Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Качество как алкогольной, так и безалкогольной продукции – одна из серьезных проблем от решения которой зависит не только удовлетворенность широкого круга потребителей, но и их здоровье.
На сегодняшний день в торговых сетях представлен широкий ассортимент напитков как отечественного, так и зарубежного производства. Такие признаки как внешний вид, этикетка, стоимость, реализация в крупных сетевых магазинах не являются сами по себе гарантией того, что товар не является контрафактным. Реализация контрафактной продукции наносит вред здоровью потребителям, добросовестным производителям и государству.
Но если в отношении алкогольных напитков на протяжении последних лет предприняты существенные меры, повышающие уровень контроль за состоянием рынка, то в отношении минеральной воды существующее положение вещей не может быть признано благополучным. По разным оценкам, объём контрафактной продукции на рынке минеральной воды составляет до 30% оборота . Фальсифицированная минеральная вода и безалкогольные напитки не только наносят моральный и материальный ущерб потребителям, но могут представлять серьезную опасность для жизни и здоровья граждан в случае использования в качестве заменителя воды, не прошедшей санитарно–эпидемиологический контроль.
Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы изучить современное состояние и перспективы развития правового регулирования производства и системы маркировки минеральной воды и безалкогольной продукции.
Задачи курсовой работы:
– охарактеризовать современное состояние и перспективы правового регулирования производства и маркировки безалкогольных напитков и минеральной воды в Российской Федерации;
– рассмотреть органы контроля за исполнением законодательства правил производства и маркировки минеральной воды и безалкогольных напитков в Российской Федерации и юридическая ответственность за их нарушение;
– исследовать основные требования к качеству и маркировке минеральной воды и безалкогольных напитков в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Объект исследования – производство и маркировка минеральной воды и безалкогольных напитков.
Предмет исследования – правовое регулирование производства безалкогольных напитков и минеральных вод. Система маркировки
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы и приложение.
1. Нормативно-правовая основа производства безалкогольных напитков и минеральной воды в Российской Федерации
1.1 Характеристика правового регулирования производства и маркировки безалкогольных напитков и минеральной воды в Российской Федерации
Обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требования безопасности упакованной питьевой воды (включая природную минеральную воду), выпускаемой в обращение на таможенной территории Союза и предназначенной для реализации потребителям, требования к процессам ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке питьевой воды для обеспечения ее свободного обращения на таможенной территории Союза определены Техническим регламентом ЕАЭС «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017) .
Технический регламент распространяется на упакованную питьевую воду (включая природную минеральную воду), выпускаемую в обращение на территории Евразийского экономического союза.
Упакованная питьевая вода подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.
Технический регламент разработан в соответствии со статьей 52 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно назначения и безопасности упакованной питьевой воды.
Технический регламент содержит конкретный набор обязательных параметров, которым обязаны отвечать продукты, допускаемые к продаже на территории Таможенного союза.
Процедура вступления в действие новых требований к конкретным товарам, в том числе безалкогольным напиткам и минеральной воде, обусловливает значительные сложности не только для законодателей, но и для участников рынка. Им нужно приспособить свой технологический процесс к обновленным нормативам и пройти процедуру оценки соответствия характеристик своих товаров стандартам, содержащимся в технических регламентах.
Для этого в рамках анализируемой процедуры предусмотрено несколько действенных алгоритмов. Первый из них – отсрочка вступления документа в действие. Каждый новый техрегламент вступает в силу после его принятия не сразу: обычно это происходит по истечении одного-двух лет с момента окончательного утверждения текста документа и его согласования всеми государствами, входящими в состав ЕАЭС. При этом тексты принятых регламентов публикуются уже после утверждения: в результате компании, изготавливающие товары, которые подпадают под его действие, получают возможность заранее познакомиться с новыми требованиями и перестроить технологические алгоритмы согласно этим нормативам.
Второй важный алгоритм, который сопровождает вступление в действие каждого документа, – это специальный переходный период. Он чаще всего начинается после официального вступления в силу конкретного технического регламента: в течение этого срока одновременно применяются национальная процедура оценки соответствия товара и новая процедура, описанная в ТР ЕАЭС. Обычно производитель получает возможность самому выбрать тот или другой вариант для организации доступа товара на рынок. Однако в этой ситуации нужно учитывать, что по окончании переходного периода ему необходимо будет пройти процесс оценки уже в соответствии с новыми правилами. В отдельных случаях оформление разрешительной документации по старым правилам в процессе переходного периода не разрешается, однако изготовители товаров, которые уже имеют на руках такие документы, могут продолжать выпускать и реализовывать товары в рамках этого срока. Четкие правила применения положений переходного периода прописываются в профильных техрегламентах.
Переходные положения для ТР ЕАЭС 044/2017 были установлены Решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. № 135 и от 21 декабря 2021 г. № 182
Упакованные минеральные воды должны соответствовать требованиям стандарта ГОСТ Р 54316-2020 «Воды минеральные природные питьевые. Общие технические условия» и производиться по технологической инструкции с соблюдением требований . Правила применения указанного стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. О стандартизации в Российской Федерации: федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ: принят Государственной Думой 19 июня 2015 года: одобрен Советом Федерации 24 июня 2015 года : (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 2015. № 27 Ст. 3953.
2. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 (ред. от 19.06.2021) // Российская газета. 2004. № 144. С. 1
3. Об утверждении Правил маркировки упакованной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении упакованной воды: постановление Правительства РФ от 31.05.2021 № 841 (ред. от 26.03.2022) // Собрание законодательства РФ.2021. № 23, ст. 4083.
4. О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду (ТР ЕАЭС 044/2017): технический регламент Евразийского экономического союза (с изменениями на 5 октября 2021 года) [Электронный ресурс] Принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 года № 45. Документ опубликован на официальном сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/ (дата обращения 28.05. 2022)
5. О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду (ТР ЕАЭС 044/2017)» [Электронный ресурс]: Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 135 (ред. от 23.06.2020) Документ опубликован на официальном сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/ (дата обращения 28.05.2022)
6. О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции»: решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (ред. от 14.07.2021). Документ опубликован на официальном сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru 15.12.2011. (дата обращения 29 мая 2022)
7. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 023/2011 Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей: утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 882. Документ опубликован на официальном сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru 15.12.2011. (дата обращения 29 мая 2022)
8. О порядке введения в действие отдельных требований технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду (ТР ЕАЭС 044/2017) [Электронный ресурс]: Решение Коллегии ЕЭК от 21.12.2021 № 182» Документ опубликован на официальном сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/ (дата обращения 28.05.2022)
9. ГОСТ Р 54316-2020 Воды минеральные природные питьевые. Общие технические условия. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 марта 2020 г. № 133-ст. М., 2020. 43 с. (Система стандартов по информ., библ. и изд. делу).
10. ГОСТ Р 54316-2020 Воды минеральные природные питьевые. Общие технические условия. М.:Стандартинформ, 2020. 28с.
11. ГОСТ 31494-2012. Межгосударственный стандарт КВАСЫ. Общие технические условия.– М.: Стандартинформ, 2013. – 26с.
12. Проект Постановления Правительства РФ "О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по маркировке средствами идентификации безалкогольных напитков в части соков и соковой продукции" (по состоянию на 28.01.2022) (подготовлен Минпромторгом России, ID проекта 01/01/01-22/00124525)
13. Вытовтов, А. А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров. М. : ИНФРА-М, 2019. 576 с
14. Карабут Т. Часть лечебной минералки может оказаться вне закона //Российская газета. 2021. 29 ноября. С. 2
15. Таможенная экспертиза : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / под редакцией В. П. Карагодина. М.: Издательство Юрайт, 2019. 208 с
16. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров : учебное пособие / под ред. Е. В. Красильникова. М. : ИНФРА-М, 2019. 240 с
17. Эксперимент по обязательной маркировке воды [Электронный ресурс] URL: https://kkt.astral.ru/markirovka/voda/ (дата обращения 27.05.2022)