Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования.
Важность социальной сферы, где реализуется социальная политика государства, направленная на создание условий для достойной жизни, удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, повышение их благосостояния, неоспорима. Бесспорно и то, что главной задачей социальной политики является обеспечение каждого гражданина доступным комплексом социальных благ, удовлетворяющих его необходимые биологические, материальные, социальные, духовные потребности. Приоритетность для государства решения социальных вопросов наглядно демонстрирует современное состояние развития российского законодательства, характерной чертой которого стало существенное обновление законодательного пласта, регулирующего социальные вопросы .
Объект настоящего исследования составляют общественные отношения в сфере осуществления социальной политики государства.
Предмет настоящего исследования это вопросы социальной политики государства и ее основных направлений.
Целью настоящей работы является изучение понятия социальная политика государства и рассмотрения ее основных направлений.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть истоки социальных проблем в отечественной социальной политике;
охарактеризовать понятие и содержание современной социальной политики в Российской Федерации,
раскрыть социальные модели государства.
Изучить вопросы эффективности законодательства, определяющего социальную политику.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.
1. Отечественная социальная политика история и современность
1.1. Истоки социальных проблем в отечественной социальной политике
Чтобы разобраться в современных российских проблемах, следует обратиться к практике социального государства 1950 - 1960-х годов («государства благосостояния»), т.е. к периоду развития ряда зарубежных стран, близкому по параметрам нынешнему российскому. Выделим наиболее значимые проблемы .
1. Универсальный подход в социальной политике, социальный интервенциализм государства в исторической ретроспективе не продемонстрировали способности к эффективному осуществлению функции по перераспределению материальных благ и регулированию. Универсальный подход не имел успеха в выравнивании доходов в рамках социальной иерархии, хотя был достигнут большой прогресс в достижении этой цели между классами и географическими регионами. Часто используемые средства - централизованное регулирование и стандартизированные критерии предоставления услуг и выплат - приходили в конфликт с другими предпочтениями и правами граждан (свободой, местной автономией).
2. Увеличение объемов средств и расширение масштабов государственной системы социальной защиты усилили тенденцию к бюрократизации государственного аппарата и его отчуждению от индивидуальных потребностей, интересов и проблем граждан.
3. Усиление государственного вмешательства ослабило потенциальные возможности самопомощи и подчинило простого гражданина всевозрастающему контролю бюрократии. Оно превратило некогда активных граждан в пассивных клиентов государства. Чем больше функций государство берет на себя, тем в большей степени оно становится зависимым от постоянного увеличения масштабов контроля над социальным и экономическим процессами. Однако возможности эффективного контроля уменьшились в силу продолжающегося процесса дифференциации и растущей сложности общественных структур, увеличения количества автономных подсистем, руководствующихся собственными бюрократическими соображениями. В таких условиях создались предпосылки для авторитарных методов контроля.
4. В условиях обострения экономических проблем, снижения экономического роста, растущих бюджетных дефицитов, государственного долга и инфляции социальные программы, так же как и государственное вмешательство усилили социальные конфликты внутри и между различными секторами экономики, создав новые линии политического разделения между теми, кто получает социальные выплаты, и теми, кто выгадывает от налоговых скидок; теми, кто постоянно работает, и теми, кто не работает; теми, кто предпочитает универсальные программы, и теми, кто требует введения специфических программ.
Все эти проблемы сейчас ощущает на себе российское общество, поэтому реформирование государственной системы социальной защиты становится важнейшей задачей. При этом надо исходить из того, что эта система является важным элементом современного общества, для нее нет эффективных альтернативных эквивалентов. Причина тому - в социальной структуре общества, состоящего главным образом из экономически зависимых от государства рабочих, служащих, пенсионеров .
Государство при всех условиях должно выполнять в той или иной мере регулирующую роль в экономической и социальной сферах. При выполнении конкретных социальных программ (в сфере здравоохранения, социального страхования, пенсионного обеспечения, создания рабочих мест и т.д.) необходимо прямое вмешательство государства. К тому же на правительстве лежит прямая ответственность за инфляцию и другие экономические проблемы.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //Собрании законодательства РФ.2014. № 31. Ст. 4398
2.Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2011. № 48. Ст. 6724
3.Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Собрание законодательства РФ.2012. № 19, ст. 2343
4.Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» // Собрание законодательства РФ.2012. № 19, ст. 2343
5.Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Собрание законодательства РФ.2012. № 19, ст. 2343
6.Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2012. № 19, ст. 2343
Монографии, учебная литература и статьи в периодической печати
7.Анчишкин А.И. Налог с оборота - конкретная форма прибавочного продукта социалистического производства. М.: Высшая школа, 1962. С. 19.
8.Бикалова Н.А. Особенности современной социальной политики // Традиционная инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. М., 2016. С. 109 - 111.
9.Волгин Н.А. Социальная политика. М.: Экзамен, 2002. С. 289.
10.Волкова Н.С., Еремина О.Ю. Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения эффективности // Журнал российского права. 2016. № 9. С. 44 - 54.
11.Гуриев С., Цивинский О. Россия - лидер по неравенству распределения богатства // Ведомости. 2012. 6 ноября.
12.Ермакова А.С., Дудник Т.А. Актуальные проблемы реализации социальной политики РФ на современном этапе // Экономика и социум. 2016. № 5. С. 699 - 702.
13.Путило Н.В., Мельник Т.Е. Обеспечение социальной функции государства // Концепции развития российского законодательства / Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. М., 2014. С. 37 - 58.
14.Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей: монография / М.М. Аносова, А.А. Аюрова, Ю.Н. Беляева и др.; отв. ред. А.В. Габов, Н.В. Путило. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2015. 272 с.
15.Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 14 декабря 2014 г.// Вестник образования России», № 1, январь, 2015
16.Пояснительная записка к Трудовому кодексу РФ // СПС «Гарант».
17.Парамонов В.В. Развитие России и формирование модели социальной политики // Социальное и пенсионное право. 2014. № 1. С. 47 - 51.
18.Распределение общего объема доходов населения. URL: www.gks.ru.
19.Сергей Миронов - о том, как спасти российский бюджет // Известия. 2011. 10 марта.
20.Социальное законодательство: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. М., 2005.
21.Трофимова Г.А. Социальное государство как эффективный механизм // Административное и муниципальное право. 2016. № 8. С. 706 - 714.
22.Тихомиров Ю.А. Эффективность закона и мониторинг: Лекция. М., 2010. 250 с.
23.Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. № 8. С. 5 – 15
24.Ходусов А.А. Некоторые вопросы государственно-правового обеспечения социальной политики // Современное право. 2017. № 4. С. 31 - 36.