Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях превалирующей сегодня во всем мире концепции устойчивого развития экономики и ее субъектов стратегия организаций является объектом независимой оценки, так как меняются формы взаимодействия бизнеса с обществом и государственными органами в интересах их совместного развития, что превращает стратегический аудит в востребованное направление аудиторско-консалтинговой деятельности. В отличие от аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности стратегический аудит консолидирует и использует опережающую информацию о деятельности компании и ее бизнес-среде.
Ученые, занимающиеся проблемами стратегического анализа и аудита, такие как В.И. Бариленко, Р.П. Булыга, М.В. Мельник, Н.С. Пласкова, А.Н. Хорин и другие, в своих трудах доказывают, что будущее аудита связано с аудитом эффективности бизнеса, переходом от подтверждения финансовой отчетности к обеспечению гарантий полноты, точности и понятности отчетных данных для инвесторов и других заинтересованных сторон. Аудиторские заключения и отчеты не являются ни инвестиционными рекомендациями, ни средством предотвращения банкротств, в то же время они повышают доверие к бизнесу, оценивая степень деловой репутации компании. Аудиторское мнение, основанное на международных стандартах аудита, способствует лучшему пониманию бизнес-процессов компании, отражает наиболее существенные аспекты ее деятельности, дает более обоснованную оценку непрерывности деятельности.
Ключевым методическим приемом стратегического аудита можно назвать его нацеленность на будущее компании, а аудитора - на анализ причин изменений в деятельности компании в увязке с оценкой эффективности управления бизнесом. Существенным является оценка того, насколько управленческие решения и их последствия соответствовали принятой стратегии развития бизнеса, насколько они определялись изменениями макроэкономической среды или неожиданными поворотами развития самой компании.
Стратегический аудит часто связан не только с прогнозированием и обоснованием стратегии развития компании, но и в более широком смысле - с уровнем возможностей изменения внешней среды, поэтому стратегический аудит имеет особое значение для крупных хозяйственных систем и, прежде всего, для публичных обществ. В этой связи стратегический аудит тесно связан с возможностями экспертных оценок, которые широко используются в условиях множественности целей. Общеизвестно, что высокая степень вариативности сценариев будущего развития организации и результатов реализуемых ею бизнес-проектов связана с высокими рисками бизнеса. При этом в зависимости от того, в какой области происходят изменения и насколько они инновационный уровень рисков и виды рисков могут существенно меняться.
Таким образом, стратегический аудит собирает базовую информацию для подготовки стратегического плана и включает оценку ожиданий заинтересованных лиц.
Объект курсовой работы – информационные источники.
Предмет курсовой работы – информационные источники стратегического планирования.
Цель написания курсовой работы – изучить информационные источники стратегического анализа и провести анализа основных направлений финансово-хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи, как:
- рассмотреть теоретические основы информационных источников стратегического анализа;
- проанализировать основные направления финансово-хозяйственной деятельности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1 Понятие и виды информационных источников стратегического анализа
Источники информации для проведения стратегического анализа включают данные внутренней и внешней среды компании (рис. 1).
Основными источниками для стратегического анализа внутренней среды компании являются данные оперативного, финансового, экономического и статистического учета, плановые (нормативные) показатели. Для оценки макросреды необходимы данные, характеризующие условия работы компании в регионе, отрасли, экономике в целом.
Кроме того, вся информация может быть классифицирована:
• по источникам поступления – внешняя, полученная на рынке и внутренняя, полученная в оцениваемой компании;
• по типу – юридическая, финансовая, техническая, коммерческая;
• по масштабам – макроэкономическая, отраслевая, отдельного предприятия и его подразделений.
Рис. 1 Информационная база стратегического анализа
Всю информацию, которая может быть использована для анализа, можно классифицировать по четырем группам:
• источники финансовых выгод от бизнеса (прибыль или денежные поступления, продажа или залог активов, продажа бизнеса);
• финансовые показатели бизнеса в динамике за ретроспективный период и на определенную перспективу 1–3 года (прибыль или денежный поток в капиталоемких сферах и при высокой инфляции, дивиденды, активы, выручка);
• нефинансовые показатели бизнеса (доля сделки в общем объеме бизнеса, организационно-правовая форма бизнеса и его уставные положения, что связано напрямую с ликвидностью акций);
• внешняя, связанная с внешними факторами макроэкономического риска.
Все учетные системы и показатели тесно связаны между собой и представляют собой единое целое, т.е. систему экономических показателей, характеризующих условия и результаты работы компании.
Сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, имеют комплексный характер, потому что, как правило, они отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операции и явлений. Изучение бухгалтерской отчетности раскрывает причины успехов или недостатков в работе компании, помогает наметить пути совершенствования ее деятельности. Такой анализ необходим прежде всего собственникам и менеджерам для принятия важных управленческих решений.
Компании, имеющие в своем составе филиалы или другие структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс, представляют сводную отчетность.
В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" публичность заключается в опубликовании годовой бухгалтерской отчетности в газетах, журналах и электронных изданиях, доступных пользователям, а также в ее передаче органам государственной статистики по месту регистрации.
В настоящее время типовая бухгалтерская отчетность российских организаций состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств, отчета о целевом использовании средств (для некоммерческих организаций), пояснений к бухгалтерскому балансу и пояснительной записки. Наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния компании служит бухгалтерский баланс. Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником информации для анализа результатов деятельности организации и оценки ее эффективности. Остальная отчетность дополняет и детализирует показатели бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, помогает построить более точные прогнозы на будущие периоды.
Кроме того, для проведения стратегического анализа необходимы статистические данные и плановые (нормативные) показатели. Дополнительными источниками информации являются:
• законодательные документы (законы, кодексы, указы Президента РФ);
• техническая и технологическая документация;
• хозяйственно-правовые документы организации;
• информация в средствах массовой информации;
• информация в базах данных федеральных и региональных органов;
• публикации в сборниках и информационно-аналитических бюллетенях Росстата;
• специально собранные данные маркетинговых исследований и т.п.
Внешние источники информации, содержащие макроэкономические показатели, характеризуют внешнюю среду, в которой функционирует и развивается компания, и используются для оценки ее влияния на компанию с помощью аналитических процедур, к которым относятся:
1) оценка динамичности основных индикаторов развития бизнеса с учетом общих темпов экономического развития страны, ее экономики, реальный рост выручки от реализации компании в сравнении с ростом инфляции;
2) расчет реальных темпов прироста финансовых показателей компании с учетом показателей инфляции в целом и по отдельным направлениям расходов на основе индексов цен производителей и потребителей;
3) оценка кредитоспособности (платежеспособности, рискоустойчивости) компании на основе данных об уровне процентных ставок ЦБ РФ и ведущих коммерческих банков в регионе;
4) оценка эффективности бизнеса на основе анализа рентабельности собственного капитала в сравнении со среднеотраслевыми и региональными уровнями;
5) оценка эффективности размещения средств в финансовые активы компании на основе средней доходности вложений в различные виды финансовых инструментов рыночной экономики;
6) оценка эффективности внешнеэкономической деятельности компании на основе динамики валютного курса (для бизнеса, имеющего валютные денежные потоки, валютные активы и обязательства).
Внешние источники информации, содержащие отраслевые показатели, позволяют оценить уровень отдельных индикаторов компании с позиции сферы деятельности и отраслевой специфики бизнеса.
Изучение отраслевой информации дает общее представление о бизнесе, его цикличности, сезонности, особенностях организационно-управленческой структуры, технологии производства. Это проявляется в показателях минимального размера эффективного предприятия отрасли, степени загрузки производственных мощностей, характеристике контрагентов.
Таким образом, отраслевые показатели характеризуют внешнюю среду, в которой функционирует и развивается компания, и используются для оценки ее влияния на компанию с помощью аналитических процедур изучения производственной эффективности компании (ресурсоемкость или производительность ресурсов) с учетом региональных условий, формируемых региональными органами управления (налоговая политика, уровень жизни).
Если такие показатели компании будут ниже среднеотраслевых, то компания считается "недооцененной" и имеет определенный потенциал роста ее стоимости. Если компания имеет более низкие показатели финансовой устойчивости по сравнению со среднеотраслевыми, то это можно рассматривать как угрозу для ее функционирования либо как косвенный признак высокой вероятности искажения ее финансовой отчетности.
Внешние источники информации, содержащие региональные показатели, влияющие на бизнес, проявляются через средний уровень жизни в регионе (уровень оплаты труда), факторы налогообложения, рыночную стоимость активов, структуру затрат.
Внешние источники информации, содержащие рыночные (маркетинговые) показатели характеризуют деятельность организации на конкретном рынке, дополняя макроэкономическую, региональную и отраслевую специфику бизнеса. К маркетинговым индикаторам относят:
1) характеристики рыночного сегмента – темп роста соответствующего рынка, уровень цен на реализуемые товары и закупаемые ресурсы, стратегия ценообразования, формы расчетов, длительность дебиторской задолженности, методы стимулирования сбыта, каналы распределения продукции;
2) характеристики контрагентов – поставщиков, потребителей, сторонних организаций, оказывающих услуги;
3) рыночный потенциал компании.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Алексеева, М. Б. Анализ инновационной деятельности : учебник и прак-тикум для бакалавриата и магистратуры / М. Б. Алексеева, П. П. Ветренко. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 303 с.
2. Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ : учебник и прак-тикум для магистратуры / Н. А. Казакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Из-дательство Юрайт, 2020. — 386 с. (ЭБС Юрайт)
3. Казакова, Н. А. Финансовый анализ : учебник и практикум для бака-лавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 470 с. (ЭБС Юрайт)
4. Косолапова М.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Электронный ресурс]: учебник/ Косолапова М.В., Свободин В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 247 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5248.html.— ЭБС «IPRbooks»
5. Мельник, М. В. Теория экономического анализа : учебник для бака-лавриата и магистратуры / М. В. Мельник, В. Л. Поздеев. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 261 с. (ЭБС Юрайт)
6. Отварухина, Н. С. Современный стратегический анализ : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. — М. : Издательство Юрайт, 2020. — 427 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03642-8. (ЭБС "Юрайт")
7. Бородулин А. Н. Аналитический инструментарий внутрифирменного управления // А. Н. Бородулин. М.: Экономика, 2012. 367 с.
8. Малхорта, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. 960 с.
9. Мельник М. В. Маркетинговый анализ: учебник / М. В. Мельник, С. Е. Егорова. М.: Рид Групп, 2011. 384 с.
10. Современный стратегический анализ: учебное пособие / П. В. Иванов [и др.]; Под ред. П. В. Иванова. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 589, [1] с.
11. Хорин А. Н. Стратегический анализ: учеб. пособие / А. Н. Хорин, В. Э. Керимов. М.: Экс-мо, 2008. 288 с.
12. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: учебник. 3-е изд., доп. М.: ИНФРА — М., 2011. 352 с.
13. ISO/IEC/IEEE 24765:2010(en) Systems and software engineering — Vocabulary. [Электронный ресурс]: URL: https://www.iso.Org/obp/ui/#iso:std:iso-iec-ieee:24765:ed-1:v1:en (дата обращения: 25.10.2015).