Фрагмент для ознакомления
2
последовательность символов. В лингвистике термин текст используется в широком значении, включая образцы устной речи. Восприятие текста текста изучается в рамках лингвистики и психолингвистики. И. Р. Гальперин определяет текст как письменное сообщение, объективированное в виде письменного документа, состоящее из ряда высказываний и объединённых разными типами лексической, грамматической и логической связи. Текстом можно назвать несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй или книгой.
К основным признакам текста относят:
- тематическое и композиционное единство всех его частей;
-наличие грамматической связи между частями;
- смысловая цельность и относительная законченность.
Под темой текста понимают всё то общее, что объединяет предложения в текст, это то, о чём или о ком говорится в этом тексте. Идея текста – это то, к чему призывает текст, чему учит и ради чего он написан. Литературный язык обслуживает разные стороны жизни людей, поэтому он подразделяется на функциональные стили. Выбор стиля зависит от цели речи и речевой ситуации, которая, в свою очередь, связана с условиями, в которых происходит общение. В зависимости от задач речи стили делятся на две группы: разговорный и книжный. Тип текста определяется его назначением. Это зависит от того, какая задача стояла перед автором. Что конкретно он хотел донести до читателя, и какими рассуждениями хотел поделиться.
Существует три основных вида текста:
1.Описание.
2.Повествование.
3.Рассуждение.
Иногда виды текста путают со стилями речи, но это совершенно разные понятия. Определённый тип текста может быть создан в любом из стилей. Описать объект можно в художественном стиле. А можно это сделать научным языком. Описание предполагает последовательное раскрытие и перечисление признаков объекта, явления, которые важны с точки зрения автора. Предметами описания в литературе могут быть:
-интерьер;
-пейзаж;
-человек;
-состояние окружающей среды и др. Описание можно встретить в любом стиле русского языка. Описания разного стиля сильно отличаются друг от друга.
Повествование – это рассказ о последовательно совершающихся действиях, событии, протекающих во времени. Обязательным признаком здесь является наличие сюжета: завязки, развития, кульминации и развязки. Последовательность действий может быть нарушена по воле автора. Он может начинать описание даже с эпилога или с финального события. Рассуждение – это самый востребованный тип текста в публицистике и в научных работах. Его суть заключается в изложении своей собственной мысли, её обосновании, приведении фактов и аргументов, способных убедить слушателя или читателя. Примеры текстов, соответствующих одному какому либо типу, в публицистическом и художественном стиле редки. Чаще всего преобладают тексты смешанного типа. Это может быть описание с элементами рассуждения, повествование, включающее в себя описание и др. В современной лингвистической литературе для характеристики связной развёрнутой речи применяется категория текст. К основным его признакам относятся: тематическое, смысловое и структурное единство, грамматическая связность [28] .
1.4.Условия ознакомления детей старшего дошкольного возраста с признаками текста
Дошкольный возраст – это период интенсивного развития личности ребёнка. Одной из ведущих задач речевого развития в соответствии с ФГОС ДО является развитие связной речи ребенка. В этом возрасте складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления. Ребенок рассуждает, сопоставляя факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности. Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов и появляется развернутый мыслительный процесс-рассуждение. Детей знакомят с литературой в раннем возрасте. Вначале ему интересно просто перелистывать странички и слушать чтение взрослого, рассматривая иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.
Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Но далеко не каждый ребёнок может построить развернутый и связный рассказ на основе того, что он услышал при знакомстве с текстом. Тексты детских книг рассматриваются как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства ребёнка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка. Из стихов они выносят музыкальность, напевность, ритмичность текстов. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений и его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литературные тексты помогают детям излагать свое отношение к прослушанному. Ребёнок не всегда понимает смысл текста. При этом далеко не все дети способны размышлять над содержанием, запоминать и правильно пересказывать суть прослушанного текста. Большинство детей не улавливает смысл предложений. Отсюда сложности пересказа содержания. Способ работы с
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абсалямова, А.Г. Актуальные проблемы развития речевого
творчества детей дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Абсалямова.
//Дошкольное воспитание. – 2016. – No 9. – с. 46-52.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб.
заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – с.400 .
3. Бабушкина, А.А. Лучшие игры и упражнения для развития памяти
и интеллекта у детей 5-9 лет [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.А. Бабушкина,
О.А. Умнова. – Белгород: Клуб семейного досуга, 2011. – 320 с.
4. Гавриш, Н.В. Развитие речетворческой деятельности в
дошкольном детстве [Текст] / Н.В. Гавриш. // Педагогическое образование в
России. – 2013. – No 12. – С. 17-21.
5. Дидактические игры для дошкольников. Сборник игр для
педагогов и родителей [Текст] / Под ред. Л.А. Головчиц. – М: ГРАФ ПРЕСС,
2013. – 160 с.
6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и
обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Под ред.
А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – Спб: Питер, 2013. – 464 с.
7. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного
возраста в игровой деятельности [Текст] / Под ред. Т.И. Бабаевой,
З.А. Михайловой. – СПб: Детство – Пресс, 2004. – 192 с.
8. Каталкина, Р.Л. Развитие речи через воображение (у детей 6-7
лет) [Текст] / Р. Л. Каталкина. // Воспитатель. – 2008. – No 9. – С.63-68.
9. Котелевская, В.В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и
интеллекта в играх, тренингах, тестах [Текст]: пособие для воспитателей
детских садов и специалистов дошк. образования / В.В. Котелевская,
Т.Б. Анисимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 256 с.
10. Любаев, А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста / А. В. Любаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 707-709. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22975/ (дата обращения: 03.05.2022).
11. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного
возраста [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей
дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед.
учебных заведений /Сост.: М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия,
2009. – 560 с.
12. Новиковская, О.А. 100 упражнений для развития речи [Текст] /
О.А. Новиковская. – М.: АСТ, Сова, 2008. – 62с.
13. Огородник, С. И. Психолого-педагогические проблемы понимания художественной литературы детьми дошкольного возраста / С. И. Огородник, А. В. Шенькова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.1 (135.1). — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37736/ (дата обращения: 03.05.2022).
14. Плотникова, С.В. Развитие лексикона ребёнка [Текст]: учеб.
пособие. 3-е изд. стер. / С.В. Плотникова. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 224 с.
15. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников
[Текст] / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с.
16. Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста
средствами художественной литературы [Текст]: методическое пособие /
Сост.: Р.Х. Гасанова; Уфа: ИРО РБ, 2015. – 92 с.
17. Рыжова, И.Н. Учимся играя [Текст] / И.Н. Рыжова. //
Дошкольное развитие. – 2004. – No 2. – 23-27с.
18. Сидорчук, Т.А. Технологии развития связной речи дошкольников
[Текст]: методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений /
Сост.: Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. – М.: 2004. – 59 с.
19. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи
дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2006. – 256 с.
20. Струнина, Е.М. Основные направления работы по развитию речи
дошкольников [Текст]: учебно-метод. пособие для воспитателей дошк.
образоват. учреждений / Е.М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
21. Ушакова, О.С. Знакомим дошкольников с литературой [Текст]:
О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. – М.: Просвещение, 2003. – 114 с.
22. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного
возраста [Текст]: учебное пособие / Сост.: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. –
М.: ТЦ Сфера, 2013. – 150 с.
23. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного
возраста [Текст]: учеб. метод. пособие для воспитателей дошк. образоват.
Учреждений / Сост.: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
24. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] /
О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 256 с.
25. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного
возраста [Текст]: учебное пособие / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева,
В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 2004. – 323с.
26. Федотова, Л. С. Развитие понимания текста художественного произведения детьми дошкольного возраста. Метод беседы / Л. С. Федотова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.3 (117.3). — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32703/ (дата обращения: 03.05.2022).
27. Швайко, Г.С. Игры и упражнения для развития речи [Текст] /
Под. ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2000. – 156 с.
28. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей [Текст]:
учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Яшина,
М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Академия, 2013. – 448 с.