Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире услуги перевозок туристов занимают одно из ведущих мест в составе туристского продукта. Это связано с тем, что все туристские маршруты, кроме пешеходных, предполагают наличие транспорта для доставки путешествующих к месту отдыха или экскурсии и возвращения домой.
Транспортное обеспечение является важнейшим элементом туристской инфраструктуры и входит в основной комплекс услуг, включаемых в состав туристского продукта. Развитие туризма и транспорта - взаимно связанный и взаимно обусловленный процесс.
До определенного времени железные дороги во всем мире были главным средством передвижения. Спустя годы с расширением возможностей автомобиля и самолета доля железных дорог в пассажирских перевозках стала снижаться. В настоящее время можно наблюдать, что услуги железнодорожного транспорта возобновляются. Клиентов привлекают улучшение качества обслуживания и безопасность передвижения.
Сегодня для путешествий широко используется автомобильный транспорт. Турист, совершающий путешествие на автомобиле, пользуется обслуживанием на заправочных станциях, в мотелях, ресторанах и на других объектах индустрии туризма. Автобусные линии предоставляют транспортное обслуживание многим людям, тем, кто не хочет или не может сам вести машину или пользоваться услугами авиа и железнодорожных компаний. В основном туристические компании используют автобусы для перевозки групп путешественников с целью посещения уникальных туристических объектов.
Наряду с автотранспортом широкое распространение получили воздушные перевозки.
В настоящее время ведущим вспомогательным перевозчиком является автобус (в организации трансферов и экскурсионного обслуживания доля применения автобусов достигает 92%), а также основным перевозчиком, не имеющим конкурентов среди транспортных средств на расстояниях до 500 км, что особо актуально при организации внутренних российских туров.
Роль автомобильного туризма велика, так как автотуризм способствует формированию открытых транспортных коридоров для проведения дружест-венных международных экспедиций, предполагающих использование путей научно-исследовательского, туристского и спортивного назначения.
Объектом исследования является Россия.
Предмет исследования – туризм в России.
Целью курсовой работы является выявление правовых аспектов организации транспортного обслуживания во внутреннем туризме.
Для достижения поставленной цели были реализованы следующие задачи:
− рассмотреть правовые основы организации транспортного обслуживания во внутреннем туризме;
− изучить особенности организации транспортного обслуживания туристов;
− проанализировать развитие автомобильного туризма на российском туррынке;
− спроектировать туристский маршрут с использованием автомобильного транспорта.
При написании дипломной работы применялись труды А.А. Корнеева, А.В.Локша, Н.С.Мартышенко, М.В.Тарасова и т.д.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Глава 1 Теоретические правовые основы организации транспортного обслуживания в туризме
1.1 Правовое регулирование транспортного обеспечения в туризме
Транспортная деятельность широко используется в сфере туризма. В юридической литературе она определяется как деятельность по оказанию специфического рода услуг, суть которой — перемещение грузов, пассажиров, багажа в пространстве. Помимо собственно перевозочной (основной) деятельности на транспорте принято выделять транспортную вспомогательную деятельность (например, аренду транспортного средства с экипажем), а также иную деятельность на транспорте (транспортно-экспедиционную деятельность, аренду железнодорожных вагонов, деятельность по организации транспортного процесса)9.
В сфере туризма транспортная деятельность связана с перевозкой пассажиров (туристов) и их багажа из места (страны) постоянного жительства в место (страну) отдыха, а также обратно.
Перевозка туристов может носить внутренний и международный характер. Внутренняя перевозка осуществляется в пределах одного государства. Международная перевозка связана с пересечением государственных границ.
Перевозка осуществляется на воздушном, морском, внутреннем водном, автомобильном и железнодорожном видах транспорта. Внутренние перевозки регулируются в соответствии с нормами национального законодательства РФ. Общие положения о перевозке, применяемые на всех видах транспорта, содержатся в ст. 784—800 главы 40 «Перевозка» ГК РФ. В частности, здесь говорится о договоре перевозки пассажира, провозной плате, сроках доставки, ответственности перевозчика за нарушение обязательств по перевозке, за задержку отправления пассажира и т.д.
Помимо общих положений ГК РФ внутренняя перевозка в зависимости от конкретного вида подлежит регулированию нормами специальных транспортных уставов и кодексов, принятых отдельно на каждом виде транспорта. Так в Российской Федерации действуют:
1) Воздушный кодекс Российской Федерации;
2) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации;
3) Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
4) Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации;
5) Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта Российской Федерации.
В статье 788 ГК РФ предусматривается возможность осуществления перевозки в прямом смешанном сообщении, т.е. когда она осуществляется различными видами транспорта по единому транспортному документу.
Международные перевозки помимо норм внутренних транспортных уставов и кодексов, в которых содержатся специальные положения о международных перевозках, регулируются также международными соглашениями — транспортными конвенциями.
Перевозка пассажиров осуществляется специальными лицами, именуемыми перевозчиками, которые имеют лицензии на осуществление тех или иных перевозок пассажиров, а также соответствующие транспортные средства на праве собственности, аренды и т.д.
Отношения, связанные с перевозкой туристов и их багажа, могут строиться несколькими способами. Самый простой — это прямые отношения по перевозке, возникающие между пассажиром (туристом) и перевозчиком (транспортной организацией). Такой способ отношений характерен для неорганизованного (самодеятельного) туризма, поскольку здесь турист самостоятельно, без помощи туристских фирм, приобретает отдельные туристские услуги, в том числе услугу по перевозке. В данном случае между транспортной организацией и туристом заключается договор перевозки (или международной перевозки, если перевозка будет осуществляться с пересечением государственных границ), который удостоверяется проездным билетом и багажной квитанцией. Общие положения об этом договоре содержатся в ст. 786 ГК РФ.
Однако транспортные отношения могут складываться между турфирмами (как правило, туроператорами — организаторами туров) и транспортными организациями. Подобные отношения характерны для организованного вида туризма. В подобных случаях туроператор, формируя комплексные туристские услуги (турпродукты), в которых одной из составляющих выступает услуга по перевозке туристов, не имея собственных средств транспорта, заключает договоры с соответствующими транспортными организациями (автобусными компаниями, компаниями речного и морского судоходства, авиакомпаниями и т.д.). Договоры с транспортными организациями могут иметь различную правовую природу. Прежде всего это договор фрахтования (чартер), а также договоры аренды транспортных средств с экипажем и без экипажа.
Договоры между транспортными организациями и турфирмами могут иметь собственно не транспортный, а посреднический характер. В таком случае турфирма-посредник (как правило, это турагент) не формирует собственные комплексы услуг, не оказывает транспортных услуг, а занимается бронированием билетов на транспорт, тем самым продвигая услуги транспортной организации и выступая в роли посредника. Заключаемые в подобных случаях договоры турфирм и транспортных организаций являются агентскими соглашениями. Возникающие здесь отношения по перевозке складываются, как и в первом случае, между транспортной организацией и туристом напрямую.
Договор перевозки пассажира (туриста) оформляет договорные отношения, в которых участвуют напрямую пассажир (турист) и перевозчик (транспортная организация). Общие положения о договоре перевозки пассажира содержатся в ст. 786 ГК РФ. Согласно данной статье по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется доставить пассажира и его багаж в пункт назначения, а пассажир — уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа.
Помимо общих положений о договоре перевозки пассажира, предусмотренных ст. 786 и другими статьями ГК РФ, на отдельных видах транспорта подобные договоры регулируются соответствующими нормами транспортных уставов и кодексов (п. 2 ст. 784 ГК РФ). При осуществлении международной перевозки российского пассажира применяются также нормы транспортных конвенций, в которых участвует Россия. И кроме этого, учитывая то, что пассажир обладает статусом потребителя, на его отношения с транспортной организацией, возникающие в связи с перевозкой, распространяются нормы Закона о защите прав потребителей.
Заключение договора перевозки пассажира и сдача им багажа к перевозке удостоверяется билетом и багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК РФ). При этом отдельные условия договора перевозки на определенном виде транспорта, а также формы билета и багажной квитанции устанавливаются соответствующим транспортным уставом или кодексом. Договор перевозки, осуществляемой коммерческой организацией с любым гражданином, называется договором перевозки транспортом общего пользования и является публичным договором. На публичный договор распространяется действие норм ст. 426 «Публичный договор» ГК РФ.
Договор перевозки пассажира и багажа является возмездным, поскольку за перевозку пассажиров и багажа взимается провозная плата. Размер платы за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, устанавливаемом транспортными уставами и кодексами (ст. 789 ГК РФ).
По общим правилам договора перевозки пассажир имеет право:
• перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
• провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
• сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Помимо этих основных прав в транспортных уставах и кодексах перечислен целый ряд дополнительных прав. Так, в ст. 83 Устава железнодорожного транспорта указано, что пассажир вправе делать остановку в пути следования с продлением срока действия билета, продлевать срок его действия в случае болезни, выезжать поездом, отходящим ранее того, на который приобретен билет, возобновить действие билета в случае опоздания на поезд, отказаться от поездки и возвратить билет и др.9
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм/А.Ю. Александрова.-М.: Аспект Пресс, 2001. -290 c.
2. Аксенов, А.П. Развитие автомобильного туризма в России на основе опыта стран Европы и его влияния на экономику страны /А.П Аксенов, Д.Ю Монастыренко// Известия МГТУ «МАМИ».-2012.-С.18-22.
3. Асташкина, М.В. География туризма: учеб. пособие / М.В. Асташкина, О.Н. Козырева, А.С. Кусков, А.А. Санинская. – М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2011. - 117 с.
4. Бутко, И.И. Туризм. Транспортные туры и круизы/И.И Бутко.- Ростов-на-Дону: МарТ, Феникс, 2010 г.- 332 с.
5. Биржаков, М.Б. Индустрия туризма/ М.Б Биржаков., В.И. Никифоров: Перевозки – СПб.: Герда, 2001. – 400 с.
6. Брагинский М.И. Договорное право: договоры, перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта/М.И.Брагинский, В.В.Витрянский.М.: Статут, 2004.- 315 с.
7. Гетьман, В.И. Автотуризм или автомобильный туризм/В.И Гетьман: теория и реальность.-К.:2002.-185с.
8. Гуляев, В.Г. Туристские перевозки /В.Г Гуляев– М.: Финансы и Статистика, 1998. – 368 с.
9. Гражданское право. Часть вторая : учебник / отв. ред. В.П. Мозолин. М.:Юристъ, 2004.- 425 с.
10. Драчева, Е.П Экономика и организация туризма / Е.П .Драчева международный туризм.- Москва: КНОРУС, 2010 . - 568 с.
11. Ильина Е.Н. Туроперейтинг : организация деятельности : учебник. М. : Финансы и статистика, 2004. . - 272 с.
12. Котов, Г.Г Автомобильный туризм / Г.ГКотов.- М: Профиздат, 1986-211с.
13. Косолапов, А.Б. География российского внутреннего туризма. / А.Б. Косолапов.- Москва: КНОРУС, 2010 . - 272 с.
14.Липавский В.Б. Тайм-чартер: правовая природа и соотношение со смежными договорами // Хозяйство и право. 2002. № 10. С. 112—113; Юридический справочник по торговому мореплаванию / А.С. Кокин. М.: Спарк, 1998. С. 194.
15. Мартынов, В.Л. Формирование сети кемпингов как возможная основа концепции развития туризма / В.Л.Мартынов.-М.: КНОРУС,- 2010.- 161с.
16. Михайловский, П.В. Особенности развития дорожного сервиса / П.В. Михайловский, Е.Е. Звигинцев // Изв. Уральского гос. экон. ун-та. - 2009. - № 2. - С. 216-219.
17. Писаревский Е.Л. Правовая природа туроператорской деятельности //Туризм : право и экономика. 2004. № 2. С. 9—10.
18. Тамов, А.И. Организация управления автомобильным туризмом в регионах России / Тамов А. И. - М., 2010. – 161 с
19.Чунтомова, Ю.А. Международная транспортная лексика /Ю.А. Чунтомова.- М.: ТрансЛит, 2017. - 128 с.
Интернет- ресурсы:
20. Автомобильный туризм. Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://autotour / .
21. Общая характеристика автомобильного туризма. Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://www.vss.nlr.ru/archive_catalog
22. Организация плановых автомобильных путешествий. Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://www.skitalets.ru/
23. Организация управления автомобильным туризмом в регионах России. Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://www.gumer.info/Travel/sokol/14.php.
24.Перспектива развития автомобильных туров в России. Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://mountain.extrem.
25.Популярные маршруты по России автотуристов. Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://www.chitalkino.ru/.
26.Прокат автомобилей. Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://tourlib.net/books_tourism/grycak_lit.htm.
27. Развитие автомобильного туризма. Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://www.inhelp.me.
28. Состояние автомобильного туризма в России. Электронный ресурс. Режим доступа URL: https://sostoyanieautotour.ru.
29.Теория и исследования рынка автомобильного туризма. Электронный ресурс. Режим доступа URL: http://book3.infotel.ru/.