Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. По оценкам специалистов, в последнее время наблюдается рост численности леворуких детей дошкольного и младшего школьного возраста. При этом в современной практике образования отсутствует дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности межполушарной асимметрии мозга и ведущей руки ребенка, что зачастую становится для детей источником стресса и плохой успеваемости.
Особо остро общеобразовательных школах на начальной ступени обучения, где создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении младших школьников.
Целью работы является изучение особенностей развития мышления у «леворуких» и «праворуких» дошкольников.
Основные задачи исследования:
• Изучить понятие леворукости/праворукости, левшества/правшества
• Найти закономерности в формировании леворукости/праворукости
• Изучить понятие мышления и общие особенности мышления дошкольников
• Выделить особенности мышления «леворуких» и «праворуких» дошкольников
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников из 21 наименования.
1. Теоретические основы формирования «леворукости» и «праворукости» у дошкольников
1.1 Понятие и происхождение леворукости и праворукости
На сегодняшний день очевидно, что каждый человек имеет предпочтение в использовании правой или левой руки в быту и при обучении. При этом на сегодняшний день нет четкого понимания причин этого явления.
Леворукость/праворукость – это термин, отражающий предпочтение, активное использование левой или правой руки. Левшество (правшество) – комплексная характеристика, которая обозначает тип мозговой организации и отражает большую активность полушарий головного мозга (у правшей доминантным полушарием является левое, у левшей – правое).
Таким образом, предпочтение той или иной руки (лево-, праворукость) и тип организации мозга (левшество, правшество) не всегда совпадают [_1]. Если ребенок предпочитает все делать левой рукой, формально вы можете сказать только, что он леворукий, однако не левша. Т.к. в термин левшества входит кроме ведущей левой руки, также ведущий левый глаз, ухо и левая нога. Также важно отметить, что левшество может быть вынужденным (псевдолевшество или патологическое левшество), если использование левого полушария (правшество) невозможно или затруднено в результате различных травм во внутриутробном или раннем возрасте. Тогда генетическая программа «правшества» вынуждена перестраиваться и использовать «левшество».
Праворукость – наиболее распространенный тип предпочтения доминирующей руки. Это наблюдается у 70-95% населения мира. За ними следует леворукость, а затем – очень редкая разновидность предпочтения, называемая амбидекстрией. Амбидекстрия — способность владеть одинаково ловко обеими руками. Хотя доминирующая рука – это довольно важная физиологическая особенность у человека, но пока что ее происхождение не совсем понятно.
Количество левшей на нашей планете, в зависимости от региона, колеблется от минимальных значений (3 и менее процентов в РФ и на постсоветском пространстве), до трети и более населения (Австралия и южная Африка).
В то время, как многие ученые предполагают, что генетика является основным детерминантом праворукости или леворукости. Некоторые с этим не согласны, и считают, что другие факторы также играют важную роль.
Кроме постоянно проводимых неврологических исследований и исследований головного мозга, существует еще ряд вполне логичных взглядов на происхождение и сохранение популяции левшей.
В начале нулевых годов учеными Шарлоттой Форри и Майклом Рейнольдом было проведено исследование с целью выявить закономерность увеличения популяции левшей в зависимости от социальной обстановки. Исследователи проанализировали другие работы из областей нейробиологии и антропологии и пришли к выводу, что на протяжении последних 10000 лет количество левшей не уменьшалось и всегда находилось в районе 10% +\- на человеческую популяцию. При этом еще в исследовании 1991 года была выявлена наследственная предрасположенность такого явления, как леворукость. При этом в другой работе за 1997 год утверждалось, что левши, в среднем, обладают меньшей продолжительностью жизни, чем правши и более чувствительны к неврологическим расстройствам.
Они считают, что вариации в предпочтении ведущей руки связаны с некоторыми поведенческими и анатомическими факторами. Например, несмотря на то, что только 10% людей являются левшами, как правило, именно они наиболее часто представлены в художественных профессиях, имеют лучшие математические способности и имеют более низкую предрасположенность к заболеваниям, таким как артрит, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки. С другой стороны, у левшей чаще встречаются такие проблемы со здоровьем, как сердечно-сосудистые заболевания, дислексия, астма, рассеянный склероз и другие.
Кроме постоянной праворукости или леворукости, существует также переменное, или временное доминирование одной из рук. Некоторые ученые считают, что люди с непостоянной леворукостью имеют более низкое умственное и физическое здоровье, более низкие когнитивные параметры и более высокие показатели дислексии и синдрома гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Изменение предпочтения руки в зависимости от задачи было связано с большей атрофией гиппокампа и миндалин, структур мозга, которые плотно связаны с деменцией и когнитивным старением. Кроме того, амбидекстры и левши подвергаются более высокому риску развития нервно-психических расстройств, включая аутизм, эпилепсию и шизофрению.
На формирование выбора ведущей руки во многом продолжает оказывать влияние социальная среда. Например, во многих странах и регионах на протяжений столетий быть леворуким считалось неприлично или недопустимо.
Одним из ярчайших примеров социального влияния [_2] на левшей можно назвать требования ислама. Стоит отметить, что за столетия развития цивилизации законы Шариата и тотальный запрет на пользование (принижения) левой руки как «руки Шайтана» сейчас зависят исключительно от толкования Корана и степени умеренности исповедующих ислам. Так, жесткая отсылка к недопустимости использования при еде левой руки и вообще пользования левой рукой сейчас более применима к ваххабитам. Более умеренные мусульмане утверждают, что многие вещи, описанные в Коране, имели под собой вполне логичную подоплеку для времени его написания (например, с точки зрения гигиены), а многое из писаний — типичный пример арабского красноречия.
Как бы то ни было, на протяжении столетий Ислам искоренял левшей как явление, а в некоторых странах даже сейчас использование при еде левой руки, в том числе и со стороны иноверцев, считается оскорбительным и недопустимым.
Фрагмент для ознакомления
3
1. _1 Батурина А. Одной левой: о детях левшах и их психологических особенностях / [Электронный ресурс] Режим доступа - https://www.b17.ru/article/odnoi_levoi/ (доступ 18.05.2022г.) - 2017
2. _2 Sukanta Saha, Danuta Loesch, David Chant, Joy Welham, Ossama El-Saadi, Lourdes Fañanás, Bryan Mowry, John McGrath Directional and fluctuating asymmetry in finger and a-b ridge counts in psychosis: a case-control study BMC Psychiatry. Published online 2003 Mar 23. doi: 10.1186/1471-244X-3-3
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.
4. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. - СПб.: Питер, 2000. - 320 с.: ил. - (Серия "Хрестоматия по психологии). (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Э. Эриксон, К.Хорни, Э.Тондайк, Дж.Б. Уотсон, А.Бандура, Р.Уолтерс, А.Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Г.В. Олпорт, Г.Ю. Айзенк, К. Леонгард).
5. Райгорский Д.Я Психология личности. Хрестоматия. В 2-х томах / Бахрах-М, 2021 г. – 1056с.
6. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. Сост. и авт. ввод.очерков В.В. Мироненко. - М.: "Просвещение", 1977 (и 1987 г. 2-е изд.). - 528 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
8. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
9. М Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. - Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 1964.
10. _10 Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребёнка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты / Образовательные проекты, 2021 г. – 224с.
11. Богатырева, А. В. Мышление и его развитие / А. В. Богатырева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3145/ (дата обращения: 18.05.2022).
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т.- М.: Педагогика, 1982, Т. 2. С. 6-361.
13. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. (Формирование элементов научного мышления у ребенка). М., 1972.
14. Клюева Н.В. Учим детей общению. Я.,1996.
15. _14 Ефимова Т. Б. Амбидекстры: нейропсихология индивидуальных различий. М.: 2007. С. 222 Леонтьев Н. Я. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 2008. С. 9
16. Савова М.Р. Каковы правила игры в общении. // Начальная школа. 2004, №2.
17. _13 Чуприков А. К. Охрана здоровья леворуких / / Леворукость у детей и подростков. М., 2007. С. 7-13.
18. Сахин Ф.А. Основы развития речи дошкольников. М., 2002.
19. _3 Урунтаева Г.А Детская психология. Учебник / ИНФРА-М, 2021 г.– 372с.
20. Оксана Ушакова: Программа развития речи дошкольников / Сфера, 2019 г. – 96с.
21. Семенович А. Эти невероятные левши. Практическое пособие для психологов и родителей / Генезис, 2020 г. – 232с.