Фрагмент для ознакомления
2
Система менеджмента качества — это набор специальных практик, внутренних политик, методик для работы компании, целью которых является удовлетворение покупателей товарами и услугами высоко качества на постоянной основе.
ISO 9001 — это набор требований для создания правил, политик, процессов, процедур предоставления продуктов и услуг, отвечающих потребностям клиентов и повышающих их удовлетворенность. Стандарт системы менеджмента качества поддерживается Международной организацией по стандартизации и согласовывается большинством стран-членов этой организации, с тем чтобы он мог быть признан на международном уровне, а также принят в качестве золотого стандарта для процессов, используемых во всем мире для СМК. Идентичным переводом этого стандарта на русский язык является ГОСТ ISO 9001.
Для того, чтобы компания могла пройти сертификацию системы менеджмента качества в соответствии с международными требованиями ISO 9001, ей необходимо иметь систему менеджмента качества, а именно —разработать, утвердить, а также ввести в работу следующие документы:
Стандарт «Руководство по качеству».
Стандарт «Управление документацией и записями».
Стандарт «Управление несоответствующей продукцией».
Стандарт «Внутренние аудиты».
Стандарт «Корректирующие и предупреждающие действия».
Регламенты процессов (как правило, процессы, связанные с производством).
Политика в области качества.
Цели в области качества организации и структурных подразделений (процессов).
Программа мероприятий по совершенствованию деятельности организации.
Технологический регламент производства.
Актуальная нормативная и техническая документация, согласно перечню.
Должностные инструкции и положения о подразделениях.
Целью данного курсового проекта является изучение системы международных стандартов качества ISO серии 9000, а также понятия сертификация системы менеджмента качества.
В курсовом проекте детально рассмотрена нормативно-техническая база подтверждения соответствия, процедура проведения обязательной сертификации, система сертификации, участие органа по сертификации в сертификации системы менеджмента качества в подтверждении соответствия.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Уполномоченные органы по сертификации по-разному проводят проверку внедрения компаниями требований ISO 9001. Существует более и менее лояльные органы по сертификации. Для прохождения сертификации на уровне серьезного европейского органа, необходимо внедрить СМК и постоянно поддерживать ее в рабочем состоянии, что требует много усилий. Зато бонусом для компании станет признание сертификата на мировом уровне.
1.1. В каких случаях компании может потребоваться СМК
Как уже было описано выше, наличие действующей системы менеджмента качества компании подтверждается сертификатом. В России часто можно встретить обязательное условие о наличии сертификата. Такой документ точно потребуется участникам тендеров, госзакупок, конкурсов по качеству. Также его могут попросить некоторые клиенты, потребители.
Сертификация требуется для отдельных видов производства, услуг, таких как, разработка и производство военной техники, вооружения, средств связи, прочей стратегически важной продукции. Сертификация также применяется при государственном регулировании. Так, наличие этого документа плюс действующая СМК помогут преодолеть нетарифные барьеры в виде обязательной сертификации, установленные рядом стран.
1.2. Плюсы внедрения СМК для компаний
В остальных случаях получение сертификата является необязательным условием, но также дает выгоды при работе с контрагентами. Так, наличие сертификата качества дает компании возможность сотрудничать с большим количеством других организаций. Современная реальность такова, что компании проще выйти с товаром на рынок, имея данный сертификат. Многие компании ищут партеров-поставщиков товаров, услуг, у которых есть сертификат ISO 9001. Что их мотивирует его требовать? Одни являются приверженцами передовых практик управления, посредством контрактов они хотят, чтобы такие технологии использовали их контрагенты. Для других — это некая гарантии проверки организации на прочность. Также наличие сертификата является альтернативой выездного аудита возможного партнера, что экономит силы, а также деньги компании.
Для инвесторов наличие данного документа будет является подтверждением того, что поставщик сможет обеспечить стабильные поставки. Если сертификат будет выдан авторитарным, признанным органом по сертификации, то статус получателя от этого только вырастет. Репутация, как известно, легко конвертируется в прибыль.
Сертификат становится дополнительным подтверждением состоятельности, надежности компании, что может способствовать снижению страховых взносов, а также кредитных ставок при обращении к крупным страховым компаниям, банкам. Упоминание о сертификате может выгодно использовать в рекламе, что однозначно привлечет больше потенциальных покупателей. Наличие такого документа на стене директора компании будет говорить передовых взглядах на управление компанией, приоритетах качестве продукции.
Стоит отметить, что сертификация может быть интересна не только партнерам по бизнесу, но и руководству предприятия. Так как при прохождении сертификации можно обнаружить слабые места рабочих процессов, а также понять текущие проблемы компании.
1.3. Внутренние причины для внедрения СМК
Рассмотрим внутренние причины для внедрения СМК. Основная — это качественная перестройка работы всего предприятия, когда все рабочие процессы становятся понятными. Брак становится явным. Статистические методы позволяют выявить, а также исправить до 85% причин возникновения брака.
Появляется возможность разработать механизм, предупреждающий жалобы, претензии со стороны потребителей, который будет работать как часы.
Матрица, построенная согласно стандартам ISO, увеличивает значение роли руководства, дает ему возможность сосредоточить силы на стратегическом управлении, делегировать полномочия, тем самым увеличить вовлечение в рабочий процесс остальных сотрудников.
Работающая СМК также повышает финансовую привлекательность компании. Ведь расти стоимость активов будет за счет роста цены высококачественной продукции, а также увеличения стоимость торговой марки предприятия. Для акционерных обществ это влияет на повышении курса акций.
Встречаются организации, которые внедряют у себя СМК по стандарту ISO 9001, но отказываются от услуг по сертификации, соответственно, сертификат не получают. Такой вариант возможен в схеме обязательного подтверждения соответствия в Евросоюзе. Вместо сертификации, организации как бы декларируют наличие у них эффективно действующей СМК. Это называется нотификацией.
Несмотря на явные выгоды от сертификата, польза от него зависит от того, насколько менеджмент организации поработал с ISO 9001.
Но порой для организации польза от создания СМК выходит на второй план, главное получит сам документ. Это печально, так как именно эффективно работающая система менеджмента качества даст намного больше прибыли, прочих нематериальных на первый взгляд выгод.
1.4. Принципы управления качеством
Система менеджмента качества ISO 9001 основана на семи принципах:
Ориентация на клиента. Основной целью любой организации должно быть удовлетворение, превышение ожиданий потребителей, клиентов. Когда бизнес-процессы более эффективны, качество выше, больше клиентов могут быть удовлетворены продукцией.
Развитие корпоративной культуры. Создание процветающей корпоративной культуры обеспечивает внутреннюю среду, позволяющую сотрудникам полностью реализовать свой потенциал, активно участвовать в достижении целей компании. Это мотивирует людей, которые могут значительно повысить свою производительность, лояльность.
Вовлечение сотрудников. Это один из фундаментальных принципов. Руководство вовлекает персонал в создание и предоставление ценности, независимо от того, работают ли они полный рабочий день, неполный рабочий день, на аутсорсинге или внутри компании. Организация должна поощрять сотрудников к постоянному повышению их квалификации. Этот принцип также предполагает расширение прав, возможностей сотрудников, вовлечение их в процесс принятия решений, признание их достижений. Когда людей ценят, они работают на пределе своих возможностей, потому что это повышает как их уверенность, так и мотивацию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 671 с.
2. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Метрология, стандартизация, сертификация: Учебное пособие. – Из. 2-е, перераб. и доп. – М.: Логос, 2014. – 560 с.
3. Закон РФ «О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ.
5. Федеральный закон «О Стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 г.№162-ФЗ.
6. Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ.
7. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации (утверждены постановлением Госстандарта от 10.05.2000 г. № 26)
8. Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации
(принятым постановлением Госстандарта от 11 июля 2002 г. № 60)
9. ПР 50.3.002-95. Правила по сертификации. Общий порядок обращения с образцами, используемыми при проведении обязательной сертификации продукции. Введены с 18.04.96.
10. Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации и единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в форме подачи декларации с изменениями на 04.07.2020 г.
11. Стандарты и качество: Науч.-техн. журн. – М.: РИА «Стандарты и качество». – 2010-2014, № 1-12.
12. Партнеры и конкуренты. Лабораториум: Науч.-практ. журн. – М.: РИА «Стандарты и качество». – 2010-2014, № 1-12.
13. Сертификация: Науч.-техн. журн. – М.: ВНИИС. – 2010-2014 гг.
14. Технические регламенты таможенного союза и евразийского сообщества
15. ГОСТ 3.1109-82. ЕСТД. Процессы технологические. Основные термины и определения. – М.: Изд-во стандартов, 1983. – 13 с. (пример библиографического описания отдельно изданного стандарта).
16. Аронов И.З., Рыбакова А.М. и др. Особенности «переходного периода» реализации Федерального закона «О техническом регулировании»// Стандарты и качество. – 2003. – № 8. - с. 22-24. (пример библиографического описания статьи из журнала).