Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Проблема организации практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как современное образование должно ориентировать учащегося к решению тех реальных проблем, с которыми он столкнётся в жизни. Идея формирования у школьников универсальных умений, необходимых для решения жизненных и профессиональных про-блем, является одной из ключевых в ФГОС.
В концепции развития математического образования в РФ, приня-той в 2013 году, одной из главных нерешённых проблем школьного обра-зования является недостаточная мотивации обучающихся к изучению ма-тематики. При отсутствии мотивации процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную и малопривлекательную деятельность. По мнению многих педагогов детей можно усадить за парты, добиться иде-альной дисциплины, но без интереса к обучению, без внутренней мотива-ции учебный процесс не имеет успех. Все эти условия обусловили актуаль-ность исследования и явились причиной выбора темы, так как одним из средств повышения мотивации на уроках математики, на наш взгляд, явля-ется включение в систему обучения школьника практико-ориентированных задач.
Под практико-ориентированными задачами будем понимать зада-чи, материал для составления которых взят из окружающей действитель-ности и ориентирован на формирование практических навыков учащихся.
Достижение требований федерального стандарта предусматривает ориентацию образовательных систем на развитие у учащихся качеств, не-обходимых для жизни в современном обществе и осуществлению практи-ческого взаимодействия с объектами природы, производства, быта.
Важная роль в системе подготовки учащихся к применению приоб-ретаемых знаний в практических целях принадлежит изучению школьного курса математики, поскольку универсальность математических методов позволяет отразить связь теоретического материала с практикой на уровне общенаучной методологии.
Изучением о взаимосвязях развития методологии математики и ма-тематического образования занимались: А.Д. Александров, Д.В. Аносов,
Н.Я. Виленкин, Д. Гильберт, Б.В. Гнеденко, М. Клайн, А.Н. Колмо-горов Ю.М. Колягин, Н.Х.Розов, Т.С.Полякова, К.А. Рыбников, В.М. Ти-хомиров, Г. Фройденталь, Р.С. Черкасов, А.П. Юшкевич, И.М. Яглом и др.
Включение практико-ориентированных задач в отдельные разделы школьного курса математики - это одно из важных направлений в разви-тии школьного математического образования. Значительный вклад в рас-ширение данной темы внесли: В.С. Абатурова, Е.М. Ложкина, С.Ю. Поля-кова Л.Э. Хаймина и др.
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного, но, тогда как сегодняш-нее, информационное общество запрашивает человека обучающегося, спо-собного самостоятельно учиться и готового к реальным действиям и при-нятию решений. Это определяет значимость математики в формировании у учащихся умений решать задачи, возникающие в процессе практической деятельности человека. В этом и заключается актуальность рассматривае-мой темы.
Глава 1. Практико-ориентированные задачи в курсе математики
1.1 Понятие практико-ориентированной задачи
Задача является одной из основных дидактических единиц в про-цессе изучения школьного курса математики. Она также выступает целью и средством обучения, поэтому решение задач по математике способствует формированию у обучающихся не только системы знаний, но и развитию мышления. На уроках математики задачи решаются на протяжении всех лет обучения, а умение решать задачи показывает насколько глубоко и ос-новательно освоен учебный материал.
Существуют различные подходы к классификации задач. Л.М.Фридман в качестве одного из оснований классификации выделял ха-рактер объектов предметной области [7]. На этом основании все школьные задачи делятся на два больших класса: чисто математические задачи и прикладные - текстовые сюжетные задачи.
Особую группу сюжетных задач составляют задачи, в которых речь идёт о реальных объектах. Задачи, ходящие в эту группу, называются прак- тико-ориентированными.
Рассмотрим подробнее понятие «Практико-ориентированная зада-ча».
Сергеева Л.А. рассматривает практико-ориентированную задачу как вид сюжетных задач, смоделированных в виде жизненной ситуации, требующих в своем решении реализации всех этапов метода математиче-ского моделирования [3].
Мишенина О.В., Ощепкова Е.А.[6] под практико-ориентированной задачей понимают задачу, обусловленную практической необходимостью.
Практико-ориентированные задачи - особый вид сюжетных задач, которые показывают применение математической теории в практических ситуациях[3].
Чуракова Р.Г. [3] при определении понятия «практикоориентиро-ванная задача» говорит о направленности этих задач на решение
практических потребностей человека и связи с формированием практиче-ских навыков, необходимых в повседневной жизни и профессиональной сфере.
Для выяснения влияния практико-ориентированных задач на фор-мирование познавательных УУД целесообразно рассмотреть с какой це-лью и на каком этапе изучения темы используются данные задачи.
И.М. Шапиро [10] выделяет следующие дидактические цели исполь-зования задач с практическим содержанием на уроках математики:
1. Мотивировка введения новых математических знаний.
Достижение данной цели возможно при использовании практиче-ских задач в преддверии изучения новой темы для создания проблемной ситуации. На данном этапе задачи должны быть подобраны так, чтобы обучающиеся видели необходимость приобретения новых знаний по мате-матике, которые позволили бы решить поставленную прикладную задачу.
Например, при введении понятия линейного уравнения с двумя пе-ре-менными, можно применить следующую задачу:
«Требуется покрасить пол в комнате, площадь которой 24 м2. В магазине продаются банки красок двух объёмов: маленькой банки хватает на покраску 2 м2, большой банки хватает на покраску 5 м2 . Сколько ба-нок краски того и другого объёма понадобится для покраски пола?»
Решение: обозначив через х число банок краски меньшего объёма и через у число банок красок большего объёма, обучающиеся приходят к уравнению: 2х+5у=24. Однако возможность решить такое уравнение воз-никает лишь после объяснения учителем нового материала.
Ведению понятия системы неравенств с одним неизвестным может предшествовать задача:
«Вместимость бассейна 4000 литров. В этот бассейн начали вливать воду. Сколько литров воды в час нужно наливать в бассейн, чтобы через 4 часа было заполнено более половины бассейна и чтобы через 5 часов бас-сейн не переполнился.»
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахлимерзаев, А. Прикладная направленность изучения начал мате-матического анализа в старших классах средней школы как средство уси-ления принципов политехнизма в обучении: дисс. канд. пед. наук : 13.00.02 / Ахлимерзаев Ахмаджон. - Фергана, 1986. - 161 с.
2. Балл Г.А. О психологическом содержании понятия «задача» // Во-просы психологии. - 1970. № 6. С 10-15
3. Библиографическое описание: Волкова В. Ф. Реализация практико-ориентированного образования на уроках математики // Молодой ученый. - 2014. - №11.1. - С. 32-33.
4. Болтянский, В.Г. Математическая культура и эстетика. / В.Г. Болтян-ский // Математика в школе. - 1982. - № 2. - С. 40-43.
5. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
6. Брадис, В.М. Методика преподавания математики в средней школе. - М., Гос. учебнопедагог. изд. мин. прос. РСФСР, 1954. - 504 с.
7. Варданян С.С. Задачи по планиметрии с практическим содержанием: кн. для учащихся 6-8 кл. ср. шк. / под ред. В.А. Гусева. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
8. Егупова М.В. Методическая система подготовки учителя к практико-ориентированному обучению математике. - М., 2014.
9. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000.
10. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений 10-е издание. - М.: Мнемозина, 2010. - 270 с.
11. Использование практико-ориентированных заданий при обучении математике с целью развития математической грамотности
школьников [Электронный ресурс]. - URL:
http://collegy.ucoz.ru/publ/39-1-0-16692 (дата обращения: 25.07.16).
12. Использование практико-ориентированных задач при обучении ма-тематики. - URL: http://nsportal.ru/shkola/geometriya/library/2014 /02/23/ispolzovanie- praktiko- orientirovannykh-zadach-pri-obuchenii.
13. Использование практико-ориентированных задач при обучении Ма-тематике. - URL: http://festival.1september.ru/articles/642510/.
14. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике. Часть 1. Математиче-ские задачи как средство обучения и развития учащихся. - М.: Просвеще-ние, 1977. -112 с.
15. Скворцова Л.И. Мир и образование. - М: Оникс, 2007. - 120 с.