Фрагмент для ознакомления
2
граждане, обеспеченные жильем общей площадью меньше 15 м2 (в городе Минске - меньше 10 м2) на одного человека.
При этом обеспеченность общей площадью определяется исходя из суммы общей площади всего жилья, находящегося в собственности или во владении и пользовании гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся (а при постановке на учет в городе Минске еще и исходя из общей площади жилья, находящегося в Минском районе).
Для того, чтобы было более понятно, приведем несколько примеров:
В г. Пинске в двухкомнатной квартире общей площадью 40 кв.м. проживает семья из 3 человек. Вся семья может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечена общей площадью менее 15 кв.м. (40 кв.м. / 3 = 13,3).
В г. Минске в двухкомнатной квартире общей площадью 40 кв.м. проживает семья из 3 человек. В связи с тем, что в г. Минске принимаются на учет граждане, обеспеченные общей площадью менее 10 кв.м., семья не может стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечена общей площадью более 10 кв.м. (40 кв.м. / 3 = 13,3).
В г. Бресте в трехкомнатной квартире общей площадью 50 кв.м. проживает семья из 5 человек. При этом у одного из членов семьи есть однокомнатная квартира в г. Бресте площадью 30 кв.м., хотя проживает он со своей семьей в трехкомнатной квартире. Оставшиеся 4 члена семьи желают стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечены общей площадью менее 15 кв.м. (50 кв.м. / 5 = 10). Однако при расчете должна учитываться площадь квартиры, принадлежащая проживающему с ними члену семьи: (50 кв.м. + 30 кв.м.) / 5 = 16 кв.м. Таким образом, в данном случае нет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В г. Минске в двухкомнатной квартире общей площадью 45 кв.м. проживает семья из 5 человек. При этом у одного из членов семьи есть дом в деревне в Минском районе площадью 60 кв.м., хотя проживает он со своей семьей в двухкомнатной квартире. Оставшиеся 4 члена семьи желают стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечены общей площадью менее 10 кв.м. (45 кв.м. / 5 = 9). Однако при постановке на учет нуждающихся в г. Минске учитывается площадь жилых помещений, расположенных в Минском районе. Соответственно, при расчете должна учитываться площадь дома, принадлежащего проживающему с ними члену семьи: (50 кв.м. + 60 кв.м.) / 5 = 22 кв.м. Таким образом, в данном случае нет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в собственности и (или) во владении и пользовании у них, а также у членов их семей, с которыми они совместно проживают, в населенном пункте по месту принятия на учет (а при постановке на учет в городе Минске еще и исходя из общей площади жилья, находящегося в Минском районе), за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет.
Для того, чтобы было более понятно, приведем несколько примеров:
Муж и жена проживают в г. Могилеве каждый у своих родителей. Муж в квартире общей площадью 50 кв.м (проживает 5 человек), жена в квартире 48 кв.м (проживает 3 человека). Необходимо определить какая площадь приходится на каждого члена семьи в каждой конкретной квартире, а затем суммировать общую площадь, приходящуюся на супругов. В квартире где проживает муж на одного человека приходиться 10 кв.м. (50 кв.м. / 5), в квартире где проживает жена - 16 кв.м. (48 кв.м. / 3). В итоге, на каждого из супругов приходится менее 15 кв.м ((10 + 16) / 2 = 13 кв.м). Таким образом супруги имеют право стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как обеспечены общей площадью менее 15 кв.м.
Муж и жена проживают в г. Витебске каждый у своих родителей. Муж в квартире общей площадью 40 кв.м (проживает 4 человека), жена в квартире 30 кв.м (проживает 3 человека). При этом у одного из членов семьи жены есть квартира в г. Витебске площадью 36 кв.м., хотя проживает он со своей семьей (семьей жены). Супруги желают стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, как обеспеченные общей площадью менее 15 кв.м. Необходимо определить какая площадь приходится на каждого члена семьи в каждой конкретной квартире, а затем суммировать общую площадь, приходящуюся на супругов. В квартире где проживает муж на одного человека приходиться 10 кв.м. (40 кв.м. / 4), в квартире где проживает жена также 10 кв.м. (30 кв.м. / 3). Однако при расчете площади в квартире, где проживает жена должна учитываться и площадь квартиры, принадлежащей проживающему с женой члену семьи: (30 кв.м. + 36 кв.м.) / 3 = 22 кв.м. Таким образом, в данном случае нет оснований для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как на каждого из супругов приходится более 15 кв.м ((10 + 22) / 2 = 16 кв.м).
Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в общежитиях, за исключением вселившихся в общежитие сезонных и временных работников, а также граждан, которым общежитие предоставлено в связи с обучением, спортивной подготовкой, прохождением клинической ординатуры.
Для постановки на учет по этому основанию необходимо не только быть зарегистрированным в общежитии, но и фактически там проживать. Для подтверждения такого проживания исполкомом составляется соответствующий акт, где указываются сведения подтверждающие фактическое проживание или не проживание гражданина в общежитии.
Данная категория граждан (при определенных условиях) при решении жилищного вопроса может рассчитывать на финансовую господдержку.
Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма. [12, с.105]
Для того, чтобы стать на очередь по данному основанию, необходимо не только заключить договор найма жилого помещения, но и зарегистрироваться там по месту жительства.
Для постановки на учет по этому основанию необходимо в съемном жилье фактически проживать. Для подтверждения такого проживания исполкомом составляется соответствующий акт, где указываются сведения подтверждающие фактическое проживание или не проживание гражданина в съемном жилье.
Данная категория граждан (при определенных условиях) при решении жилищного вопроса может рассчитывать на финансовую господдержку.
Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в жилых помещениях коммерческого использования на условиях договора найма, заключенного на срок трудовых (служебных) отношений.
Кроме того стать на учет могут проживающие в жилых помещениях социального пользования по договору найма, заключенному на срок до 10 лет в связи с тем, что наниматель выехал или умер, а его совершеннолетние трудоспособные члены семьи, проживавшие совместно с ним, не имеют во владении и пользовании жилого помещения государственного жилищного фонда на основании договора найма либо в собственности в данном населенном пункте другого жилого помещения общей площадью 15 м2 и более (в г. Минске - 10 м2 и более) на одного человека, соответствующего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.
Граждане, имеющие внеочередное право на получение жилых помещениях социального пользования при решении жилищного вопроса, могут рассчитывать на финансовую господдержку.
Стать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной квартире, а также проживающие в одной комнате или однокомнатной квартире с другими гражданами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне
Документом, подтверждающим право на постановку на учет по данному основанию будет являться заключение врачебно-консультационной комиссии о наличии у гражданина такого заболевания, выдаваемое соответствующей государственной организацией здравоохранения.
Если есть техническая возможность на перепланировку, такое выделение можно произвести в виде раздела жилого помещения на два и более жилых помещения. Для этого необходимо заключит договор раздела недвижимого имущества, а если между собственниками нет согласия на раздел, то он может быть произведен в судебном порядке.
Если нет технической возможности на перепланировку собственники могут разделить жилое помещение путем выделения им изолированных жилых комнат (жилой комнаты) в собственность и оставление подсобных помещений в общей долевой собственности. При таком разделе право общей собственности на жилые комнаты прекращается, изолированные жилые комнаты выделяются гражданам на праве собственности, а подсобные помещения остаются в общей долевой собственности.
При выделении в собственность комнат и постановке на учет нуждающихся учитывается площадь изолированных жилых комнат, принадлежащих гражданам на праве собственности, а также часть площади подсобных помещений. [23, с.109]
Для того, чтобы было более понятно приведем пример:
Три комнаты в трехкомнатной квартире выделены в отдельную
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)
2. Жилищный кодекс Республики Беларусь: 28 августа 2012 г. № 428-З
3. Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан: Указ Президента Респ. Беларусь от 15 мая 2010 г., № 200
4. Об основах административных процедур: Закон Респ. Беларусь от 12 мая 2009 г., № 433-3 /
5. О внесении дополнений и изменений в некоторые Указы Президента Республики Беларусь : Указ Президента Респ. Беларусь от 10 авг. 2011 г., № 346
6. О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений : Указ Президента Респ. Беларусь от 08 апр. 2006 г., № 565 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 01.03.2007 № 116
7. Баркун, Ю. Жилье мое … служебное / Ю. Баркун // Юрисконсульт. – 2010. – №4. – С. 66-71.
8. Белявский, С. Порядок переустройства и перепланировки жилых помещений / С. Белявский // БНПИ. Юридический мир. – 2008. – №1 (370). – С. 96-98.
9. Богданов, Е.В. Право на жилище / Е.В. Богданов. - Минск: Университетское, 1996. - 159 с.
10. Бондаренко, Е.А. Улучшить жилищные условия поможет родная организация / Е.А.Бондаренко // Кадровик. Управление персоналом. – 2009. – №10. – С. 71-75.
11. Бохан, В.Ф. Ремонт и реконструкция квартиры (дома): правовые вопросы / В.Ф. Бохан. – Минск: Дикта, 2004. – 32 с.
12. Бруй, М.Г. Жилищное право: учебно-методический комплекс / М.Г. Бруй; ред. Тихиня В.Г.; Минский институт управления. – Минск: МИУ; 2005. – 176 с.
13. Васькин, В.В. Правовые риски при совершении сделок с недвижимостью / В.В.Васькин, Р.Р. Мусафин. // Жилищное право. – 2010. – №6. – С. 115-120.
14. Гончарова, О.А. Жилое помещение как объект гражданских прав / О.А. Гончарова //Жилищное право. – 2007. – №1. – С. 11-15.
15. Емельянов, А.П. Зачем нужно регистрировать договор найма (поднайма) жилых помещений /А.П. Емельянов // Право Беларуси. – 2004. – №3 (110).
16. Емельянов, А.П. Права членов семьи собственника жилого помещения: практика реализации, проблемы /А.П. Емельянов // Право Беларуси. – 2005. – №3. – С. 86-89.
17. Комментарий к Жилищному кодексу Республики Беларусь /А.С. Авраменко, С.В. Горбачева, А.В. Каравай [ и др.]; под общ. ред. В.Г. Голованова, В.В. Савицкого; Министерство юстиции Республики Беларусь. Минск.: Дикта. – 2016. – 800 с.
18. Мощук, С. Еще раз о понятии «нуждаемость в улучшении жилищных условий»: [правовой аспект] /С. Мощук // Юридический мир. – 2009. – №11. – С. 36-38.
19. Пухов, А.А. О некоторых вопросах учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в свете принятия Указа Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г., № 563 / А.А. Пухов // Юстиция Беларуси. - 2014. - № 7. - С. 50-52.
20. Савицкий, В. В. Правовые и организационные аспекты ликвидации ветхого жилья / В. В.Савицкий // Юстыцыя Беларусi. – 2010. – №7. – С. 54-56.
21. Савицкий, В. В. Региональный аспект регулирования жилищных отношений / В.В. Савицкий // Юстиция Беларуси. - 2009. - № 4. - С. 45-49.
22. Смирнова, М.И. Выселение с предоставлением жилого помещения типовых потребительских качеств / М.И. Смирнова // Право Беларуси. – 2003. – №22. – С. 64-68.
23. Чигир, В.Ф. Договор найма жилого помещения: по новому жилищному законодательству / В.Ф. Чигир. - Мн. : Амалфея, 2011. - 368 с.
24. Щемелева, И.Н. Управление и иные функции, осуществляемые в сфере жилищного хозяйства: гражданско-правовой аспект /И.Н. Щемелева // Проблемы управления. – 2007. – №4. – С. 179-184.
25. Юрченко, Е.В. Понятие и правовая природа договора социального найма жилого помещения / Е.В. Юрченко // Юрист. – 2005. – №9. – С. 42-44.