Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Изучение раздела «графика», также как изучение других разделов русского языка, зависит от того, насколько мотивированным и осознанным для учащихся будет процесс освоения данного раздела. Способствовать успешному освоению основ графики может использование историко-лингвистического комментирования языковых фактов на уроках русского языка в начальной школе.
Речевое развитие учащихся, уровень их орфографической грамотности и в целом успешное обучение в школе находятся в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области графики. (В.Ф.Иванова, А.И.Моисеев, О.Ю.Горбушин, Н.Х.Джеканович, О.И.Еременко и др.).
Актуальность работы обусловлена необходимостью развития у детей младшего школьного возраста навыков владения письменностью и русской графикой, так как это формирует базу для дальнейшего языкового обучения.
Объектом исследования является процесс обучения русской графике в начальной школе.
Предметом исследования – методы обучения русской графике младших школьников.
Цель – на основании исследования учебников установить, какие вопросы русской графики должны усвоить младшие школьники.
Цель определяет следующие задачи:
1. На основе анализа научной лингвистической литературы уточнить важнейшие характеристики графики.
2. На основе сравнительного анализа академических изданий и школьных учебников, входящих в УМК «Школа России» уточнить проблемы графики, которые изучаются в начальной школе, и описать систему упражнений, предназначенных для обучения грамоте.
Методы исследования: анализ и синтез информации, методы педагогического исследования; статистические методы.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУССКОЙ ГРАФИКИ
1.1. Особенности русской графики
Термин «графика» используется в лингвистике в различных значениях. Первое значение термина «графика»: область языкознания, устанавливающая состав начертаний, которые употребляются в письме, и звуковые значения букв. Как видим, графика, будучи прикладной областью лингвистики, устанавливает соотношения между буквами алфавита и звуками речи [5].
Втрое значение термина: графика – это совокупность всех средств данной письменности, система отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи, а также сами начертания букв, знаков [12].
Графика «представляет инвентарь, которым пользуются при письме (буквы алфавита, условные обозначения, знаки препинания)». Основное средство современной русской графики – это буквы. Буквы современного русского алфавита, как и буквы других алфавитов, «имеют двефункции:
1) перцептивную – быть объектом восприятия (мы их читаем и пишем);
2) сигнификативную – иметь способность различать значимые элементы языка: морфемы, слова и т.д. В идеальном алфавите количество букв должно соответствовать количеству фонем языка, т.е. каждая буква должна обозначать всегда одну и ту же фонему [11].
Степень совершенства графической системы определяется тем, насколько точно буквы письма соответствуют звукам (фонемам) речи. Однако идеальной графики, в которой каждая буква соответствовала бы отдельному звуку (фонеме), а каждый звук (фонемы) выражался бы одним буквенным знаком, не существует. Современная русская графика в этом отношении является наиболее совершенной системой письма, поскольку большинство букв русской азбуки относятся к однозначным.
С точки зрения значения буквы современного русского алфавита делятся на две группы [4]:
1) однозначные,
2) двузначные.
Однозначные буквы всегда обозначают один и тот же звук. Однозначными являются гласные а, о, у, ы, э и согласные ж, ш, ц, ч, щ, й.
Двузначные буквы могут обозначать разные звуки в зависимости от того, какая буква стоит рядом. Так, в сочетании с гласными а, у, о, ы, э согласная буква обозначает твердые звуки; в сочетании с буквами я, е, и, е, ю они обозначают мягкие согласные. Двузначные гласные буквы: я, ю, е, е, и; двузначные согласные буквы: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х.
Следует отметить, что все буквы, кроме й (а также ъ и ь), в своих алфавитных значениях отражают основные варианты фонем, т.е. звуки абсолютно сильных позиций. Нет ни одной буквы, кроме й, которая своим алфавитным значением отражала бы какой-либо звук слабой позиции, отличный от звуков сильной позиции; только буква й соответствует слабому варианту звука йот. «С этим, - пишет В.Ф. Иванова, - связана одна из существенных особенностей современного русского письма: так как звуки слабых позиций не имеют в алфавите «собственных» букв, то они, по необходимости, могут обозначаться теми же буквами, что и звуки сильных позиций [20].
Названия букв русского алфавита могут быть индивидуальные и комплексные. Комплексные названия обозначают классы букв. В русском алфавите 10 гласных букв: а, е, е, и, о, у, ы, э, ю, я; 21 согласная буква: б, в, г, д, ж, з,, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Буквы ъ и ь звуков (фонем) не обозначают, поэтому их иногда называют безгласными. Буквы ж, ч, ш, щ, называют шипящими; буквы е, е, ю, я – йотированными.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах / А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2018. –176 с.
2. Большая советская энциклопедия. Т. 19. - М., 1975. - 452 с.
3. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - М.: Просвещение, 1992. - 373 с.
4. Валгина Н.С. Современный русский язык / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. - М.: Академия, 2015. – 321 с.
5. Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеев. - М., 2014. – 241 с.
6. Волина В.В. Веселая грамматика / В.В. Волина. - М.: Знание, 1995. – 87 с.
7. Гвоздев А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике / А.Н. Гвоздев. - М. Наука, 1961. – 215 с.
8. Глинкина Л.А. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка / Л.А. Глинкина, А.П. Чередниченко. – М.: Флинта, 2005. – 208 с.
9. Глинкина Л.А. От аза до ижицы / Л.А. Глинкина. – Оренбург: Оренбург. кн. изд-во, 2000. – 131 с.
10. Горбушин О.Ю. Изучение темы «Графика, алфавит» / О.Ю. Горбушин // Русский язык в школе. - 1990. - № 5. – С. 23-27.
11. Граник Г.Г. Секреты орфографии: книга для учащихся / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Владос, 1991. – 165 с.
12. Григорьева Т.М. Русское письмо (от старой азбуки до современного алфавита) / Т.М. Григорьева, Б.И. Осипова // Русский язык в школе. – 2002. – № 2. – С. 77-82.
13. Дейкина А.Д. История языка как учебный предмет / А.Д. Дейкина, О.Н. Зайцева // Образование в современной школе. – 2000. - № 3. – С. 19-25.
14. Джеканович Н.Х. История развития письменности на уроках в начальной школе / Н.Х. Джеканович // Начальная школа плюс До и После. Дирингер Д. Алфавит / А. Дерингер. - М.: Наука, 1963. – 211 с.
15. Дронова В.Н. Новые подходы к организации изучения младшими школьниками родного языка как культурно-исторической среды / В.Н. Дронова // Гаудеамус. Психолого-педагогический журнал. – 2004. - № 2 (6). – С. 127-136.
16. Дронова В.Н. Основные направления работы по изучению младшими школьниками истории родного языка / В.Н. Дронова // Образование в регионе. Научно-методический журнал. – Тамбов. – 2001 - № 2. – С. 92-97.
17. Дунаева В.П. Элементы этимологического анализа на уроках русского языка / В.П. Дунаева // Начальная школа. – 2001. - № 7. – С. 28-30.
18. Еременко О.И. Возможности использования историко-лингвистического комментирования на уроках русского языка в начальной школе / О.И. Еременко // Актуальные аспекты формирования и совершенствования лингвометодической компетенции учителя 1-4 классов современной школы: сборник научных статей по итогам научно-практической конференции. – СПб.: Сага, 2007. – С. 137-141.
19. Еременко О.И. Историческое комментирование как одно из условий реализации принципа преемственности в процессе изучения родного языка / О.И. Еременко / Проблемы преемственности между начальными и средними звеньями общеобразовательной школы в воспитании, обучении и развитии учащихся: приложение № 3 к журналу «Начальная школа». - М., 2004. – С. 181-188.
20. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., Высшая школа, 2005.
21. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М.Р. Львов. - М.: Дрофа, 1997. – 256 с.