Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные общественные процессы требуют стабильного и динамичного правового регулирования, результативность которого зависит от многих объективных факторов и, в первую очередь, от качества и последовательности реализации правовых норм в сфере политической и государственной власти, ее форм и методов, процесса функционирования государственных органов и органов местного самоуправления.
В условиях колоссальных преобразований российской действительности важно осмыслить традиционную и новую роль норм административного права как совершенного инструментария регулирования современных общественных отношений. Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, особым значением применения норм административного права как формы обеспечения нормального развития различных сфер общественной жизни.
Из правовой теории известно, что правовые нормы, которые взаимосвязаны по предметному и функциональному признаку и регулирующие определенные разновидности отношений в обществе, составляют правовой институт. Комплекс норм, которые объединены в институты права и регулирующие конкретную области отношений в обществе, составляет правовую отрасль. Основой подразделения права на институты и отрасли выступает предмет и метод нормативного регулирования. Они являются критериями построения правовой системы.
Важное место в российской системе права и правовой науке занимает административное право. Оно выступает в качестве основополагающей, ключевой отрасли наравне с гражданским, конституционным и уголовным правом. Административное право образует основу нормативного регулирования многообразных отношений в обществе, которые ежедневно возникают в разных областях жизни общества и государства.
Российское административное право на современном этапе развития предназначено юридически регулировать повседневную деятельность государства в сфере управления, формирующиеся в ее процессе разнообразные отношения управленческого характера. А их и без особого труда можно обнаружить на разнообразных участках административной, социально-культурной и хозяйственной работы. Тем самым административное право исполняет роль одного из самых ярко проявляющихся выразителей публично-правовых, то есть государственных интересов в разных областях жизни общества.
Административное право в качестве одной из отраслей правовой системы РФ объективно сопряжена с таким социальным явлением, которое в самом общем виде, как правило, называют управлением. Следовательно, термин латинского управления (администрация – с лат. управление) выступил универсальным средством для характеристики определенной разновидности деятельности, т.е. комплекса действий, прямо направленных на достижение определенных целей, значимых для общества. Регламентированием отношений, формирующихся в процессе данной деятельности, и занимается административное право.
Проблемами, обусловившими актуальность данного научного исследования, выступают:
-постоянно высокий уровень социальной напряженности, правового нигилизма и пассивность, пренебрежение нормами нравственности и морали;
- необычайно интенсивный рост деловой активности населения и быстрое устаревание административного законодательства;
- необходимость проведения выверенной и высокоэффективной работы по развитию и совершенствованию административного законодательства, организации правильного и точного его применения во всех сферах государственной и общественной жизни;
- соответствие всех административных правоприменительных процедур конституционному принципу уважения прав, свобод человека и гражданина, что особенно актуально в связи с наметившейся тенденцией в социально-правовой политике российского государства к переходу от жестких запретительных мер к применению норм административного права в качестве действенного средства охраны и защиты субъективных прав и свобод;
- динамизм и многогранность объектов административно-правового регулирования, которые обеспечивают приоритет публичных интересов, применяя императивные, властные методы.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с административным правом как отраслью права.
Предмет исследования – особенности административного права как отрасли права.
Цель данной работы – комплексное исследование понятия административного права как отрасли права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)рассмотреть понятие и предмет административного права;
2)изучить методы административного права;
3)рассмотреть систему административного права;
4)провести исследование принципов административного права;
5) изучить источники административного права;
6)исследовать место административного права в правовой системе РФ.
Методологическую основу данного исследования составляют как общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация и т.д.), так и частнонаучные (формально-юридический, исторический, системный и т.д.) методы юридического исследования.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Общая характеристика административного права как отрасли права
1.1.Понятие и предмет административного права
Административное право является независимой отраслью российской правовой системы, отличающаяся от иных, в первую очередь, предметом и методом нормативного регулирования.
Административное право предназначено регулировать особенный вид отношений в обществе, главным признаком которых считается то, что они образуются, развиваются и прекращаются в области управления государством, то есть по причине организации и функционирования механизма исполнительной власти.
Таким образом, предмет административного права – это комплекс отношений в обществе, которые формируются в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти.
Однако, необходимо сразу сделать оговорку, что административное право не выступает в качестве единственной правовой отрасли, которая охватывает отношения в обществе в области действия структуры исполнительной власти, несмотря на то, что ее положения обладают несомненным авторитетом.
Органы исполнительной власти выполняют большой объем работы в области управления делами государства. По этой причине в отечественном законодательстве и в правовой литературе для установления области действия административного права применяются такие схожие по смыслу понятия, как муниципальное управление, исполнительная власть, государственное управление, администрация государства, административная власть.
Все они означают понятие, формирующееся из трех базовых структурных элементов, к которым следует отнести: аппарат управления (комплекс служащих и административных органов), исполняемая деятельность (распорядительная, административная), применяемая при этом власть.
Следовательно, административное право призвано регулировать отношения, которые возникают во время создания и функционирования администрации государства, оно предназначено обслуживать область муниципального и государственного управления.
Административно-правовое регулирование осуществляется путем:
а) систематизации, закрепления и дальнейшего совершенствования существующих отношений в обществе;
б) созданий новых отношений в обществе, которые соответствуют объективным закономерностям общественного развития, нормам Конституции Российской Федерации;
в) охраны отношений в обществе, которые регулируются положениями административного и иных правовых отраслей;
г) вытеснения из области управления государства отношений в обществе, которые не соответствуют гражданским и общественным интереса, а также интересам государства.
Под понятием администрации государства по большей части понимается:
а) властная деятельность управленческого аппарата, а также исполнительно-распорядительных органов;
б) внутриорганизационная деятельность руководителей других муниципальных и государственных органов (председателя суда, премьер-министра, прокурора);
в) деятельность судей во время исследования ими мелких дел (к примеру, о мелком хулиганстве), которое предполагает практическую реализацию не судебной власти, а административной;
г) деятельность других формирования, которые осуществляют административный контроль на основе предоставленных им полномочий со стороны государства.
Содержание деятельности управленческих органов довольно многообразно. Осуществляя собственные функции, исполнительная власть вступает в конкретные правоотношения с физическими лицами, организациями, общественными объединениями, регулируя тем самым деятельность каждой из сторон: как управляющих, так и управляемых. В качестве примера можно привести нормы санитарии, правила дорожного движения и др. В некоторых случаях управленческие функции могут быть не настолько специфичными, что регулируется положениями не административного, а иных правовых отраслей, к примеру, трудового, финансового, уголовно-процессуального права.
Таким образом, можно провести разграничение предмета административного права, уточнив, что оно призвано регулировать лишь те отношения в обществе, которые не закреплены за иными правовыми отраслями.
Следовательно, условно предмет административного права можно поделить на две части:
1)отношения внутри аппарата управления;
2)взаимоотношения органов административной власти с физическими лицами, организациями и государством.
Таким образом, в качестве предмета административного права выступают отношения, которые возникают во время создания и деятельности органов исполнительной власти, в том числе отношения между нею и другими
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) О судебной системе Российской Федерации // Российская газета, N 3, 06.01.1997
3. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации // Российская газета, N 251, 09.11.2020
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2022) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
Научная и учебная литература:
1. Административное право Российской Федерации (для бакалавров): учебник / А.М. Борисов. — Москва : Юстиция, 2019. — 436 с.
2. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. — 5 -е изд., пересмотр. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2018. — 576 с.
3. Административное право. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. / под ред. Зубач А. В. — М.: Юрайт, 2019. 530 с.
4. Административное право: учебник / под ред. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. — 736 с.
5. Воронов А. М., Гоголев А.М. К предмету административного права современной России // Журнал «Финансы: Теория и Практика». – 2017. – С. 16
6. Гера А.В. Актуальные проблемы систематизации источников административного права // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения. Сборник научных статей. - 2018. - С. 101-106.
7. Жохова М.А. Методы познания административного права // Журнал «Фокус знаний». - 2019.- № 1 (1). - С. 32-36.
8. Карамышева Е.К. Место административного права в других отраслях права // Актуальные проблемы права, экономики и управления. Сборник научных статей. - 2021. - С. 480-483.
9. Кобзарь-Фролова М.Н. Методы административного права // Актуальные проблемы и перспективы административного права и административно-процессуального права. Сборник научных статей. - 2019. - С. 73-83.
10. Кузнецов А.А., Бордонос А.А. О некоторых особенностях источников административного права // Вестник современных исследований. - 2018. - № 12.6 (27). - С. 129-132.
11. Макарейко, Н. В. Административное право : учеб. пособие для вузов / Н. В. Макарейко. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 259 с.
12. Муклецова И.А. К вопросу о месте и роли административного права в системе отраслей права // Актуальные вопросы применения норм административного права. Сборник научных статей. - 2021. -С. 353-355.
13. Ордина О.Н. Классификация источников административного права России // Журнал «Административное право и процесс». - 2020. - № 9. - С. 32-34.
14. Россинский Б.В. Современное понимание предмета административного права // Журнал «Правовая политика и правовая жизнь». - 2021. - № S3.1. - С. 37-43.
15. Сидоренко А.В., Максимов С.Н. К вопросу о системе административного права // Государственная власть и управление: проблемы и перспективы. Сборник научных статей. - 2018. - С. 150-155.
16. Стахов А. И. Административное право : учебник и практикум / А. И. Стахов, П. И. Кононов, Е. В. Гвоздева. — Москва : Издательство Юрайт.- 2018. — 302 с.
17. Тумасян М.А. К вопросу о системе административного права // Журнал «NovaUm.Ru». - 2019. - № 17. - С. 257-261.
18. Урусов З.Х., Журтов А.Б. Принципы административного права как основа правоотношений // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 8 (147). - С. 108-109.