Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования состоит в том, что происходящие кардинальные изменения в области инноваций и технологий, а также персонификация потребностей обусловливают необходимость разработки теоретических положений относительно формирования инноваций ценности продуктов и услуг предприятий с целью их практического применения в поддержании преимуществ на рынке в стратегическом аспекте.
В терминах бизнес-концепции, являющейся механизмом обеспечения предпочтений и лояльности потенциальных потребителей продукции/услуг предприятий, значительно расширены границы мышления в области реализации инноваций.
В данном контексте сделан акцент на выявление инноваций, обладающих ценностью, выделение наиболее важных для потенциальных потребителей сущностных характеристик продуктов/услуг.
Концепция строится на клиентской базе, в основе которой лежат потенциальные запросы, предпочтения и инновации, представляющие ценность для потребителей. Опережающий выход предприятий на рынок с инновацией ценности продукта/услуг обеспечивается посредством проактивной стратегии.
Цель исследования – исследование метода стратегий голубого океана на примере ООО «Рот Фронт».
Задачи исследования:
- исследовать характеристику, описание, преимущества и недостатки, инструменты метода стратегии голубого океана
- изучить российский и зарубежный опыт при внедрении стратегии голубого океана
- исследовать характеристику предприятия ООО «Рот Фронт»
- разработать инновационный продукт на основе стратегии голубого океана ООО «Рот Фронт»
Объект исследования - ООО «Рот Фронт».
Предмет исследования - метод стратегий голубого океана на примере ООО «Рот Фронт».
Теоретической базой курсовой работы стали труды следующих учёных, которые занимались исследованием методы стратегии голубого океана: Ким Вичан Моборн, Алешина И. В., Борисов А. Б., Гассман О., Франкенбергер К., Шик М., Зуйков К. А.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1 СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ
1.1 Характеристика, описание, преимущества и недостатки, инструменты метода стратегии голубого океана
Термин «Стратегия голубого океана» был введен в опубликованной в 2005 году книге, авторы которой - Ким Чан и Рене Моборн, профессоры INSEAD и директора Института Стратегии голубого океана. Они обратили внимание на случаи, когда в увядающей индустрии, в которой не видно абсолютно никаких перспектив на рост и прибыльность, появляется какая-либо компания, которая буквально со старта делает огромный рывок.
Продукция очень быстро начинает пользоваться высоким спросом, и компания получает сверхприбыль, одновременно и оставаясь частью увядающей индустрии, и выходя за ее пределы. Классическим стал пример компании «Cirque du Soleil», которая добилась масштабного успеха в практически обреченной цирковой индустрии. Данная компания отошла от стереотипного подхода по созданию и организации цирка, взяв лишь лучшие элементы цирка, и синтезировала их с элементами театра. Но еще более важным шагом явилось изменение целевой аудитории, переключение с детей на платежеспособных взрослых.
В давно существующей банковской сфере большой прорыв сделала относительно молодая компания «Тинькофф Банк». Отказавшись от привычных банковских офисов, компания базировала свое предприятие исключительно на интернет ресурсах и была первой в своем роде. Вследствие роста роли интернета в жизни человечества компания смогла избежать больших издержек на оплату помещений и сотрудников, что позволило создать привлекательные условия для клиентов.
На данный момент «Тинькофф Банк» пользуется большой популярностью в своей сфере. Проведя длительное исследование подобных случаев и общих закономерностей циклов жизни компаний, Ким Чан и Рене Моборн выдвинули идею существования свободных рыночных ниш – «голубых океанов» - попадая в которые, компании получают высокий спрос на инновационную продукцию и не имеют конкурентов, так как являются первооткрывателями данной ниши.
Стоит отметить, что СГО не отрицает роль конкуренции и конкурентной среды. Стратегия нацелена на уход от издержек на поддержание конкурентоспособности и создание нового спроса при помощи изложенных в ней методов и инструментов.
Создание «голубого океана» не подразумевает открытия новой отрасли, чаще всего он является промежуточным пространством среди «алых океанов» - рыночных пространств, где высокий уровень конкуренции не позволяет развиваться компаниям, а товар портится из-за больших издержек на соблюдение стереотипов рынка и борьбу с конкурентами. «Конкуренция обостряется там, где люди мыслят одинаковыми понятиями.
Фитнес-клуб открыл спа-салон и бар с соками. Соседний посмотрел на него и открыл два спа-салона и ресторан здоровой еды. Третий открыл все это плюс магазин пищевых добавок. Все смотрят друг на друга, и никто не смотрит на потребителя. Это путь в алый океан» [3, с. 47].
В основе СГО лежит инновация ценности. Компании, которые ставят своей задачей создать голубые океаны, ориентируются на одновременную дифференциацию и снижение издержек. Основным инструментом данной стратегии является стратегическая канва, которая представляет собой в графическом виде упрощенную модель отрасли.
Она позволяет оценить текущее состояние отрасли и позволяет увидеть возможные пути изменения своей стратегии для выхода из «алого океана». Если вы нацелены на создание «голубого океана», ваша стратегическая канва должна отличаться от канвы ваших конкурентов. Наглядным примером является компания «Casella Wines». Проанализировав канву рынка вина и изучив факторы отрасли, она решила изменить стандартную модель канвы - продавать дорогое и выдержанное вино для ценителей. Компания нацелила свою продукцию не только на ценителей изысканного вкуса и создала вино для всех, включая людей, не разбирающихся в винах.
Таким образом, значительно расширив целевую аудиторию потребителей и создав новый в своей сфере продукт, компания получила высокий спрос и прибыль. Помимо вышеуказанного инструмента, стратегия оснащена методологией пошагового продвижения к созданию голубого океана. Логическим продолжением стратегической канвы является «Модель четырех действий», которая состоит из четырех вопросов, которые нацелены на выявление возможных сокращений издержек, которые остались незамеченными конкурентами, а также нацелены на создание нового спроса и повышение ценности предложения для покупателя.
Первый вопрос: «Какие факторы конкуренции, определенные и принятые в отрасли, можно упразднить?». Например, упразднение официантов в фаст-фудах; офисных центров банка («Тинькофф банк»).
Второй вопрос: «Какие факторы конкуренции следует значительно снизить по сравнению с принятыми в отрасли стандартами?». Например, богатство вкуса вина, ассортимент и срок выдержки, как в примере Casella Wines.
Третий вопрос: «Какие факторы следует значительно повысить по сравнению с принятыми в отрасли стандартами?». Например, при создании онлайн-магазина музыки iTunes компания Apple значительно повысила такие ключевые факторы, как высокое качество звука; широкий ассортимент мелодий; возможность покупки тематических сборников песен. И, наконец, четвертый вопрос: «Какие факторы из никогда ранее не предлагавшихся отраслью следует создать?».
Например, авиакомпания NetJets создала уникальное предложение для корпоративных клиентов — долевую собственность на самолеты, что позволяет экономить и время, которое терялось бы в очередях на обычных рейсах, и деньги, так как предложение NetJets было гораздо дешевле затрат на содержание собственного самолета.
Открытие «голубого океана» способствует быстрому росту и высокой прибыли, но рано или поздно любой океан окрашивается в алый цвет, так как новая перспективная рыночная ниша не может остаться незамеченной и будет привлекать все новых и новых участников.
Стоит помнить, что воплощение стратегии «голубого океана» не является единовременным, он динамичен и требует постоянного внимания, анализа и дальнейшего планирования развития компании. Время идет, технологии и потребности постоянно меняются, поэтому руководствуясь методами СГО на постоянной основе компания сможет все время развиваться и держаться на рынке уверенно.
Принципы стратегии голубого океана представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Шесть принципов стратегии голубого океана
Преимущества концепции «голубого океана» как инструмента стратегического менеджмента состоят в следующем. Во-первых, СГО нацеливает на генерацию продуктивных бизнес идей, что позволит вывести компанию на новые ниши и отойти от изнуряющей конкуренции. Во-вторых, она является двигателем прогресса, развития качества и расширения ассортимента продукции предлагаемой потребителю.
Благодаря СГО компания получает дополнительную прибыль, благодаря снижению издержек, а значит может себе позволить приобретать больше ресурсов для улучшения производства и дальнейшего развития стратегии. Главное же достоинство СГО - это мотивация к развитию, созданию и совершенствованию. Если все компании будут работать только на существующих рыночных нишах и удовлетворять только существующий спрос, рынок разрушится изнутри. Постоянная конкуренция приведет к низкокачественному производству и переизбытку предложения относительно спроса, из чего может следовать множество экономических проблем. СГО подталкивает на создание чего-то нового и усовершенствованного, стимулируя тем самым технический прогресс. Следовательно, расширяется и развивается экономика, а главное, улучшается уровень жизни людей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алешина И. В. Инновация как новая потребительская ценность // Инновации. 2016. № 5 (211). С. 84-88.
2. Баринова В., Завьялов Д., Земцов С., Мисихина С., Симачев Ю, Федюнина А. Малое и среднее предпринимательство: кризисная динамика и меры поддержки. В кн.: Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с СОУГО-19 в России / Под науч. редакцией: В. Мау, Г. Идрисов, Я. Кузьминов и др. М.: 2020. С. 311-336.
3. Борисов А. Б. Модели интеграции потребителей в процесс совместного создания ценности // Креативная экономика. 2021. Том 15. № 9. БО1: 10.18334/се.15.9.113500
4. Гассман О., Франкенбергер К., Шик М. Бизнес-модели. 55 лучших шаблонов. М.: Альпина Паблишер, 2017. 432 с.
5. Днепровская Н. В. Требования к инновационной среде при переходе к цифровой экономике / Н. В. Днепровская // Статистика и Экономика. 2018. Т. 16. № 6. С. 58-68.
6. Зуйков К. А. Управление созданием бизнес-ценности в организационных ИТ-проектах / К. А. Зуйков // Научные исследования и разработки. Российский журнал управления проектами. 2017. Т. 6. № 2. С. 13-23.
7. Иванова С. В. Интерпретация инноваций в мировом образовательном пространстве в эпоху медиа // Ценности и смыслы. 2016. № 3(43). С. 61-68.
8. Каячев Г. Ф, Локтионов Д. А. Эволюция ценностного подхода в управлении компанией // Лидерство и менеджмент. 2019. Том 6. № 4. С. 397-408. БО1: 10.18334/Нш.6.4.41377
9. Ким Вичан Моборн Рене. Стратегия голубого океана. М.: Альпина Паблишер, 2021. 432 с.
10. Пинский А. И. Концептуальный подход к вовлечению стейк-холдеров в совместное создание инновации ценности продукта/услуги // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Том 11. № 11A. С. 184-194.
11. Полукеева А. В. Модель системы управления инновационной деятельностью промышленного предприятия / А. В. Полукеева // Инновационная деятельность. 2016. № 4 (39). С. 57-65.
12. СологубЕ. В. Теоретические подходы к формированию потребительской ценности товара/услуги // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Т. 13. № 2. С. 1192-1201. DOI: http:// dx.doi. org/10.21202/1993-047X.13.2019.2.1192-1201
13. Тяпухин А. П., Коровин Ю. И., Матвеева О. Б. Ценностный подход к управлению инновационным развитием хозяйствующих субъектов // Вестник Евразийской науки. 2019. № 5.
14. Чан Ким У., Моборн Рене. Стратегия голубого океана. Как создать свободную нишу и перестать бояться конкурентов. М: Hippo, 2005.
15. Швайцер Л. Концепция и эволюция бизнес. URL: http://www. research.by/webroot/delivery/files/2007n2r01.pdf (дата обращения: 12 марта 2022 года).
16. Хэмел Г. Во главе революции. СПб: BestBusinessBooks, 2007. 368 с.