Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Исторические причины и условия образования и общий парвовой статус Государственного совета в КНР 5
2. Порядок образования Государственного совета КНР 13
3. Состав и полномочия Государственного совета КНР 15
4. Ответственность Государственного совета КНР 19
Заключение 22
Библиографический список 24
Фрагмент для ознакомления
2
Изначально в государственном управлении КНР приоритетную роль занимал представительный орган по Конституции 1954 г., который состоял из Всекитайского собрания народных представителей (далее - ВСНП), Постоянного комитета ВСНП (далее - ПК ВСНП) и его председателя, Председателя КНР, Государственного совета (далее - Госсовет) и его премьера .
Изначально специально созданный Госкомитет по развитию и реформам КНР (далее – ГКР) занимался реализацией принятых высшими органами КНР решений, а также осуществлением собственным решений в политической сфере, в том числе по проблемам госуправления.
Госсовет считался высшим исполнительным органом при Госкомитете по реформам.
Деятельность Госсовета осуществлялась в чрезвычайных условиях в годы культурной революции, были и давления психологического плана и угрозы здоровью и жизни. В это же время большое количество сотрудников Госсовета были отстранены от должности на неопределенный период.
В 1975 г. Госсовет включал 29 министерств, 19 подчиненных органов разного уровня и 4 канцелярии. Реформирование госаппарата в КНР осуществлялось на постоянной основе, исходя из экономических условий и стратегических задач.
Нормативно юридический статус Госсовета КНР регламентировался Конституцией КНР 1982 г., а также Законом КНР «Об организации Государственного совета», принятым также в 1982 г.
Еще до принятия Конституции, действовало постановление ВСНП, которое содержало в себе положения относительно структуры рассматриваемого органа .
В ходе проводимой реформы были приняты еще несколько законодательных актов, в частности, решение «О проекте реформы партийных и правительственных органов», принятое пленумом ЦК КПК КНР.
В рассматриваемый период времени Госсовет считался центральным исполнительным органом народного правительства административной юрисдикции, которому были подчинены все госорганы .
В период с 1988 по 2013 годы правовой статус Госсовета подвергся значительным изменениям, в частности до реформы 1982 г. в состав Госсовета входило 52 министерств, потом их было 41, а после 2013 года их осталось только 26. Количество входящих министерств и ведомств на протяжении всего времени изменялось, что было связано с надобностью реализации стратегической задачи совершенствования китайского общества, осуществления высокой результативности экономики, при этом сохранялась стабильность в стране.
В 1987 г. главной целью руководства КНР было пересмотр правового статуса Правительства КНР, в части реализаций им функций. Не было целью простое сокращение структура Госсовета, все основывалось на принципе целесообразности.
Главной особенностью следующего этапа в 1988 г. в историческом развитии правового статуса Госсовета является упорядочение отношений между структурами Госсовета, пересмотр некоторых полномочий, изменений функций указанных структурных единиц.
В этот период отраслевые функции госуправления перешли от министерств и ведомств к некоторым отраслевым учреждениям Госсовета .
Преобразованиям подверглись функции всех без исключения ведомственных учреждений Госсовета, предприняты меры по совершенствованию их деятельности, улучшению законодательного процесса. Часть функций, которые выполнял Госсовет была передана нижестоящим органам власти. Следовательно, была сокращен уровень вмешательства организаций, входящих в правительство, в деятельность государственных предприятий. Ведомства, которые реализовывали свои полномочия не в полном объеме или малоэффективно, также подверглись реформированию .
В ходе происходящих преобразований произошел переход в косвенному административному контролю в госаппарате, который раньше был прямым, а также повышение результативности госуправления посредством макрорегулированияю
Впервые была озвучена цель реформирования структуры Госсовета для приспособления к новым требованиям строительства тогда еще социалистической рыночной китайской экономики.
В целом можно отметить, что итогом трех рассмотренных кратко этапов реформирования правового статуса Госсовета так и не получилось ликвидировать «разрастание» госаппарата Правительства.
Следующий этап (1998 г.) стал этапом в преобразовании функций Госсовета и по праву эго можно назвать самым масштабным этапом в реформировании госаппарата.
Следующая реорганизация Госсовета прошла в 2003 г. На 1-й сессии ВСНП 10-го созыва в марте 2003 г. депутаты заслушали доклад о выполнении плана экономического и социального развития за 2002 г. и о проекте плана экономического и социального развития на 2003 г.; доклад об исполнении центрального и местных бюджетов за 2002 г. и о проекте центрального и местных бюджетов на 2003 г., а также разъяснение о проекте реформы структуры Госсовета КНР.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базина О.О. Реформа органов исполнительной власти КНР // Политические процессы в условиях смены экономической модели: материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН. Российская академия наук; Институт Дальнего Востока Российской академии наук; Центр научной информации и документации. 2016. С. 198-209.
2. Бородич В.Ф. Система государственного управления КНР в годы испытаний: от «культурной революции» до административной реформы 1982 г. // 70 лет современному китайскому государству. Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН. 2019. С. 123-131.
3. Бородич В.Ф. Трансформация системы государственного администрирования китая в первое десятилетие реформ (декабрь 1978 – июнь 1989 гг.) // Китайское государство на заключительном этапе построения «среднезажиточного общества»: материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН. 2020. С. 118-134.
4. Ваславский Ян.И., Габуев С.В. Варианты развития электронного правительства. Опыт России, США, КНР // Международные процессы. 2017. Т. 15. № 1 (48). С. 108-125.
5. Галас М.Л. Импульс советских идей «мягких реформ» в современной модели государства КНР // Власть. 2019. Т. 27. № 2. С. 246-255.
6. Гасанова К.К. Государственный совет в системе государственных органов Китайской Народной Республики: конституционно-правовой аспект // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 1. С. 23-25.
7. Го Ц. Особенность реформирования системы административных органов Китая // Весці БДПУ. Серыя 2. Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. 2018. № 3 (97). С. 19-24.
8. Дугаржапов А.Г. Полномочия госсовета КНР // Проблемы современной науки и образования. 2015. № 2 (32). С. 81-85.
9. Дэн Ч. Придерживаться, укреплять и строить свою собственную государственную идеологию – ключевая задача в Китае и национальная стратегия развития России // Исследование стратегий развития государств. 2018. № 1. С. 107-112.
10. Ершов А.В. Историография реформы системы административных органов КНР // Отечественная историография КНР: некоторые направления. Сер. «Китай: история и современность» под ред. Н.Л. Мамаевой и И.Н. Сотниковой; Ин-т Дальнего Востока РАН. Москва, 2015. С. 160-167.
11. Ершов А.В. История органов государственного управления КНР // Исторические события в жизни Китая и современность. Сборник статей. К 100-летию Коммунистической партии Китая. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Дальнего Востока Российской академии наук. Москва, 2021. С. 183-212.
12. Каспарян К.В., Рутковская М.В. Специфические черты и перспективы развития электронного правительства в КНР в начале XXI столетия // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2021. № 2 (20). С. 61-83.
13. Кобец П.Н. Генезис органов государственной власти и управления китайской народной республики // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 7. С. 51-55.
14. Кожевников М.Ю. Долг местных правительств Китая: проблемы оценки и анализ // Проблемы прогнозирования. 2019. № 6 (177). С. 161-164.
15. Пружинин А.Н. Сравнительный анализ реформ государственного аппарата России и Китая // Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы. Материалы XXIII межрегиональной молодежной научно-практической конференции с международным участием. 2020. С. 336-341.
16. Трощинский П.В. Высшие органы государственной власти и управления в начальный период существования КНР (1949-1954 ГГ.) (историко-правовой аспект) // 70 лет современному китайскому государству. Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН. 2019. С. 323-335.
17. Трощинский П.В. Право и законодательство КНР после XVIII съезда КПК // В книге: Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. К 65-летию КНР. Москва, 2014. С. 57-75.
18. Хуан Ш. Сущность государственного управления в Китае // Научный аспект. 2022. Т. 3. № 1. С. 302-306.