Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена изменениями происходящими в нашем обществе- веке инновационных технологий. Все меняется очень быстро и социальность становится важнейшим фактором, определяющим успешность человеческой жизни. Теперь функции интеллекта отвечать за поиск и владение ситуацией недостаточно, психологи уже четверть века говорят о эмоциональной части интеллекта, так называемый, эмоциональный интеллект, который несет на себе функцию приспособления к действительности.
Эмоции, воля и когниции или познание, - три кита психической организации, на которой в классической, многими авторами поддерживаемой триаде держатся все психические процессы эмоции занимают одно из ведущих мест. Эмоции- важные проявления эмоционально- волевой деятельности школьников.
В представленной работе мы бы хотели сделать упор на негативные эмоции, препятствующие нормальному личностному развитию, эффективной социализации ребенка в школьном возрасте.
При этом, наблюдается недостаточная изученность эмоций по сравнению с познанием и интеллектом, хотя их изучение в последнее время занимает очень большое место в отечественной и зарубежной науке.
Таким образом, исследования, направленные на выявление негативных эмоциональных состояний выступают как необходимый этап в сборе эмпирических данных, касающихся эмоций детей школьного возраста. Выявленные отклонения от нормы позволят составить программу психокоррекции и показать или опровергнуть роль учителя в формировании эмоциональной сферы школьников.
Важность нашего исследования в дальнейшем поможет изучению негативных эмоций.
Цель исследования- Психодиагностика эмоциональных проблем учащихся.
Задачи
1. Ознакомиться с понятием эмоциональных состояний и их классификацией
2. Рассмотреть особенности развития эмоционального поведения детей школьного возраста
3. Провести психодинамику эмоциональных проблем школьников
Объект исследования - негативные эмоциональные переживания учащихся. Предмет исследования - диагностика эмоциональных процессов поведения детей школьного возраста.
В работе применялись следующие методы и методики:
- Теоретические методы (анализ, сравнение, синтез и обобщение);
- Эмпирические методы
Методики:
1. Опросник агрессивности А. Басса и А. Дарки .
2. Тест «Руки» Э. Вагнера
3. Методика «Крокодилы»
ГЛАВА 1 Теоретические основы эмоциональных проявлений
в школьном возрасте
1.1Понятие эмоций в психолого-педагогической литературе
Чтобы предметно говорить об эмоциональной сфере ребенка дошкольного возраста необходимо разобраться в определении понятия, выделить основные функции, а также определить роль эмоций в жизни людей. Согласно определению Л.Ф.Обуховой, эмоции — это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности [3].
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы, (так называемые «чистые» эмоции). Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
А.Н.Леонтьев различает три вида эмоциональных процессов: чувства, аффекты, собственные эмоции. Аффекты — это сильные, относительно кратковременные эмоциональные переживания, которые сопровождаются резко выраженными двигательными проявлениями и вегетативными изменениями организма. У человека аффекты вызываются как биологическими, так и социальными факторами. [13]
Собственно, эмоции представляют собой более длительное состояние, которые лишь иногда слабо проявляются во внешнем поведении. Они выражают оценочное личностное отношение к складывающейся или возможной ситуации. Поэтому собственно эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, в отличие от аффектов. На основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях и возникают собственно эмоции. [1]
Предметные чувства – это третий вид эмоциональных процессов, которые возникают, как специфическое обобщение эмоций. Они связаны с представлением или идеей о некотором объекте, определенном или 7 отвлеченном (например, чувство ненависти, чувство любви к человеку и т.д.). Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения [10]. Американским психологом Кэрролом Изардом были выделены десять по его мнению основных эмоций: интерес, радость, удивление, горестрадание, гневярость, отвращение-омерзение, презрение, страх-ужас, стыд, вина. Интерес-возбуждение.
Это чувство захваченности, любопытства, наиболее часто испытываемая положительная эмоция, выступающая исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, мышления. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным.
Радость. Сопровождается удовлетворенностью собой, окружающими людьми и миром. Часто сопровождается чувствами силы и энергетического подъема. Радость – это чувство, которое возникает при реализации своих возможностей. Удивление (переходящая эмоция). [3]
Удивление быстро наступает и так же быстро проходит. В отличие от других эмоций оно не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в том, чтобы подготовить субъект к успешным действиям, к новым, к внезапным событиям.
Страдание. Отрицательная эмоция, которая является доминирующей при горе и депрессии. Переживание страдания является как уныние, упадок духа, обескураженность, одиночество и т.п. Страдание сообщает и самому страдающему человеку, и тем, кто его окружает, что ему плохо. Самая тяжелая форма страдания – это горе. Источником горя выступает утрата. Гнев. Сильная отрицательная эмоция. Ввозникает в ответ на препятствие в достижении человеком страстно желаемой цели. Причины гнева – личное оскорбление, нарушение состояния радости, обман, принуждение сделать что-либо против желания. Чем сильнее гнев, тем более сильным чувствует себя субъект, и тем большую потребность в физическом действии он ощущает. [13]
Отвращение. Эмоциональное состояние, связанное с переживанием необходимости устранить объект или изменить его. Отвращение вызывают как материальные предметы, так и социальные действия, поступки других людей. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение. [1]
Презрение. Эмоциональное состояние которое связано с ситуациями, в которых человеку необходимо чувствовать себя сильнее, умнее, лучше в какомто отношении, чем презираемое лицо. Презрение – это чувство превосходства над другим человеком, группой или предметом, их обесценивание.
Страх. Является как наиболее сильное и опасное из всех эмоций. Страх оказывает большое влияние на сознание и поведение человека. Причины страха: события, условия или ситуации, которые сигнализируют об опасности. Страх переживается как предчувствие беды, неуверенности, полной незащищенности. Ощущение страха может изменяться от неприятного предчувствия до ужаса. [2]
Стыд. Эмоция, которая повергает человека в состояние, когда человек кажется себе маленьким, глупым, эмоционально расстроенным беспомощным, скованным и т.п. Стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко – ощущением неудачи, поражения. [3]
Вина. Возникает при совершении неправильных действий. Люди чувствуют вину, тогда, когда осознают, что нарушили правило, переступили границы своих собственных убеждений. Человек может также чувствовать вину за отказ от принятия на себя ответственности. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки. Переживание вины состоит из мучительного чувства неправоты по отношению к другим или самому себе. [2]
Также можно выделить ряд функций, которые выполняют эмоции в жизни человека.
Отражательная (оценочная) функция. Выражается в общей оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов, и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
Сигнальная функция. Возникающие переживания сигнализируют человеку о его потребностях, о том, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и так далее. Информационная функция. Чувства подают нам сигнал о том, что является для человека наиболее важным, значимым во всем разнообразии окружающих предметов, явлений, людей. [13]
Стимулирующая функция. Чувства определяют направление поиска, способное удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
Регулятивная функция. Выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. [4]
Подкрепляющая функция. Интересный материал, важные факты и события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Переключательная функция. Обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.
Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям. [2]
Коммуникативная функция. Выражение лица и телодвижения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Защитная функция. В некоторых жизненных ситуациях эмоции могут предохранять организм от разного рода угроз для его благополучия. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности [9]. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее. В своих исследованиях П.К.Анохин указывал на важную мобилизационную, интегративно-защитную poль эмоций. [4]
Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры.
Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов. Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче та гамма всевозможных эмоциональных состояний, которые оно способно переживать. [10]
Количество и качество потребностей человека, в общем и целом соответствует числу и разнообразию характерных для него эмоциональных переживаний и чувств, причем чем выше потребность по своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней чувство.
Таким образом, эмоции – это психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта
1.2 . Особенности эмоциональной сферы у детей школьного возраста
Развитие эмоционально - волевой сферы - один из важнейших компонентов готовности к школе. Один из наиболее распространенных вопросов у учителей является проблема эмоциональной неустойчивости, неуравновешенности учащихся. Педагоги не знают, как вести себя со школьниками чрезмерно упрямыми, обидчивыми, плаксивыми, тревожными.
Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере.
- Агрессивные дети. Безусловно в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение. [9]
- Эмоционально - расторможенные дети. Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс, если они страдают - их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
- Слишком застенчивые, тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание. [9]
Учителю, работающему с детьми, у которых есть трудности в развитии эмоциональной сферы, на диагностическом этапе необходимо определить особенности семейного воспитания, отношение окружающих к ребенку, уровень его самооценки, психологический климат в классе. На этом этапе используются такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учащимися.
В психологической литературе выделяются различные типы неправильного воспитания. Остановимся на четырех наиболее распространенных типах неправильного воспитания.
1. Неприятие. Это те семьи, где рождение ребенка было нежелательным, или в случае, если планировался мальчик, родилась девочка, т.е. когда ребенок не удовлетворяет начальные ожидания родителей. Или такие семьи, где о ребенке заботятся, но нет душевного контакта. [11]
2. Гиперсоциальное воспитание. Причина его в неверной ориентации родителей. Это слишком «правильные» люди, пытающиеся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию. Гиперсоциальный ребенок вынужден постоянно подавлять свои эмоции, сдерживать свои желания. Отсюда может возникнуть агрессия или замкнутость.
3. Тревожно-мнительное воспитание, наблюдается в тех семьях, где ребенок единственный или очень болезненна тревога за ребенка. В таком случае ребенок несамостоятелен, обидчив, робок[6].
4. Эгоцентрический тип восприятия - ребенку, часто единственному, долгожданному навязывают представление о себе как о сверхценности: он кумир. В результате ребенок не принимает во внимание интересы окружающих.
Итак, семья является одним из важнейших факторов, влияющих на эмоциональную сферу. Однако нельзя не учитывать, что порой эмоциональный стресс у детей провоцируют педагоги, сами того не желая и не осознавая. Они требуют такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых являются непосильными. Игнорирование со стороны учителя индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка может быть причиной негативных психических состояний учащегося, школьных фобий, когда ребенок боится идти в школу, отвечать у доски. [6]
Таким образом, к основным факторам, влияющим на эмоциональные нарушения, относятся:
1) природные особенности (тип темперамента);
2) социальные факторы:
- тип семейного воспитания;
- отношение учителя;
- отношения окружающих.
Таким детям требуется доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, подвижные упражнения, музыка, а самое главное - внимание к ребенку. Родителям таких детей нужно рекомендовать соблюдение режима дня.
Выводы по первой главе:
Эмоции несут функции не только отражения действительного состояния человека на данный момент, но и отражают явления и объекты человека переживающего эмоции, имеющие отношения к его мотивам, потребностям, целям. Один из важных этапов в школьный период проходит процесс становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. Происходит глубокое обогащение знаниями и чувствами.
Ребенок становится способен намного лучше управлять выражением своих чувств. Ведущая потребность этого возраста- общение со сверстниками. По мнению Копыловой, Ю.С. у детей среднего школьного возраста особенностями эмоциональной сферы является сочетание повышенной потребности в насыщении сильными эмоциями со слабой стрессоустойчивостью, повышенной тревожностью, импульсивностью[2]. Фельдштейн Д.И., Кулагина И.Ю., Реан А.А. и др. отмечали, что у школьников сохраняется отрицательный эмоциональный фон тянущийся из предыдущего возрастного периода [2]
Особенностью эмоций детей этого возраста, по мнению Казанской В.Г., является склонность застревать на своих эмоциях, а также повышенная потребность насыщении сильными эмоциями, причем новыми при слабой стрессоустойчивости и повышенной тревожности.