Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире, в условиях вседозволенности и повышенной криминогенной обстановки, проблема тревожности является очень актуальной для всех членов общества в целом и каждой личности в отдельности. Важно отметить, что много факторов влияет на возникновение тревожности у человека. Подобными факторами могут быть как средства массовой информации, влияющие на сознание людей, так и ежедневно происходящие события в мире, в которых находится человек, не говоря уже о межличностных конфликтах в семье и в окружении самой личности. Однако каждый человек по-своему переживает те или иные ситуации. К примеру, кого-то может затронуть голодный котенок на улице, а кто-то не отреагирует на катастрофу мирового масштаба, где гибнут сотни и тысячи людей. Такая разница в индивидуальных проявлениях зависит от психики человека, на основе которой и вырабатывается тревожность, имеющая разновидности: ситуативная и личностная. Психика по своей структуре имеет психические процессы, психические состояния и психические свойства. Рассматривая тревожность, можно сказать, что в то время как ситуативную тревожность можно отнести к психическим состояниям, то личностную – к психологическим свойствам личности.
Начиная с XX в., а особенно в современном мире заметно вырос интерес как зарубежных, так и российских психологов к изучению тревожности. Так, среди психологов, посвятивших свои труды данной проблеме, можно назвать З. Фрейда, К. Хорни, Э. Фромма, К. Роджерса, Л. И. Божович, Ф. Б. Березина, А. М. Прихожан, Р. С. Немова, Е. И. Рогова и других; все они придают большое значение исследованию состояния тревоги, являющемуся универсальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, и рассматривают тревожность как свойство и состояние личности.
Исходя из актуальности проблемы была выбрана тема исследования «Феномен тревожности: возрастной аспект».
Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально изучить особенности проявления тревожности личности.
Объект исследования: тревожность личности.
Предмет исследования: особенности проявления тревожности личности.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «тревожность» в психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности проявления тревожности на разных возрастных этапах.
3. Обозначить этапы исследования, подобрать методы и методики исследования.
4. Провести качественный и количественный анализ результатов исследования.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, обобщение.
Эмпирические: констатирующий эксперимент, анкетирование и тестирование.
Методики исследования:
«Личностная шкала проявлений тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчина);
«Шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханина».
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы включает в себя 35 источников литературы.
Глава 1. Теоретическое исследование феномена тревожности
1.1. Понятие «тревожность» в психолого-педагогической литературе
В повседневной жизни каждый человек сталкивается с проявлениями тревожности. Считается, что она может оказывать как позитивное влияние на развитие личности, так и негативное, поэтому изучение данного феномена до настоящего времени является востребованным в психологической науке.
В науке существует большое разнообразие определений понятию «тревожность», рассмотрим некоторые из них.
В психологии, по мнению К.Р. Сидорова, тревожность следует рассматривать как личностное образование, которое «определяется как индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения» [Сидоров, 2013: 29].
Л.М. Костина, говорит о тревожности как о новообразовании личности, которое возникает на фоне хронического переживания стояния тревоги и постоянной готовности к его актуализации [Костина, 2006: 15].
А.Д. Глушкова, давая определение тревожности, указывает на то, что это «симптоматическое проявление внутреннего эмоционального конфликта, вызванного тем, что человек бессознательно подавляет в себе ощущения, чувства и импульсы, которые являются для него слишком угрожающими или раздражающими» [Глушкова, 2016: 8].
Тревожность – это защитный барьер, в понимании Д. Барлоу, который «предупреждает человека о возможной опасности, включает внутрипсихологические механизмы, способствующие саморазвитию и функционированию на более зрелом уровне» [цит. по Баринов, 2008: 2].
Е.Е. Малкова приходит к выводу, что тревожность – это «черта сформированной личности, являющаяся средством ориентирования в мире и свидетельством адаптивности внутренней системы, находящейся в процессе поиска адекватной (месту, времени) активности [Малкова, 2014: 18].
Под тревожностью Г.М. Месропян понимает «индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе таких, которые к этому не предрасполагают» [Месропян, 2016: 19].
А.М. Прихожан определяет тревожность «как устойчивое личностное образование, предопределяющее поведение и реакции человека достаточно длительное время» [Прихожан, 2009: 23 ].
Обобщая приведенные определения понятия «тревожность», можно говорить о том, что она является чертой личности, которая формируется у человека под воздействием факторов внешней среды, которые вызываются их неизвестностью.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: МГУ, 2010. – 432 с.
2. Баринов Д.Н. Социоструктурные источники тревожности [Текст] / Д.Н. Баринов // Вестник ТГУ. - 2008. - №10. - С.147-150.
3. Белов В.Г. Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов [Текст] / В.Г. Белов, Р.Г. Коротенкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 36-41.
4. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. – М.: Медицина, 2008. – 231 с.
5. Валиуллина Е. В. Мотивация и психологические свойства личности [Текст] / Е.В. Валиуллина // Научно-технический прогресс: актуальные и перспективные направления будущего: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. Т. II. - Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016. - С. 260-263.
6. Валюте В.Х. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В.Х. Валюте. – М.: Педагогика, 2006. – 234 с.
7. Волкова Л.А. Нарушение системы отношений у женщин, переживающих кризис среднего возраста в ситуации развода [Текст] / Л.А. Волкова, Т.Н.Борисова // Наука в современном мире Материалы XXXI Международной научно-практической конференции. Сборник научных трудов. – М.: Перо, 2018. – С. 126-131.
8. Глушкова А.Д. Тревожность как фактор нарушения адаптации [Текст] / А.Д. Глушкова // В сборнике: Дружининские чтения Сборник материалов XV Всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - № 1. - С. 117-118.
9. Гурьев М.Е. Анализ феномена тревожности в психологической науке [Текст] / М.Е. Гурьев // В сборнике: В мире научных открытий Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли, научный редактор И.А. Рудакова. - 2014. – Т.1. - С. 116-121.
10. Дашкевич О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях [Текст] / О.В. Дашкевич. – М.: Просвещение, 2015. – 451 с.
11. Жариков Е.С. Психологические средства стрессоустойчивости [Текст] / Е.С. Жариков. – М.: Наука, 2014. – 280 с.
12. Захарова Л.Н. Тревога, эмоциональная напряженность и стресс в профессиональной деятельности учителя [Текст] / Л.Н. Захаров, П.И. Сергиюк, М.П. Кузьминова // Психология человека в условиях социальной нестабильности. – М.: Медицина, 2014. – 230 с.
13. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса [Текст] / Л.А. Китаев-Смык. - М.: Академический проект. – 2009. – 943 с.
14. Корецкая И.А. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. 120с. Режим доступа: thhp://www.iprbookshop.ru/10804. – ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения 07.05.2022).
15. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности [Текст] / Л.М. Костина. – СПб.: Речь, 2006. 198 с.
16. Костина Л.М. Связь ведущего элемента психологической безопасности личности (тревожности) первоклассника с показателями школьной адаптации [Текст] / Л.М. Костина // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2016. - № 33. - С. 6-12.
17. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги [Текст] / Н.Д. Левитов // Вопросы психологии. – 2006. – № 1. – С. 131 – 138.
18. Малкова Е.Е. Тревога как ресурс адаптивного развития личности [Текст] / Е.Е. Малкова // Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. - 2014. - №2. - С.34-40.
19. Месропян Г.М. Тревожность в системе психологической безопасности личности [Текст] / Г.М. Месропян // Психология, социология и педагогика. - 2016. - № 3 (54). - С. 59-66.
20. Новиков В.К. Методология и методы научного исследования [Текст] / В.К. Новиков. - М.: Московская государственная академия водного транспорта, 2015. - 210 c.
21. Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования [Текст] / П.И. Образцов. - СПб.: Питер, 2004. - 268 с.
22. Овчарова Р.В. Практическая психология образования [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с.
23. Прихожан А.М. Психология тревожности [Текст] / А.М. Прихожан. – М.: Питер, 2009. - 192 с.
24. Радченко С.В., Царькова О.В. Психологические аспекты проявления феномена тревожности [Текст] / С.В. Радченко, О.В. Царькова // В сборнике: Психология психических состояний сборник материалов по итогам IX Международной зимней школы по психологии состояний. Ответственный редактор: Л.В. Артищева. - 2015. - № 3. - С. 132-134.
25. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Я. Рейковский. – М.: Прогресс, 2009. – 245 с.
26. Решетова Т.Я. Представления о феномене тревожности личности в современной психологии [Текст] / Т.Я. Решетова // Вестник Университета Российской академии образования. - 2011. - № 1-54. - С. 90-94.
27. Рудомазина В.М. Современная картина проявления тревожности у детей младшего школьного возраста [Текст] / В.М. Рудомазина // Психологическая наука и образование. 2016. Том 8. № 1. С. 76-85.
28. Рузавин Г.И. Методология научного познания [Электронный ресурс] : учебное пособие / Г.И. Рузавин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, - 2012. - 287 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/15399.html (дата обращения: 05.05.2022).
29. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен [Текст] / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2013. - № 3-2. - С. 42-52.
30. Утюж А.С. Оценка психоэмоционального статуса и анализ уровня тревожности у студентов первого курса медицинского университета [Текст] / А.С. Утюж // Роль науки в развитии общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. - 2016. – Т1. - С. 148-157.
31. Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований [Текст]: учебное пособие / Г.А. Федотова. - Великий Новгород: 2010. - 114 с.
32. Циулина М.В. Методология психолого-педагогических исследований [Текст]: учебное пособие / М.В. Циулина. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 239 с.
33. Шабанова Т.Л. Тревожность педагога и способы её регуляции [Текст]: монография / Т.Л. Шабанова.- Саратов: Вузовское образование, 2014. - 177 c.
34. Шаповаленко И.В. Возрастная психология [Текст] : учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. 349 с.
35. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2011. – 256 с.
36. Юдина О.И. Методология педагогического исследования [Текст]: учебное пособие / О.И. Юдина. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2013. - 141 c.