Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения жанра детективного триллера 6
1.1 Особенности изучения новых жанров литературы 6
1.2. Особенности жанра детективного триллера 10
Глава 2. Практический анализ образа главной героини романа «Дочь Каннибала» 14
2.1. Специфика образа главной героини романа «Дочь Каннибала» 14
2.2. Художественные приемы, используемые автором для создания образа главной героини 16
Заключение 20
Список литературы 22
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Роза Монтеро (Rosa Montero, 3 января 1951) – испанская писательница и журналистка. Она родилась в Мадриде в семье бандерильеро и домохозяйки. С 1977 года по настоящее время Монтеро работает редактором в журнале El País («Эль Паис»). Монтеро является лауреатом различных международных наград, среди которых Премия Общества критиков Чили (1998 и 1999 гг.) и Премия Романа Праймера от Gaint-Emilion, Франция (2006).
Для литературного творчества Розы Монтеро характерно жанровое многообразие. Так, например, она является автором любовного романа «Нелепая мысль никогда тебя больше не видеть» (La Ridícula Idea de no Volver a Verte, 2013), психологического – «Удачи» (La Buena Suerte, 2020), приключенческого – «Вес сердца» (El Peso del Corazón, 2015) и мн. др.
В данной исследовательской работе мы обращаемся к роману Р. Монтеро «Дочь Каннибала» (исп. La Hija del Caníbal), за который писательница получила премию Primavera de Novela («Примавера де новела») в 1997 году. В нем можно обнаружить черты такого литературного жанра, как детективный триллер.
Детективный триллер – это направление, совмещающее в себе сразу два жанра. С одной стороны, это запутанная криминальная история с расследованием, что уже само по себе увлекательно. С другой – интригующий сюжет, вызывающий страх, тревогу, волнение у читателя.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время детективный триллер является одним из самых популярных жанров массовой литературы, как среди читателей, так и исследователей. Анализ специфики образов главных героев в произведениях обозначенного жанра и созданных испанскими писателями представляет особый интерес в контексте литературоведческих исследований. На сегодняшний день в отечественной филологической науке работ, в которых уделяется внимание данной теме – недостаточно.
Новизна работы состоит в том, что роман Розы Монтеро «Дочь Каннибала» не изучен российскими филологами. Они не рассматривали данное произведение как с точки зрения жанрового своеобразия, так и не уделяли внимание специфике образа главной героини.
Теоретическую базу работы составили работы зарубежных исследователей (испанских, американских) Рауля Диего Ривера Эрнандеса и Дженифер Бортон , которые в своих работах рассматривали роман Монтеро «Дочь Каннибала» с точки зрения жанра и его специфики в контексте современной испанской литературы. Норман Спинрад изучал жанровые особенности произведений Розы Монтеро, подготовил рецензия для романа «Слезы под дождем». Жанровые особенности детективного жанра отражены в исследованиях (В.А. Бойко, М.А. Можейко, Н.М. Марусенко и др.).
Объектом исследования является роман Розы Монтеро «Дочь Каннибала» (La Hija del Сaníbal, 1997).
Предмет исследования – специфика художественного изображения главной героини обозначенного романа.
Цель данной работы – проанализировать способы создания образа главной героини романа Р. Монтеро «Дочь Каннибала», учитывая жанровую специфику рассматриваемого произведения – определила постановку следующих задач:
1. Рассмотреть существующие определения жанра детективного триллера и описание его характерных признаков;
2. Определить свойственные героям детективных триллеров особенности и черты;
3. Проанализировать образ главной героини романа «Дочь Каннибала» в контексте жанра произведения и обозначить, в чем его специфика;
4. Выявить художественные приемы, используемые автором для создания образа главной героини.
Поставленные цель и задачи определили историко-литературный метод исследования.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы. В первой главе мы обращаемся к существующим определениям жанра детективного триллера и описанию его характерных признаков, а также рассматриваем систему образов, функционирующую в подобных произведениях. Наибольшее внимание мы уделяем специфике образа главного героя детективного триллера. Вторая глава посвящена анализу образа главной героини романа Розы Монтеро «Дочь Каннибала» с точки зрения жанровой принадлежности произведения. В заключении содержатся выводы по проделанной работе.
Глава 1. Теоретические основы изучения жанра детективного триллера
1.1 Особенности изучения новых жанров литературы
Определение «жанра» имеет широкое значение, которое охватывает, помимо структур, высказываний и других категорий, которые различают нарратологию и стилистику, различные концепции романа и литературы, фоновые течения, которые возникают и становятся гегемонистскими. Постепенно они уходят на задний план, прежде чем снова появятся новые жанры, освеженные в новых обстоятельствах.
Современные жанры в испаноязычной литературе достаточно распространены. На наш взгляд, это связано с творческой свободой авторов, их активной социальной и общественной позицией. Однако отметим существование в Испании определенной теоретической традиции, из которой возникают некоторые константы, такие как вопрос репрезентации, беллетризация автора и рецепция. Это также опровергает вторую тему об отсталости испанских дебатов о романе по сравнению с тем, что обсуждается в других европейских странах. Марко Кунц также наблюдает, по обе стороны Пиренеев, параллельное падение эксперименталистских подходов в конце 20-го века и пара, благодатно вернувшаяся из повествования.
Три великолепных испанских новеллы выделяются в области повествовательных экспериментов: сатирические коллоквиумы Антонио де Торквемада (и в частности «пасторальное и забавное в конце их»), Эль Crótalon de Cristóbal de Villalón и анонимный тур по Турции. В данных новеллах отражена связь с современным романом, начиная с влияния Лучано и Эразма с формальной точки зрения, продолжая их гуманистические традиции (менее противоречащие художественной прозе, чем обычно было указано) и указывая, в конечном счете, на его родовое соответствие и зарождающиеся признаки современности как игровая практика, согласно которой письмо - это сам по себе диалог с читателем.
Фрагмент для ознакомления
3
Теоретические материалы
1. Агеева М.Г. Эволюция детективного романа в американской литературе XX века: автореф. дис. …канд. фил. Наук. – Ижевск, 2014. – 22 с.
2. Белозерова И.В. Жанр детектива как отражение национальной ментальности // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2006. – № 2. – С. 316 - 317.
3. Беляевская Е. Г. Когнитивные критерии выделения литературного жанра / Е. Г. Беляевкая // С любовью к языку: сб. науч. тр., посвященный Е. С. Кубряковой. – М., Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. – С. 384 - 392.
4. Борисенко А. Золотой век британского детектива: новеллы / Пер. с англ.; Сост. А. Борисенко, В. Сонькина. – М., 2012. – 168 с.
5. Бурсье, Э. Основы романского языкознания / Э. Бурсье. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 680 с.
6. Ван Дайн С.С. Двадцать правил для писания детективных романов. Как сделать детектив. – М.: НПО «Радуга», 1990. – 317 с.
7. Варлакова Е. А. Текстотипологические характеристики англоязычного детектива ХХ века : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - СПб, 2012. – 21 с.
8. Васильева-Шведе, O.K. Теоретическая грамматика испанского языка. Морфология и синтаксис частей речи: учебник для ин-тов и фак. иностр. Яз / О.К. Васильева-Шведе, Г.В. Степанов. – М.: Высш. школа, 1980. – 336 с.
9. Виноградов, В.С. Грамматика испанского языка. Практический курс: учебник / В.С. Виноградов. – М.: Книжный дом «Университет», 2006. –432 с.
10. Виноградов, В.С. Лексикология испанского языка: учебник / В.С. Виноградов. – М.: Высш. школа, 2003. – 246 с.
11. Вольский Н.Н. Загадочная логика. Детектив как модель диалектического мышления. – Новосибирск, 2009. – 216 с.
12. Гончарова, Н.Н. Языковая картина мира как объект лингвистического описания // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2012. – № 2. – С. 396-405.
13. Дублянский, В.И. Испанский язык. España y su civilización. Страноведение Испании. Часть 1: Учебное пособие для студентов факультета международных отношений / В.И. Дублянский. – Мн.: БГУ, 2010. – 86 с.
14. Дудина И. А. Дискурсивное пространство детективного текста : на материале англоязычной художественной литературы 19–20 вв. : автореферат диссертации… кандидата филологических наук / И. А. Дудина. – Краснодар, 2008. – 24 с.
15. Казачкова А.В. Жанровая стратегия детективных романов Бориса Акунина 1990-начала 2000 гг.: дис...канд.фил.наук /А. В. Казачкова. – Саранск, 2015. – 203 с.
16. Киреева Н.В. Постмодернистская литература США: особенности жанровой поэтики. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. – 384 с.
17. Марусенко Н.М., Скребцова Т.Г. Типичное и нетипичное в структуре детектива / Н. М. Марусенко, Т. Г. Скребцова // Мир русского слова, 2013. – № 4. – С. 74-79.
18. Можейко М.А. Детектив // Постмодернизм: энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск: Интерпрессервис; Книжный дом, 2001. С. 212–215.
19. Подмаркова Г.В. Формульные характеристики жанра детектива / Г. В. Подмаркова // Аксиологическая лингвистика: проблемы теории дискурса, стилистики, семантики и грамматики: сб. науч. тр. Под ред. Н. А. Красавского. – Волгоград: Колледж, 2002. – С. 63-68.
20. Скребцова Т.Г. Инварианты детективного повествования (к постановке задачи) / Т. Г. Скребцова // Материалы XI Междунар. филол. конф. Секция прикладной и математической лингвистики. – СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2011. – С. 63-69.
21. Скребцова Т.Г. Структурный анализ детективного повествования / Т. Г. Скребцова // Структурная и прикладная лингвистика. Вып. 9. Под ред. А.С. Герда. – СПб., 2012. – С. 80-94.
22. Строев А. Как сделать детектив/ А. Строев // М.: Радуга ,1990. – 320 с.
23. Харджиева Е.С. Детективный дискурс как процесс создания и развития детективного жанра/ Е.С. Харджиева // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2014. №3.
24. Хомутова Т.Н. Жанр как объект лингвистического исследования / Т. Н. Хомутова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Лингвистика». Вып. 1. № 7 (36). – Челябинск, 2004. – С. 26-29.
25. Arino Martine. Du local au global: “La perpignolade: concept local - Entretien avec le professeur Robert Marty”. Paris: Esprit critique, 2003. Vol. 05, №04. Pp. 23–56.
26. Fénéon F. Nouvelles en trois lignes. Paris: H. Védrine, LGF, 1998. 251 p.
27. Hernández Toribio, I. Lenguaje coloquial juvenil en la publicidad de radio y televisión / I. Hernández Toribio, A. M. Vigara Tauste // Revista de estudios de la juventud. 2007. № 78. P. 141–160.
28. Por favor, sea breve 2. Antología de microrelatos. Barcelona, Paginas de Espuma, 2009. 251 p.
Интернет-ресурсы
29. Байко В.А. Основные жанровые признаки детективной прозы // Лингвокультурология. 2015. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-zhanrovye-priznaki-detektivnoy-prozy (дата обращения: 11.04.2022).
30. Мерзликина О.В. Структурно-семантическая характеристика испанского молодежного жаргона // Вестник ЧелГУ. 2014. №7 (336). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-semanticheskaya-harakteristika-ispanskogo-molodezhnogo-zhargona (дата обращения: 20.04.2021).
31. Монастырев, Б. Е. Прагмо-семантические особенности городских жаргонов Испании и Латинской Америки [Электронный ресурс]. URL: http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2008/V/uch_2008_V_00011.pdf (дата обращения: 11.04.2022).
32. Хорева Л.Г. Жанровая специфика новейшей испанской малой прозы: между анекдотом и паремией // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovaya-spetsifika-noveyshey-ispanskoy-maloy-prozy-mezhdu-anekdotom-i-paremiey (дата обращения: 23.12.2021).
33. Arellano, J. E. (2008). «La jerga» en elnuevodiario.com.ni. Disponible en https://www.elnuevodiario.com.ni/opinion/15917-jerga/ (дата обращения: 23.12.2021).
34. Borton J. Transitions: The Evolution of the Spanish Detective Novel in Post-Franco Spain and the Insertion of the Female Sleuth. Режим доступа: http://www.hottopos.com/rih39/37-42Borton.pdf (дата обращения: 22.04.2022)
35. Champeau, Geneviève. « Teoría(s) de la novela moderna en España. Revisión historiográfica. Genueve ediciones, col. Ciencias Sociales y Humanidades, 2019 », Bulletin Hispanique, vol. 122-1, no. 1, 2020, pp. 369-371.
36. DRAE. Dictionnario de la Lengua Española (Словарь испанского языка Испанской королевской академии) [Электронный ресурс] – URL: http://dle.rae.es/?w=diccionario&origen=REDLE
37. Soca, R. (2018). «Estudian el lenguaje de los jovenes» en elcastellano.org. Disponible en http://www.elcastellano.org/ns/edicion/2008/septiembre/jovenes.html (дата обращения: 22.04.2022)
38. Hernández R. Fórmula policiaca en La hija del caníbal de Rosa Montero: la presencia ‘del otro’ como exploración detectivesca de la historia y la subjetividad creativa. Режим доступа: https://www.rosamontero.es/pdf/La_hija_del_canibal_Raul_Hdez.pdf (дата обращения: 22.04.2022)
39. Lopez, A. (2017). «¿De donde surge llamar ‘jerga’ a cierto tipo de lenguaje?» en 20minutos.es. Disponible en https://blogs.20minutos.es/yaestaellistoquetodolosabe/tag/ierga-iuvenil/ (дата обращения: 22.04.2022)
Словари
40. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: КомКнига, 2005. – 450 с.
41. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 4-е изд., доп. – Москва: ИТИ Технологии, 2003. – 944 с.
Художественные произведения
42. Монтера Р. Дочь каннибала. - М.: Иностранка, 2006. – 440 с.
43. Jauregi, K. (2013). «Lenguaje juvenil en los anos 80 y ahora en Espana».
44. Medina Lopez, J. (2014). «Notas sobre la jerga juvenil actual». Universidad de La Laguna.