
Причинами озабоченности могут также стать иные особенности, не относящиеся к физическому облику, которые принято считать крайне неприятными для окружающих: боязнь неприятного запаха изо рта или от гениталий, запах пота – всё это может спровоцировать негативное отношение к подростку.
Физическая привлекательность влияет на самооценку, популярность в кругу сверстников, развитие личности, отношения подростка, его поведение и социальное положение. Уязвимой подростковой группе приходится сталкиваться с негативными социальными переживаниями и психосоциальными стрессами.
Дразнения, нападки или оскорбления со стороны сверстников способствуют развитию низкой самооценки. Исследования доказывают, что есть тесная связь между низкой самооценкой и депрессией, между низкой самооценкой и суицидальным поведением.
Подростки с низкой самооценкой застенчивы и остро, а порой неадекватно, реагируют на критику. Они испытывают тревогу и беспокойство по поводу того, что над ними смеются, и чувствуют себя уязвимыми. Положение подростков осложняется тем, что в этот период своего развития они эмоционально неустойчивы, податливы влиянию как среды, так и окружающих людей. Важным фактором для адаптации подростков является также реакция родителей и других значимых респондентов на изменения физического облика подростка. Порой родители позволяют себе критические высказывания в адрес внешности своего ребенка, что является недопустимым. Известно, что на восприятие девочками своей внешности большое влияние оказывают взаимоотношения с матерью, а также отношение матери к своей собственной внешности.
Подростки с поздним развитием выглядят как маленькие девочки и мальчики, поэтому сверстники, да порой и взрослые, часто относятся к ним как к детям, что сильно огорчает юношей и девушек. В отличие от своих сверстников, подростки с ускоренным или замедленным темпом развития испытывают трудности при общении с другими ребятами как своего, так и противоположного пола, переживают чувства одиночества и зависти к своим друзьям, чувствуют себя изгоями. Кроме того, подростки оказываются в более невыгодном социальном положении, нежели их сверстники: их не приглашают на вечеринки, не берут в спортивные секции по причине недостаточного роста. К физически привлекательным подросткам относятся лучше, у них развивается более позитивная самооценка, они более популярны и лучше приспособлены в обществе.
Дисморфофобические переживания данного типа присущи многим подросткам и являются нормой, так как не определяют всего поведения подростка, не связаны с утратой критики, проходят с возрастом и хорошо поддаются терапии. Однако подростковый возраст может выступить как провоцирующий, патогенетический или преципитирующий, то есть ускоряющий развитие психических нарушений, фактор. «Запускается» развитие патологии, которая медленно, но верно превращается в хроническое заболевание. Кроме транзиторной реактивной дисморфофобии А.Е. Личко использовал понятие «эндореактивная подростковая дисморфомания», которая, в отличие от первой, характеризуется психотическим уровнем. Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств.
Л.И. Божович, И.С. Кон, В.Э. Чудновский особенности развития эмоционально-волевой сферы старшеклассников связывают с включением подростка в новый вид ведущей деятельности – общение, с изменением социальной ситуации развития, возникновением новых референтных групп.
Можно сделать вывод на основании теоретического анализа о том, что период старшего школьного возраста является периодом завершения формирования представлений о самом себе. Важным новообразованием является ориентация на будущее, представленное в понимании зависимости будущего от личностных особенностей. Формирование ориентации на будущее связано с формированием необходимости профессионального самоопределения.
Формирование психологической готовности учащегося к профессиональному и личностному самоопределению - основная задача для ученика и учителя в этом возрасте. А именно: формирование системы мировоззрений и ценностных ориентаций, профессиональная ориентация, овладение методами научного познания, самовоспитание. В период юности в жизни каждого человека расширяются горизонты познания реального мира, себя самого, других людей, ко всему вырабатывается своё отношение, происходят попытки найти своё место в обществе и определить жизненные цели. Старшая школа является завершающим этапом созревания и формирования личности. В этом возрасте происходит формирование структуры самосознания, жизненных планов, ценностных ориентиров.
Развитие интеллекта старшеклассников претерпевает качественные изменения, перемены в структуре мыслительных процессов. В них сочетаются характеристики подростка и проявление активного взросления. Сформировываются определённые принципы поведения, система мировоззрения, ценностные ориентиры, по которым отражается избирательное отношение к определённым дисциплинам.
Данный возраст характеризуется стремлением к самостоятельности, направленностью на будущее, попытками осознать и переосмыслить свое настоящее. В особенности ярко выражено увлечение общественными проблемами, а также разнообразной практической деятельностью, творчеством, спортом. Разнообразность увлечений и развитие профориентации обуславливают индивидуализацию обучения. Обострение чувства ответственности у старшеклассников и сознательного отношения к планированию собственного времени открывает новые перспективы организации самостоятельной учебной деятельности и стимулирования потребности в самообразовании.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2016. - 271 с.
2. Бисултанова, Т. М. Проявление лидерских способностей у старшеклассников / Т. М. Бисултанова, З. М. Миназова // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 26 ноября 2021 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. – С. 231-233.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Психология личности. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, В.В. Архангельской - Москва: АСТ, 2016. – 350 с.
4. Долгов М. Геометрия команды, создающая энергию. Модель «5F» : кр. рук-во к действию для лидеров / Максим Долгов. — М. : Долгов Максим Валерьевич, 2019
5. Дубро, Ю. С. Модель развития лидерства в коллективе старшеклассников / Ю. С. Дубро // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – Т. 7. – № 4(29). – С. 107.
6. Емельянова, У. Ю. Лидерские качества современных старшеклассников / У. Ю. Емельянова // Общество и наука: векторы развития : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 18 декабря 2020 года / ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2020. – С. 102-103.
7. Жалевич А. Мудрость лидера / А. Жалевич. - М.: Эксмо, 2015. - 640 c.
8. Залевский, Г. В. Личность и фиксированные формы поведения // Г. В. Залевский. - Москва: ИП РАН, 2017. - 336 с.
9. Кетс де Врис М. Мистика лидерства : Развитие эмоционального интеллекта : пер. с англ. / Манфред Кетс де Врис. — М. : Альпина Паблишер, 2019.
10. Краснощекова, Г.А. формирование лидерских качеств и умения работать в команде у старшеклассников // Общество: социология, психология, педагогика. -2021. -№4 (84).- С. 25-34.
11. Кретов Б. И. Лидерство: социально-политические проблемы : учеб. пособие / Б. И. Кретов. — М. : МИИТ, 2016. – с. 56
12. Лалу Фредерик. Открывая организации будущего / Фредерик Лалу ; пер. с англ. В. Кулябиной ; [науч. ред. Е. Голуб]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016
13. Максвелл Д. Я - победитель! / Д. Максвелл. - М.: Попурри, 2016. - 240 c.
14. Ньюмен Б. 10 законов лидерства / Б. Ньюмен. - М.: Огни, 2016. - 144 c.
15. Плешакова Т.В. Роль письменной речи в свете современных требований к формированию коммуникативных компетенций // Социосфера. 2015. № 4. С. 12-13.
16. Плешакова, Е.Ю. Формирование лидерского потенциала : учебное пособие / Е. Ю. Плешакова. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского гос. экон. ун-та, 2017. - 105 с.
17. Подъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2000.
18. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре – Сант-Петербург: Речь, 2016.- 176 с.
19. Сакс Р. Дж. Уроки лидерства : Недельные главы Еврейской Библии / Рабби Джонатан Сакс ; пер. с англ. О. Алякринского. — М. : Книжники, 2020
20. Сатарова, М. И. Формирование лидерских компетенций старшеклассников в общеобразовательной организации / М. И. Сатарова // Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития : Сборник научных статей II Всероссийской научно-практической конференции, Калуга, 12 ноября 2021 года. – Калуга: ФБГОУ ВПО "Калужский государственный университет им. К.Э.Циолковского", 2022. – С. 461-465.
21. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. – Санкт-Петербург: Речь, 2015. - 624 с.
22. Столин В.В. Самосознание личности. – Москва: Издательство Московского Университета, 2013 – 284с.
23. Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации высшего образования / Зеер Э.Ф //Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 28-33.
24. Физическая культура. 1-11 класс: комплексная программа по физическому воспитанию учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича / авт.-сост. А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. – Изд. 2-е. – Волгоград Учитель, 2011. – 169с.
25. Hristova D. Distributed Leadership Typologies in Destination Management Organisations / Dean Hristova, Noel Scott, Sonal Minocha // Tourism Management Perspectives. — 2018. — Vol. 28. — Р. 126–143.
26. Impact of self-leadership and shared leadership on the performance of virtual R&D teams / Sylvaine Castellano [et al.] // J. of Business Research. — 2021. — Vol. 128, № 5. — P. 578–586
27. Stone G. Alternative Perspectives on Leadership: Integrating Transformational Leadership with Confucian Philosophy / Glen Stone, Cynthia Conley, Yibing Luo // Open Journal of Leadership. — 2014. — Vol. 3, № 2. — Р. 30–38.