Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Совокупность методов финансирования предприятий малого бизнеса можно представить следующим образом: самофинансирование; венчурное финансирование; лизинг; кредиты и займы не кредитных организаций; банковские кредиты; кредиторская задолженность.
Основной проблемой в управлении финансами малых предприятий является сложность привлечения средств. Предприятия все чаще обращаются в банки для получения кредитов или обходятся финансовой помощью учредителей и сотрудников. При этом в условиях высоких кредитных ставок, нестабильной финансовой стойкости погасить такие кредиты и избежать банкротства становится довольно проблематично. Кредитование субъектов малого бизнеса в современной экономике является стратегическим направлением кредитной политики многих российских банков.
Важной составляющей эффективного управления финансами малых предприятий есть успешная адаптация к внешней среде функционирования. Малый бизнес характеризуется отсутствием достаточных финансовых ресурсов, чему способствует целый ряд причин: недостаточный уровень получаемой прибыли, отсутствие знаний и умений проводить амортизационные отчисления, недостаточный уровень собственных сбережений и сформированных фондов. Все это предопределяет необходимость развития широкой сети финансово – кредитной поддержки малого и среднего бизнеса.
В свою очередь, для субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ главными недостатками кредитов, как источника финансирования является банковская бюрократия, длительный срок принятия решения о предоставлении кредитов, их краткосрочный и среднесрочный характер, недостаток информации о кредитных ресурсах, требования по раскрытию информации.
Целью курсовой работы является анализ системы финансирования малых предприятий.
Задачи курсовой работы: рассмотреть теоретические и практические аспекты
финансирования малых предприятий.
Объектом исследования выступает финансирование малого бизнеса на современном этапе развития.
Предмет исследования –совершенствование финансирования малого бизнеса.
Практическая значимость исследования заключается в том, настоящее исследование может быть использовано в процессе формирования эффективной финансовой политики в отношении малого бизнеса.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1. Основная часть
1.1. Основы государственной финансовой поддержки малого бизнеса
Современная рыночная экономика обладает преимущественно самофункционирующей, саморазвивающейся и самовоспроизводящийся системой. Но, несмотря на большое число преимуществ, рыночная экономика не в состоянии осуществлять полное саморегулирование социальных и экономических процессов, в том числе и вопросов, касающихся предпринимательства. Потому государству принадлежит ключевая роль при оказании воздействия на предпринимательскую деятельность. Анализ мирового опыта позволил установить следующую закономерность: чем выше экономический уровень развития страны, тем больше усилий и внимания уделяется государством и местным самоуправлением развитию предпринимательства. Эффективно работают рыночные механизмы только в то случае, когда на рынке присутствует значительное количество крупных, средних и малых предпринимательских структур.
Анализ отечественной и зарубежной экономической мысли в сфере предпринимательства позволяет раскрыть и проанализировать содержание и сущность малого бизнеса. В настоящее время нет единого понятия термина «малый бизнес». На современном этапе развития экономики Российской Федерации возникла необходимость в разделении понятий «малый бизнес» и «предпринимательство», поскольку это дает возможность государству осуществлять более целенаправленное регулирование малого бизнеса, а именно, вырабатывать эффективную политику относительно поддержки развития малого бизнеса.
Непосредственно понятие «предприниматель» часто связано с французским словом «entrepreneur», что при переводе на русский язык означает «посредник». Предприниматель является русским словом, произошедшим от слов «предпринимать» и «предприимчивый». К предпринимателям традиционно относятся все, кто занимается бизнесом, но если рассматривать строгий смысл данного понятия ими являются люди, обладающие поисковым характером в условиях рынка.
В отличии от предпринимательства малый бизнес является предпринимательской деятельностью в системе рыночных отношений, приносящая прибыль или дающая возможность для получения иных выгод, ограниченная по численности работников и размеру активов. Отсюда можно заключить, что понятие предпринимательства является гораздо более широким, чем понятие малого бизнеса.
Под «государственной поддержкой» понимается, не только создание государственными структурами правовых и экономических условий, повышения конкурентоспособности малого предпринимательства и стимулов для развития, но и вложение в него финансовых и материальных ресурсов.
Под государственной поддержкой понимается специфический вид государственной деятельности, заключающийся в поддержании надлежащего уровня развития каких–либо субъектов, а также развитие определенных общественных институтов.
Государственная поддержка малого предпринимательства – это осуществление государственной политики по реализации экономических, правовых, информационных, социальных, консультационных, организационных, образовательных и прочих мер по формированию благоприятных условий для функционирования субъектов малого предпринимательства и обеспечения инфраструктуры их поддержки.
Выделяют несколько классификации видов и форм государственной поддержки.
По способу воздействия на хозяйствующие субъекты разделяют на прямые и косвенные формы государственной поддержки. [8, С. 5]
Прямая поддержка предприятий малого предпринимательства включает в себя бюджетные субсидии и инфраструктуры обеспечения их деятельности. Причем субсидии могут носить безвозвратный или возвратный характер. Прямая форма поддержки малого предпринимательства – это компенсация денежных средств по уже уплаченным процентам по кредиту в части субсидирований процентных ставок и предоставление определенных государственных гарантий по кредиту.
Важными составляющими прямого управления развитием малого предпринимательства являются такого рода направления как поддержка элементов финансовой инфраструктуры обеспечения работоспособности, уменьшение кредитных ставок благодаря изменениям объемов обязательных резервов, возможное расширение залоговых баз и тому подобное. Важную роль в гос. поддержке малого предпринимательства занимает налоговое регулирование, выполняющее стимулирующие функции.
Косвенной поддержкой являются меры социального, инвестиционного и стимулирующего характера. К направлению косвенного регулирования можно отнести развитие лизинга как оного из самых эффективных инструментов обновления основных средств в условиях недостатка финансовых ресурсов у малого предпринимательства. Также этот вид государственной поддержки содержит возможность участия субъектов малого предпринимательства в муниципальных и государственных аукционах, получение венчурного бюджетирования в и страхование рисков.
Можно выделить еще одну классификацию, в зависимости от способа реализации государственной поддержки малого предпринимательства: имущественную, финансовую и информационно–консультационную поддержку.
Основной формой финансовой господдержки малого бизнеса является налоговые льготы (специальные режимы налогообложения), финансовые льготы (безвозмездные субсидии и граны), надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), административные льготы (кассовая дисциплина, упрощённый бухучёт, возможность оформления с персоналом срочных трудовых договоров, возможность участвовать в государственных закупках, поручительства государственных гарантийных компаний и министерств), соучастие в росте кредитования малого предпринимательства (гарантии государственных фондов, с помощью которых финансируются из региональных и федеральных бюджетов), субсидии малому предпринимательству, которые выделяются на безвозвратной и беспроцентной основе.
В настоящее время господдержка малого предпринимательства проводится различными способами, самые распространенные среди них являются:
1) финансовая господдержка малого бизнеса и отчисление бюджетных средств на развитие;
2) упрощение систем сертификации товаров, а также лицензирования услуг и продукции;
3) содействие в организации выставок и рекламных акциях;
4) возмещение затрат по договорам лизинга, частичная компенсация по кредитным ставкам, а также выделение целевых субсидий для развития предпринимательства;
5) безвозмездные юридические и финансовые консультации (проводятся в центрах занятости, Министерством здравоохранения и Минэкономразвития страны)
По имущественной поддержке субъектов малого предпринимательства выделяются следующие направления: аренда на льготных условиях муниципального и государственного недвижимого имущества, предоставление в собственность муниципального и государственного недвижимого имущества на льготных условиях, формирование бизнес–инфраструктуры по развитию бизнеса.
Информационно–консультационная поддержка малого предпринимательства выражается в формировании инфраструктуры консалтинга предпринимательства (организация и развитие на региональном и муниципальном уровнях специализированных учреждений, которые оказывают консультационную помощь представителям бизнеса и информационной среды в развитии предпринимательства (финансирование организации лекций, семинаров, обучающих курсов, производство методических пособий).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: основной закон РФ от 12.12.1993 (ред. от 14.03.2020) – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2007 № 209–ФЗ (ред. от 22.12.2012) – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
3. Аллахвердов, В.М. Разработка управленческих решений [Текст] / В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова, А.А. Крылов. – Москва: Изд–во Проспект, 2010. – 185 с.
4. Андряшина, Н.С. Современные подходы к созданию нового продукта в машиностроении [Текст] / Н.С. Андряшина // Вестник Минского университета. – 2015. – № 1. – С. 23–25.
5. Ахматганеева, И.Т. Анализ подходов к структурным изменениям на промышленном предприятии [Текст] / И.Т. Ахматганеева, Е.А. Семахин // Вестник Минского университета. – 2015. – № 4. – С. 23–28.
6. Березина, Е.И. Источники правовой информации для субъектов малого и среднего бизнеса [Текст] / Е.И. Березина. – Москва: Изд–во LAP Lambert Academic Publishing, 2018. – 156 с.
7. Вдовин, А. М. Использование потенциала малого и среднего бизнеса в реорганизации топливноэнергетического комплекса России [Текст] / А. М. Вдовин. – Москва: Изд–во КноРус, 2017. – 223 с.
8. Верникова, В.Л. Два кита испанской экономики. Опыт развития малого и среднего бизнеса [Текст] / В.Л. Верникова– Москва: Изд–во Весь Мир, 2017. – 656 с.
9. Колбина, Л.П. Бизнес по лекалу [Текст] / Л.П. Колбина. – Москва: Изд–во Проспект, 2018, – 98 с.
10. Лепехина, О.Ю. Кадастровая оценка земель жилой застройки малых и средних городов [Текст] / О.Ю. Лепехина, В.А. Киселев. – Москва: Изд–во LAP Lambert Academic Publishing, 2016 – 153 с.
11. Лундэнбазар, Х.М. Малое и среднее предпринимательство в Монголии [Текст] / Х. М. Лундэнбазар, С. А. Филин. – Москва: Изд–во LAP Lambert Academic Publishing, 2015 – 111 с.
12. Малое и среднее предпринимательство в России [Текст] – Москва: Изд–во Статистика России, 2016 – 164 с.
13. Морозова, Т. В. Льготы для малого и среднего бизнеса в российской и международной практике учета [Текст]: учебное пособие / Т.В. Морозова. – Москва: Экономика, 2016, – 181 с.
14. Мхитарян, А.К. Управление : мировой опыт и его внедрение в России [Текст] / А.К. Мхитарян. – Москва: Изд–во Проспект, 2017, – 112 с.
15. Ручкина, Г.Ф. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Совершенствование правового регулирования [Текст] / Г.Ф. Ручкина. – Москва: Изд–во Русайнс, 2017, – 98 с.
16. Сечко, Н.А. Инновационная деятельность малых и средних предприятий [Текст] / Н.А. Сечко. – Москва: Изд–во LAP Lambert Academic Publishing, 2016, – 99 с.
17. Устюжанин, А.А. Особенности развития управления в России [Текст] / А.А. Устюжанин. – Москва: Изд–во Юрайт, 2018, – 123 с.
18. Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2017 году [Текст] – Москва: Аналитический центр, 2017 – 158 с.
19. ХенДже, Ли. Все о бизнесе в Республике Корея. Инновационная политика малого и среднего бизнеса [Текст] / Ли ХенДже. – Москва: Изд–во LAP Lambert Academic Publishing, 2018, – 212 с.
20. Шевчук, Д.Б. Кредитование малого и среднего бизнеса [Текст] / Д.Б. Шевчук // АВТОР – 2017. – №2. – С. 15–16.
21. Шевчук, Д.Б. Кредитование малого и среднего бизнеса в условиях кризиса и финансовой нестабильности [Текст] / Д.Б. Шевчук // АВТОР – 2017. – №5. – С. 88–89.
22. Шер, Р.М. Сильный средний бизнес. Как справиться с семью основными препятствиями роста [Текст] / Р.М. Шер. – Москва: Изд–во Альпина Паблишер, 2016, – 95 с.
23. Широкова, Г.В. Выход на международный рынок российских фирм малого и среднего бизнеса: интегративный подход к анализу [Текст] / Г.В. Широкова. – Москва: Изд–во Синергия, 2018, – 82 с.
24. Бизнес в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://planovik.ru/mi/research5694.htm, свободный.
25. Бизнес–портал «Франшиза.ру» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://franshiza.ru/, свободный.
26. Информационный портал «The British Franchise Association» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.thebfa.org/aboutlizingising/lizingisingindustryresearch, свободный.
27. Информационный портал «University of New Hampshire» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.unh.edu, свободный.
28. Официальный сайт Единой межведомственной информационно–статистической системы (ЕМИСС) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/468/, свободный.
29. Официальный сайт Российской Ассоциации Управления (РАФ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rarf.ru, свободный.
30. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/instpreob/tabmal_pr.htm, свободный.
31. Рейтинг «Управление новых компаний» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.dkvartal.ru/wiki/reytingfranshiz, свободный.
32. Российская Ассоциация Управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.ruslizing.ru , свободный.
33. Российский рынок управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/research/562949979204618.shtml, свободный.
34. Словарь терминов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/367/18141.php, свободный.