Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Финансовые ресурсы - это средства, которые находятся в непосредственном распоряжении того или иного предприятия и, в то же время, предназначены для покрытия текущих издержек и затрат на расширенное воспроизводство, в целях выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования сотрудников предприятия. Финансовые ресурсы необходимы для содержания и дальнейшего эффективного развития непроизводственных объектов, накопления и потребления, а также пополнения специальных резервных фондов и т.д.
Существует целый ряд источников формирования финансовых ресурсов. В том числе, выделяют две наиболее крупные группы: собственные и заемные средства. Помимо этого, можно найти более подробную классификацию финансовых ресурсов, которая может быть представлена следующим образом: собственные и эквивалентные средства; ресурсы, мобилизованные на финансовом рынке; денежные поступления в порядке перераспределения и т.д.
Изначально финансовые ресурсы формируются в тот момент, когда создается само предприятие, когда начинает формироваться учредителями уставный капитал (собственный или венчурный капитал).
Таким образом, важно отметить, что все коммерческие и некоммерческие предприятия обладают тем или иным объемом финансовых ресурсов. Однако источники финансирования (формирования данных финансовых ресурсов), разумеется, у каждого предприятия разные. В рамках данной работы важно остановиться на актуальности финансовых ресурсов и финансирования деятельности учреждений системы здравоохранения.
Данная система на протяжении длительного периода времени являлась зависимой от государственного финансирования – до тех пор, пока не появилась частная медицина и поддержка государственной медицины со стороны частных лиц. Однако и по сей день – финансирование здравоохранения из бюджета является важным источников формирования финансовых ресурсов любого предприятия или учреждения данной сферы.
Итак, актуальность данной темы работы «Особенности формирования финансовых ресурсов государственных организаций сферы здравоохранения и направления их совершенствования» основывается, в первую очередь, на:
необходимости и важности эффективного использования финансовых ресурсов в деятельности абсолютно любого предприятия;
исключительном характере формирования финансовых ресурсов предприятий и учреждений системы здравоохранения;
важности, как таковой, данной сферы для жизнедеятельности всего общества.
Цель работы – исследование основных особенностей формирования финансовых ресурсов государственных организаций сферы здравоохранения, а также выявление основных направлений их дальнейшего совершенствования.
Для того, чтобы реализовать поставленную выше цель работы, необходимо поэтапно осуществить ряд следующих взаимосвязанных задач:
провести анализ финансовой деятельности медицинских организаций;
изучить особенности налогообложения учреждений здравоохранения в России;
рассмотреть основы ценообразования на медицинские услуги и товары;
разработать мероприятия по совершенствованию системы финансирования здравоохранения – в том числе, государственных учреждений.
Объект работы – финансовые ресурсы сферы здравоохранения.
Предмет работы – формирование финансовых ресурсов государственных организаций сферы здравоохранения и направления их совершенствования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1 Экономическая сущность, цель и значение финансового анализа в
современных условиях
Финансы предприятия – это определённая категория в области экономики, отличительная черта которой заключается в процессе создания и выпуска торгового продукта, включая формирование и использование денежных доходов, обеспечение кругооборота средств в воспроизводственнном процессе, организацию взаимоотношений с бюджетными и банковскими организациями, страховыми компаниями.
Правильное распоряжение денежными активами является залогом успешной деятельности любой организации.
Контроль и планирование производства с положительной динамикой возможен лишь после тщательно проведённого финансового анализа.
Благодаря ему, у организации вырисовывается реальная картина, отражающая финансовое положение предприятия, его финансовую устойчивость, стоимостную оценку его чистых активов и рекомендационную составляющую по предотвращению его кризисного состояния.
Задачи, которые решаются с помощью финансового анализа организации:
определение экономического капитала хозяйствующего объекта на текущий момент;
выявление направленностей и закономерностей в его развитии за исследуемый период;
определение условий, негативно оказывающих большое влияние на экономическое положение хозяйствующего субъекта;
выявление запасов, которыми организация может распоряжаться с целью усовершенствования собственного экономического капитала;
выработка предложений, нацеленных на усовершенствование его финансового состояния;
оценка имущественного состояния организации (стоимость, структура и источники развития имущественной составляющей);
определение характеристик экономической стабильности и автономности организации;
оценка платежеспособности.
Основу информационной составляющей анализа финансового состояния должна составлять бухгалтерская отчетность.
Также, в финансовом анализе способны применяться и вспомогательные сведения, которые будут носить лишь дополнительный характер.
Отдельные категории пользователей, к примеру, управление и аудиторы, имеют возможность применять вспомогательный список источников (сведения производственного и финансового учета).
Тем не менее, именно годовая отчетность является единственной основой внешнего финансового анализа.
По результатам исследований бухгалтерской отчётности организации, отдел управления получает реальную картину финансового положения предприятия и разрабатывает систему мероприятий для её улучшения.
1.2 Система показателей, характеризующих финансовое состояние организации
Характеристики, определяющие экономическое положение, формируя категории, отражающие различные нюансы экономического положения компании, среди которых:
коэффициенты ликвидности и платежеспособности;
коэффициенты финансовой устойчивости;
коэффициенты рентабельности;
коэффициенты деловой активности.
Коэффициентами ликвидности и платежеспособности определяются важные характеристики деловой активности и надёжности организации на краткосрочную перспективу. Тем самым, отдел управления получает реальные гарантии, которые касаются быстрого и полного расчёта компании по краткосрочным обязательствам перед участниками договора.
Когда говорят о ликвидности и платежеспособности организации, как об основных показателях ёё текущего финансового состояния, то прибегают к сопоставлению краткосрочных обязательств с оборотными активами.
Преобразование актива в денежные средства в ходе производственного процесса определяют термином ликвидностью, а её степень определяют продолжительностью временного отрезка преобразования актива в материальный ресурс. Степень ликвидности становится выше лишь с коротким по продолжительности периодом преобразовании актива.
Таким образом, ликвидность обозначает собой превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами.
Наличие у организации денежных средств, с помощью которых можно рассчитаться по кредиторской задолженности определяет её платёжеспособность.
К главным характеристикам платежеспособности можно отнести:
наличие в оптимальном размере средств на расчетном счете;
отсутствие просроченной кредиторской задолженности.
Таким образом, понятия платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. Степень ликвидности баланса влияет на платежеспособность организации.
К характеристикам, определяющим ликвидность предприятия относят:
коэффициент текущей ликвидности;
коэффициент быстрой (срочной) ликвидности;
коэффициент абсолютной ликвидности;
чистый оборотный капитал.
Когда организация способна погашать свои действующие краткосрочные обязательства благодаря оборотным активам, то применяют показатель текущей ликвидности. Его высокое значение характеризуется тем, что организация лучше справляется со своей кредиторской задолженностью.
Если же экономическому объекту необходимо оценить реальное погашение своих действующих обязательств в случае критической ситуации, то, в этом случае, применяют коэффициент быстрой (срочной) ликвидности. Его высокое значение характеризуется тем, что намного быстрее происходит процесс оборачиваемости личных финансов, вложенных в резервы кап
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ
Нормативно-правовые акты
1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.03.2022).
2. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ (последняя редакция).
3. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (последняя редакция).
4. Федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
5. Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" от 29.11.2010 N 326-ФЗ (последняя редакция).
6. Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (ред. от 21.02.2022) "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2019 N 54643).
Книги и статьи
7. Бородинова, И.А. Проблемы финансирования сферы здравоохранения в Российской Федерации [Текст] / И.А. Бородинова // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - № 3. - С. 139-141.
8. Буздык, Г.А. Проблемы функционирования бюджетно-страховой модели финансирования здравоохранения РФ [Текст] / Г.А. Буздык, Г.С. Олейник // Наука вчера, сегодня, завтра. - 2017. - № 10. - С. 105-110.
9. Васильев, В.П. О материально-финансовом обеспечении здравоохранения [Текст] / В.П. Васильев // Социологические исследования. - 2017. - № 3. - С. 150-154.
10. Власова, О.В. Совершенствование финансового обеспечения учреждения здравоохранения на основе внедрения платных медицинских услуг [Текст] / О.В. Власова // Региональный вестник. - 2018. - № 1. - С. 34-36.
11. Глазов, К.Н. Развитие региональных рынков платных медицинских услуг (на примере Самарской области) [Текст] / К.Н. Глазов // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2018. - № 2. - С. 2.
12. Головина, Е.И. Теоретические основы финансового механизма обязательного медицинского страхования [Текст] / Е.И. Головина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 3. - С. 100-105.
13. Домнина, С.В. Анализ и оценка эффективности социально-экономического развития Самарского региона [Текст] / С.В. Домнина, Е.В. Савоскина // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2018. - № 5. - С. 15-24.
14. Емельянов, Д.Н. Трилемма финансирования здравоохранения в условиях перехода к инновационному развитию экономики [Текст] / Д.Н. Емельянов // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. - 2016. - Т. 24. - № 2. - С. 153-165.
15. Журавлева, Т. Анализ финансирования здравоохранения в России и его оценка для сохранения здоровья нации [Текст] / Т. Журавлева, Н. Гревцева // Финансовая жизнь. - 2016. - № 4. - С. 75-80.
16. Зудин, А.Б. Национальная система здравоохранения как объект государственного финансирования [Текст] / А.Б. Зудин // Символ науки. - 2016. - № 3-2. - С. 171-174.
17. Ильин, А.П. Основные проблемы финансирования учреждений здравоохранения [Текст] / А.П. Ильин // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2016. - № 24-2. - С. 90-95.
18. Капустин, Н.В. Использование средств обязательного медицинского страхования на финансирование структурного подразделения медицинской организации - аптеки [Текст] / Н.В. Капустин // Актуальные проблемы правоведения. - 2016. - № 3. - С. 33-35.
19. Квачахия, Л.Л. Об эффективности модели отечественной системы здравоохранения в сравнении с развитыми странами [Текст] / Л.Л. Квачахия // Иннов: электронный научный журнал. - 2018. - № 3. - С. 9
20. Костина, В.В. Государственное финансирование системы здравоохранения в современной России [Текст] / В.В. Костина // Вестник современных исследований. - 2017. - № 7-1. - С. 203-210.
21. Крайнова, А.М. Источники финансирования здравоохранения РФ [Текст] / А.М. Крайнова, Э.А. Исакова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. - Т. 6. - № 1. - С. 191.
22. Кузнецова, Е.В. Проблема неравенства в доступе к медицинским услугам [Текст] / Е.В. Кузнецова, М.А. Соколова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2017. - № 1. - С. 200 - 204.
23. Лутовинова, Н.В. Правовое регулирование медицинского страхования в России: историко-сравнительный аспект [Текст] / Н.В. Лутовинова, А.Л. Шиловская // Частное прав России: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов юридического факультета Российского государственного социального университета. - Саратов: Саратовский источник, 2018. - С. 70-77.
24. Максимова, Т.Г. Состояние и перспективы финансового обеспечения российского здравоохранения: краткий статистический обзор [Текст] / Т.Г. Максимова, Ю.Н. Антохин // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2017. - № 1-2. - С. 173-178.
25. Хулукшинов, Д.Е. Современное состояние системы здравоохранения России: вопросы финансирования и проблемы развития [Текст] / Д.Е. Хулукшинов, Е.Ц. Норбоева // Экономические науки. - 2016. - № 138. - С. 79-84.
26. Шишкина, Е.А. Динамика расходов государственного бюджета на здравоохранение [Текст] / Е.А. Шишкина // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - № 12-2. - С. 211-214.
27. Щеглова, С.С. Оценка современного состояния сферы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации [Текст] / С.С. Щеглова, А.С. Кондратьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2016. - № 3. - С. 71-76.
Литература на иностранных языках
28. Ensor Т. «Informal Payments for Health Care in Transition Economies». Social Science & Medicine, 2004, p. 237-246.
29. Harding A., Preker A. Innovations in health care delivery: organizational reforms within the public sector. Washington D.C.: World Bank, 2000.
Материала из Интернет-источников
30. Финансовая отчетность ГБУЗ СО "Самарская МСЧ 2" [Электронный ресурс] – URL: https://spark-interfax.ru/samarskaya-oblast-samara/gbu-samarskaya-msch-inn-6319029982-ogrn-1026301718200-6906d9586480226ae0531b9aa8c04bb6