Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социальное партнерство в мире и в нашей стране постепенно занимает все более значимое место во многих сферах социальной жизни. Коммерческие компании традиционно относятся к рыночному сектору экономики и чаще всего рассматриваются в экономической и управленческой перспективе. Только в последнее время в исследовательском дискурсе социально ответственная деятельность бизнеса стала рассматриваться с позиции его роли в гражданском обществе.
Корпоративное социальное партнерство становится одним из неотъемлемых элементов лучших практик корпоративного управления.
Однако, до сих пор не сформированы единые стандарты осуществления и развития социального партнерства, которые будут способны обеспечить многосторонний и качественный подход к реализации соответствующих проектов силами разных организационных структур. Государство еще не в полной мере обозначила формат своей поддержки социально-ответственным предприятиям, преимущественно полагаясь на их ресурсы и не компенсируя их своими возможностями.
В то же время общество уже пришло к пониманию значимости концепции социального партнерства ответственности и поощряет бизнес к реализации таких проектов, активно в них участвует, в качестве волонтеров, экспертов и т.п.
Вышеуказанное обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Степень изученности темы исследования. Данная тема рассматривается в работах большого числа отечественных авторов, а именно в работах Абрамов Р.Н., Литовченко С.Е., Полищук Л.И., Перегудов С.П., Эскиндаров М.А., Батаева Б.С., Благов Ю.Е., Чирикова А.Е., Лапина Н.Ю., Шилова Л.С., Шишкин С.В.
Объектом исследования выступают ПАО «Сбербанк России» и ПАО «Газпром».
Предметом исследования является раскрытие феномена социального партнерства в деятельности российской компании
Целью исследования является рассмотрение социального партнерства российских компаний. Исходя из цели исследования, выделим следующие задачи исследования:
- рассмотреть понятие социального партнерства;
- дать общую характеристику деятельности ПАО «СБЕРБАНК»;
- выявить черты корпоративной социальной ответственности ПАО «СБЕРБАНК», а также форму социальной отчетности ПАО «СБЕРБАНК»,
- произвести анализ индексов корпоративной социальной ответственности;
- разработать рекомендации по совершенствованию корпоративной социальной ответственности ПАО «СБЕРБАНК».
Информационная база исследования представлена следующим источниками:
- нормативно-правовыми актами, регламентирующими некоторые аспекты корпоративной социальной ответственности,
- отраслевыми отчетами, в которых отражены программы и результаты социальной ответственности российских компаний,
- корпоративными отчетами российских компаний о социальном партнерстве , в частности, корпоративным отчетом ПАО «СБЕРБАНК»,
- научными исследованиями российских и зарубежных авторов, освещающих вопросы социального партнерства,
- методическими указаниями международных рейтинговых агентств, определяющих методологию определения и расчета индексов корпоративной социальной ответственности,
- научно-публицистическими статьями по вопросам корпоративной социальной ответственности.
Периодизация исследования – 2000 - 2019 гг.
1.Социальное партнерство – как социально-экономический феномен
1.1. Понятие и сущность социального партнерства
На современном этапе ведущая роль в регулировании социально-трудовых отношений принадлежит социальному партнерству, а именно – переговорному процессу между представителями работодателей и работников.
В современном гражданском обществе социальное партнерство выступает как ведущий метод цивилизованного решения социально-трудовых конфликтов и является механизмом достижения социальной стабильности, гарантирующим эволюционный путь развития.
Например, взаимодействие работодателей и работников в организациях Группы ОАО «Газпром» строится на принципах социального партнерства на основе взаимного уважения и учета интересов сторон. В настоящее время сформировалась эффективная система социального партнерства, позволяющая успешно решать как производственные, так и социальные задачи.
Согласно статье 23 Трудового кодекса Российской Федерации под социальным партнерством понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Можно выделить следующие основные принципы социального партнерства:
• равноправие сторон;
• заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
• полномочность представителей сторон;
• свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
• добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
• реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
• обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
• контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
• ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Социальное партнерство может осуществляться в формах:
• коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашении и их заключению;
• взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;
• участия работников, их представителей в управлении организацией;
• участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Целью социального партнерства является согласование интересов работников и работодателей — это принятие решений, которые в равной степени должны учитывать необходимость обеспечения эффективной деятельности организации и создание системы гарантий трудовых прав работников.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Батаева Б.С. Взаимоотношения власти и бизнеса в рамках нового подхода к социальному партнерству // Финансы и кредит. 2005. N 9;
2. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции / Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. С. 21.
3. ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Руководство по социальной ответственности (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 29.11.2012 N 1611-ст). М.: Стандартинформ, 2014.
4. Декларация о здоровье трудящихся (ВОЗ, 2006);
5. Декларация о производственном здоровье для всех (ВОЗ, 1994);
6. Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008 - 2017 гг. // Сайт ВОЗ. 2007; и др.
7. Иванова А.В. Социальное партнёрство как общественный феномен // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(5).pdf (дата обращения: 07.05.2019)
8. Конвенция МОТ N 187; Руководство по системам управления охраной труда (МОТ-СУОТ 2001); Глобальная стратегия по производственной безопасности и здоровью (Global Strategy on Occupational Safety and Health. Conclusions adopted by the International Labour Conference at its 91st Session, 2003. Geneva: ILO, 2004); Кодекс практики МОТ«Жестокость на рабочем месте в сфере услуг и средства борьбы с данным явлением» (Code of practice on workplace violence in services sectors and measures to combat this phenomenon). MEVSWS-C0P-2003-10-0201-1-EN.Doc/v2. Женева: МОТ, 2003; и др.
9. Краснопольская И.И. Связь корпоративной социальной ответственности и гражданского общества: теоретическое обоснование // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. N 2. С. 2 - 7.
10. Официальный сайт ПАО «Сбербанк России» // https://sber-info.ru
11. Перегудов С.П. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. М.: Наука, 2003; Беляева И.Ю., Эскиндаров М.А. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: Монография. М., 2008;
12. Руководство по отчетности в области устойчивого развития G4. Принципы подготовки отчетности и стандартные элементы отчетности. Amsterdam: GlobalReportingInitiative, 2013.
13. Руководящие принципы ООН по предпринимательской деятельности в аспекте прав человека. Женева - Нью-Йорк: ООН, 2011.
14. Социальная роль бизнеса в общественном развитии: корпоративная благотворительность и спонсорство. М.: Ассоциация менеджеров, 2001; и т.д.
15. Социальная хартия российского бизнеса принята Съездом РСПП в 2004 г.
16. Черняева Д.В. Социальная ответственность работодателя // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. N 1. С. 24 - 28; N 2. С. 17 - 22.
17. Черняева Д.В. Социальная ответственность работодателя // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. N 1. С. 24 - 28; N 2. С. 17 - 22.
18. Черняева Д.В. Социальная ответственность работодателя // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. N 1. С. 24 - 28; N 2. С. 17 - 22.
19. Чирикова А.Е., Лапина Н.Ю., Шилова Л.С., Шишкин С.В. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? Независимый институт социальной политики. М., 2005;
20. Чирикова А.Е., Шишкин С.В. Участие бизнеса в социальной политике: формы, интересы, институты // SPERO. Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры. N 4. 2006. С. 91 - 119;
21. SO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности»