Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения акцентуаций характера 5
1.1 Психологические особенности подросткового возраста 5
1.2 Понятие акцентуаций характера 8
1.2 Классификация акцентуаций характера 11
Глава 2 Методологические основы исследования акцентуаций характера у школьников 17
2.1 Методы диагностики акцентуаций характера 17
2.2. Анализ результатов исследования 25
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы состоит в том, что характер оказывает влияние на поведение человека. При этом у большого количества людей существует преобладание одних черт характера над другими. Подобное заострение, т.е. акцентуация, буквально пронизывает весь психический настрой человека. Такие люди испытывают некоторую уязвимость в определенных жизненных ситуациях, но при этом проявляют устойчивость в других [1]. В каждой акцентуации характера имеется уязвимое место, которому человек не способен сопротивляться. Поэтому необходимо их вовремя диагностировать, т.к. под воздействием психотравмирующих факторов акцентуации способны переходить в патологическое состояние.
Подростковый возраст - период кризисов. В этом возрасте решается глобальное количество вопросов: кризис идентичности (склонность к депрессиям и суицидальному поведению), кризис авторитетов (следствие Эдипова комплекса - протест против отца), сексуальный кризис (смена эрогенных зон с оральной на генитальную), страх ролей, гормональный диссонанс - таким образом, получается растянутый во времени эмоционально-социальный психологический стресс [6].
В последние годы в психологии и педагогике накоплен большой теоретический и экспериментальный материал, который раскрывает особую роль акцентуированных черт характера в личностном и профессиональном развитии человека. Проблему акцентуаций характера также традиционно связывали с проблемой отклоняющегося поведения детей, которая имеет глубокие исторические корни.
Целью курсовой работы является методы исследования акцентуаций характера у школьников.
Объектом является акцентуации характера личности школьников.
Предметом исследования – методы исследования акцентуаций характера у школьников.
Для решения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Рассмотреть психологические особенности подросткового возраста;
2. Дать характеристику понятия «акцентуации характера»;
3. Описать классификацию акцентуаций характера;
4. Изучить различные методы исследования акцентуаций характера у школьников;
5. Провести экспериментальную работы по выбранной методике.
В работе были использованы следующие методы исследования:
- общенаучные – сбор и анализ научно-популярной, психолого-педагогической, периодической литературы по теме исследования, её обобщение в виде глав и параграфов работы;
- эмпирические – тестирование, математическая обработка данных.
Проблему акцентуаций характера изучали К. Леонгард, А. Е. Личко, Е. Н. Каменская, Л. Д. Столяренко, К. К. Платонов и др.
База исследования.
В эксперименте приняло участие 40 подростков в возрасте 13-15 лет.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе систематизирoван теоретический материал по проблеме исследования, который может быть использован при написании курсовых и выпускных работ студентами, изучающими данную проблему.
Практическая значимость. Полученные результаты нашего исследования, могут применяться педагогами и воспитателями школ, работающими в среднем звене с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также психологами для составления программ психо-коррекционной работы с подростками, в психологических консультациях.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, 5 параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Теоретические основы изучения акцентуаций характера
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
Согласно классификации Д. Б. Эльконина возрастными границами подросткового возраста сейчас принято считать от 10-11 до 14-15 лет. А также, имеется своеобразный переходный период от подростничества к юности, приходящийся на 14-16 лет, который некоторые авторы называют старшим подростковым возрастом (8-9-е классы). Соответственно, психологическое развитие подростков, уровень их самосознания на границах этого периода отличаются друг от друга [30].
На формирование личности в подростковый период значительное влияние оказывает процесс полового созревания.
Взросление человека зависит как от наследственных факторов, так и от условий окружающей среды. Чем раньше начинается половое созревание, тем короче период быстрого роста и тем быстрее он заканчивается. Прежде всего, у молодых людей стремительно меняется рост и вес, меняются пропорции тела. Сначала к «взрослым» размерам дорастают голова, кисти рук и ступни, затем – руки и ноги - и в последнюю очередь – туловище. Это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто чувствуют себя в этом возрасте неуклюжими [2].
В подростковый период в связи с быстрым развитием организма возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады сосудистого и мозгового тонуса. Такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и соответственно настроения [5]. При этом ребенок может долгое время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями (например, играть в футбол, безумно танцевать на дискотеке), и одновременно в достаточно спокойный период «падать от усталости». Особенно часто это проявляется по отношению к интеллектуальным нагрузкам.
Эмоциональное развитие подростка напрямую зависит от степени формирования интеллектуальной зрелости, гормональных и физических изменений, а также от социально-культурных факторов и характеризуется [11]:
- необыкновенной интенсивностью и живостью эмоций - эмоции часто являются крайне тяжелыми, когда мелкие инциденты могут переживаться наравне с «концом света» и перед лицом объективных несущественных неудач возникает ощущение бессмысленности жизни; возможны частые суицидальные мысли и даже самоубийства из-за незначительных причин;
- эмоциональной нестабильностью, лабильностью эмоций - характерны легкость и достаточно быстрый переход из крайнего уныния и грусти в эйфорию, поэтому чрезвычайно важно обеспечить тщательное сопровождение ребенка во всех его переживаниях, важно направлять его деятельность так, чтобы в порыве мгновенного плохого настроения он не сделал никаких глупостей, не попал в неприятности; также характерен легкий переход от чувства собственной силы и мощности к срыву, к ощущению психологического бессилия, потерей веры в собственные силы и возможности;
- беспредметностью эмоций – подросток часто не может определить, почему ему грустно или радостно, что вызвало у него чувство тревоги и т.п.; причина такого состояния кроется в интенсивных гормональных изменениях, влияющих на работу нервной системы.
Эмоциональную нестабильность подростков усиливают сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания [10]. Важно помнить, что подросток стремится четко разграничить в своем сознании любовь и секс. Нельзя цинично относиться к его чувствам, высмеивать их - то может стать причиной расстройств в его взрослой жизни. До неспособности устанавливать зрелые отношения с противоположным полом в дальнейшем.
Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не ребенке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым [17].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Агафонов, А. Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем / А. Ю. Агафонов / Автореф. дис….канд. психол. наук. - Казань, 2000. – 18 с.;
2. Акимова, М. К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
3. Арестова, О. Н. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов / О. Н. Арестова, Н. В. Калинина // Вестник МГУ. - Сер.14. Психология. - 2000. - №1. - С. 20-29;
4. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 520 с.;
5. Бандурка, А. М. Конфликтология / А.М. Бандурка. - Харьков, 2006. – 336 с.;
6. Бакуменко, Д. А. Особенности субкультурного взаимодействия в процессах социальной коммуникации / Д. А. Бакуменко // Вопросы культурологии. - 2010. - № 1;
7. Батаршев, А. В. Психология индивидуальных различий. От темперамента к характеру и типологии личности / А. В. Батаршев. - М.: Владос, 2001. – 121 с.;
8. Бехтерев, В. М. Избранные труды по психологии личности. В 2 т. Т. 2. Объективное изучение личности / В. М. Бехтерев ; отв. ред.: Г. С. Никифоров, Л. А. Коростылева. Санкт-Петербург : Алетейя, 1999. 281 с.;
9. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев. - СПб. : Речь, 2000. – 440 с.;
10. Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В. В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов. - М., 2004. – 386 с.;
11. Волков, Б. С. Психология подростка / Б. С. Волков. - М. : Педагогическое общество России, 2001. – 322 с.;
12. Ганнушкин, П. Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М. : «ЧеРо», 2000. – 575 - 577 с.;
13. Гришко, Н. В. Проблемный подросток: его права и возможности: трудовое обучение детей в технических школах: опыт Московской области / Н. В. Гришко, О. А. Шинкарева; авт. ст. Н. Крылова // Народное образование. - 2001. - №9. - С. 17-25;
14. Емельянова, Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге / Е. В. Емельянова. - СПб. : Речь, 2008;
15. Жарков, Г. В. Хронотоп в структуре личности девиантных подростков / Г. В. Жарков / Автореф. дис ….канд. психол. наук. – Казань, 2000. - 23 с.;
16. Карабанова, О. А. Возрастная психология / О. А. Карабанова. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 240 с.;
17. Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. - Москва : ТЦ Сфера, 2001. – 160 с.;
18. Колесниченко, В. О. Акцентуация характера в самореализации творческой личности / В .О. Колесниченко // Образование и общество. – 2008. - № 2. – С. 56-58;
19. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Ростов н/Д., «Феникс», 2000. – 142 с.;
20. Личко, А. Е. Акцентуации характера как концепция в психиатрии и медицинской психологии / А. Е. Личко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 1993. - № 1. - С. 5-17;
21. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Ленинград : Медицина, 1983. – 76 с.;
22. Моросанова, В. И. Акцентуация характера и стиль саморегуляции у студентов / В. И. Моросанова // Вопросы психологии. - 1997. - № 3. – С. 43-47;
23. Памфилова, С. А. Практикум по психологопедагогической диагностике. Часть 2. Учебное пособие / С. А. Панффилова, Е. А. Голоюс. - Пенза : КопиРизо,2017. - 65 c.;
24. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – М. : Воронеж: МОДЭК, 2000. – 303 с.;
25. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е. Е. Миронова – Минск : Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с.;
26. Селиванова, З. К. Смысложизненные ориентации подростков / З. К. Селиванова // Социс. - 2001. - № 2. – С. 99-102;
27. Собчик, Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. – СПб.: Речь, 2005. – 624 с.;
28. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека : педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский. – М. : Педагогика,1990. – 288с.;
29. Фадеева, Е. В. Типологический анализ акцентуаций характера / Е. В. Фадеева // Коррекционная педагогика. - 2006. - № 2. – С. 102-104;
30. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды : проблемы возрастной и педагогической психологии/ Д. Б. Эльконин ; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М. : Международная педагогическая академия, 1995. – 219 с.