Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Менеджмент – это одно из направлений в экономической науке. Менеджмент является управлением, включающим в себя комплексную систему, цель которой – достижение эффективной деятельности и лучшего использования ресурсного потенциала. Ни одно предприятие, ни одна организация не может добиться успеха без отлаженной системы менеджмента.
Однако менеджмент как наука, как вид деятельности в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появился не сразу. Он прошел через ряд преобразований, в ходе которых формировались его принципы. Принципы менеджмента – это самые общие и универсально применимые правила, предписывающие, как должно осуществляться управление и какой должна быть организационная структура в компаниях и организациях любого типа, вне зависимости от их принадлежности, размера и предназначения . Эти принципы были сформулированы как руководство для управленцев по выбору наиболее эффективной стратегии достижения целей организации. Их часто называют также универсальными принципами традиционной («классической») теории менеджмента .
Начиная с 20-х годов XX века получила распространение неоклассическая теория менеджмента, возникшая в результате того, что «классическая теория в недостаточной степени учитывала «человеческий фактор» как основной элемент эффективности организации» . Основной вклад неоклассической теории управления – это применения методов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности, а также использование науки о человеческом поведении в формировании и управлении организации при наиболее полном задействовании потенциала работников.
В данной работе будет рассмотрена роль научного менеджмента в классической теории управления, в частности, вклад Фредерика Тейлора и Макса Вебера, ивозникновение неоклассической школы, в частности, вклад в неоклассическую теорию управления Мери Паркер Фоллетт, теории мотивации Абрахама Маслоу, теории X, Y и Z, и концепции партисипативного менеджмента.
Во второй главе будет предложено описание и анализ деятельности компании «Энергия», оперирующей на комплексном рынке энергоресурсосбережения. В работе будут представлены структура компании с точки зрения функций менеджмента по обеспечению производственного процесса, анализ внутренней и внешней среды компании, и рассмотрены варианты стратегии дальнейшего развития, которые будут оценены с точки зрения внутренних ресурсов компании.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в условиях нестабильной экономики фирмам стало крайне сложно осуществлять процесс управления и перспективного планирования, и на примере организации данного процесса в конкретной компании, оперирующей в таких условиях, будет предложено, как этого можно добиться.
Глава 1. Эволюционные преобразования в менеджменте
1.1. Научный менеджмент Ф. Тейлора
С именем Фредерика Тейлора (1856 –1915), бывшего безусловным лидером движения научного менеджмента между 1883 и 1911 гг. часто связывают возникновение классической теории менеджмента. Ф. Тейлор внес значительный вклад в научную организацию труда на предприятии. При этом он пытался применить одинаковый подход к анализу процесса управления людьми и процесса управления вещами и, исходя, из этого найти «единственный наилучший способ» организации производства.
В 1911 г. Тейлор написал книгу «Принципы научного менеджмента» . Он исходил из того, что если индивид работает за деньги, то должна существовать связь между производительностью и размером вознаграждения. Действительно, лучшим способом повышения продуктивности считалось применение научного менеджмента. Тейлор полагал, что уровень производительности недостаточно высок на рабочем месте и, таким образом, системный и научный подходы к управлению необходимы для того, чтобы исправить существующее положение. Согласно концепции Тейлора, в управлении нужно скорее опираться на системный анализ и статистические данные, нежели на индивидуальный опыт и мнения. Тейлор утверждал, что производительность труда индивида, действующего в соответствии со схемой «побуждение - инициатива», будет ограниченна, потому что наемному работнику нужно и принимать решение, и реализовывать его. В научном менеджменте наемный работник исключается из процесса принятия решений и планирования. от него требуется только выполнение заданий. По Тейлору, существует разделение обязанностей между управляющими и наемными работниками. Отдел менеджмента отвечает за планирование и создание условий для реализации задач, а рабочие – за их выполнение .
1.2. Рациональный подход М. Вебера.
Немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920) исследовал влияние инструментальной рациональности на социальные науки, бюрократию, бизнес и пр. с целью критического осмысления современной жизни.
Так Вебер, рассматривал рациональную бюрократию, как некую идеальную модель организационной структуры, которой следует достичь при создании организационной структуры в учреждениях самого разнообразного профиля и вида деятельности .
Принципы создания организации, разработанные Вебером, ранее в реальной управленческой практике практически нигде не встречались. Впоследствии в большинстве создаваемых организаций бюрократическая структура нашла самое широкое применение.
Это один из тех счастливых случаев, когда сформулированная ученым идея управления была претворена в жизнь менеджерами-практиками.
Приведем основные характеристики идеальной организационной структуры, которую Вебер называл рациональной бюрократией:
1. Разделение труда, приводящее к появлению высококвалифицированных специалистов с высокой квалификацией на всех уровнях деятельности организации.
2. Иерархия на всех уровнях управления с четкой системой контроля и подчинения нижестоящего уровня вышестоящему.
3. Опора на документы, воплощенная в системе общепринятых формальных стандартов и правил, скоординированных друг с другом и обеспечивающих однородность обязанностей и задач, координацию действий работников при решении различных задач.
4. Независимость должностных обязанностей от исполняющих их чиновников, иными словами — обезличенность выполнения обязанностей должностными лицами.
5. Прием на работу работников, соответствующих предъявляемым к ним квалификационным требованиям. Увольнение в первую очередь по причинам должностного несоответствия либо по другим объективным причинам.
По мнению многих специалистов в области управления, бюрократическая структура Вебера до сих пор остается уникальным и наиболее значительным описанием сущности современных организаций.
1.3. Вклад в неоклассическую теорию управления М.П. Фоллетт
Однако настоящий прорыв в управленческой мысли был сделан благодаря вкладу в неоклассическую теорию управления Мери Паркер Фоллетт (1868 – 1933). В отличие от модели управления Тейлора, в известной степени механистической, подход Мэри Паркер Фоллетт предполагает изучение психологических аспектов функционирования организации. Она подчеркивала важность учета потребностей и интересов индивида и необходимость поддержки сотрудничества между людьми. М. Фоллетт указывала, что личные потребности побуждают человека к труду. При этом она исходила из того, что основу организации составляют взаимосвязи индивидов и что деловая организация – это часть большой и целостной человеческой организации, которая называется обществом.
С ее точки зрения, организационные проблемы на уровне государственного или частного предприятия возникают из-за неспособности строить и поддерживать динамические и гармоничные человеческие отношения. Для того, чтобы изменять поведение людей на рабочем месте, менеджеры должны влиять на сложившиеся у них установки и привычки .
Хотя гуманистическая концепция управления М. Фоллетт контрастирует с идеями Ф. Тейлора, вместе с тем некоторые их взгляды совпадают. В частности, она признавала наличие формальной организации и формальных процедур управления.
В целом М. Фоллетт пришла к выводу, что: 1) все проблемы, всякий раз, когда они возникают, в основном являются проблемами человеческих отношений; 2) несмотря на то, что каждый человек уникален, существуют общие аспекты индивидуальных реакций на аналогичные ситуации, позволяющие разрабатывать принципы менеджмента; 3) эти принципы следует применять там, где требуется устанавливать и добиваться достижения общих целей .
1.4. Анри Файоль: принципы и функции управления.
Анри Файоль (1841-1925), видимо, имеет больше всего прав называться отцом-основателем современного менеджмента. Свою карьеру он начинал в качестве горного инженера в одной из промышленных компаний во Франции. Являясь одним из ее директоров, он быстро превратил компанию из практически банкрота в сверхприбыльное предприятие. В 1916 г. Файоль написал книгу «Administration Industrielle et Generale» («Общий и промышленный менеджмент»), которая обобщала его многолетний опыт .
Файоль рассматривает менеджмент как процесс, имеющий место в организациях всех без исключения типов - государственных, промышленных, коммерческих, военных и пр., - вне зависимости от их размера. Он выделяет 5 функций, 6 основных видов деятельности и 14 принципов, которых должны придерживаться в работе менеджеры высшего звена.
Основные виды деятельности включают:
1. Коммерческую: закупку товаров, продажу и обмен готовой продукции
2. Техническую: производство продукта.
3. Финансовую: получение и использование прибыли.
4. Ведение отчетности.
5. Обеспечение безопасности труда и имущества.
6. Собственно управление, в котором Файоль выделяет 5 функций или задач управленца:
1. Планирование. Постановка задач и целей и поиск путей их достижения с определением направлений, в которых будет продвигаться компания.
2. Организация. Создание структуры, соответствующей целям и задачам, намеченных в ходе планирования.
3. Руководство. Оперативное руководство исполнением запланированных мероприятий.
4. Координация. Согласование и упорядочение деятельности подразделений и представителей организации, направленное на достижение наибольшей общей эффективности.
5. Контроль. Оценка эффективности в соответствии с разработанной ранее системой правил.
Как видно из этого перечня, Файоль отводит основную роль функциям планирования и организации, в то время как все остальные служат их дополнением и развитием. 14 принципов были предназначены для того, чтобы объяснить менеджерам, как именно им следует исполнять эти функции:
1. Разделение труда. Количество обязанностей каждого исполнителя должно быть сведено к минимуму за счет узкой специализации. Файоль считал, что разделение труда повышает производительность и снижает затраты.
2. Полномочия. Власть и право принятия решений, отдачи распоряжений и требование их исполнения составляют ключевую переменную любой организации.
3. Дисциплина. Необходим контроль для обеспечения порядка и повышения эффективности. Лучший способ поддержания дисциплины — это подбор эффективных лидеров, четкие формулировки прав и взаимных обязательств руководителей и подчиненных и применение наказаний исключительно на основании установленных правил.
4. Единоначалие. Каждый работник получает распоряжения от одного начальника. Этот принцип должен определять направление коммуникаций
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ансофф, И. 2019. Strategic management. Питер, Теория менеджмента.
2. Арутюнова Д.В. 2020. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 122 с.
3. Веснин В.Р., 2017."Менеджмент" (учебник, 5-е изд., переработанное и дополненное), изд. "Проспект".
4. Виханский О.С. 1995. Стратегическое планирование: Учебник. Москва. Издательство МГУ.
5. Виханский О.С. и Наумов А. И., 2013. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Экономистъ, С. 146.
6. Гершун А. и Горский М. Технологии сбалансированного управления: https://www.studmed.ru/gershun-a-gorskiy-m-tehnologii-sbalansirovannogo-upravleniya_1c0af9426cf.html
7. Котлер Ф., Роланд Б., Бикхофф Н. 2020. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы // The Quintessence of Strategic Management: What You Really Need to Know to Survive in Business. — М.: Альпина Паблишер, — 144 с.
8. Фут Н., Хенсли Д., Лэндсберг М., Моррисон Р. 1990. Роль корпоративного центра: http://www.vestnikmckinsey.ru
9. Хендерсен Б. Д. 2018. Продуктовый портфель // Бостонская консалтинговая группа BCG Review: Дайджест. — М: Бостонская консалтинговая группа, — Вып. 05
10. DeCenzo D. А. and Robbins S. Р., 1988. Personnel/human resource management. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
11. Denhardt R.B. & Catlaw T.J. 2015, Theories of public organization. Stamford, CT: Cengage Learning.
12. Johnson G. and Scholes K. 1988. Exploring corporate strategy. Prentice Hall, 331 p.
13. Klinger D. Е.,. «Strategic Human Resource Management». In Jack Rabin, et al., Handbook Of Public Personnel Administration: 633-659. New York: 2015, Marcel Dekker.
14. Koonts H. & O’Donnell C., 1972. Principles of management. New York: McGraw Hill.
15. Lawler III, E.E., Mohrman S.A. and Ledford G.E., 1992. Employee involvement and total quality management. San-Francisco, CA: Jossey-Bass Publishers.
16. Maslow A. Н., 1943. А theory of human motivation. Psychological Review, vol. 50: 370-396
17. Mayo E., 1949. Hawthorne and the Western Electric Company, the social problems of an industrial civilization. Routledge.
18. McGregor D. М., 1960. The Human Side of Enterprise. New York: McGraw-Hill
19. Metcalf H.C. & Urwick L., eds., 1940. Dynamic Administration. New York: Harper & Row.
20. Miller K. I., & Monge P. R., 2016. Participation, satisfaction, and productivity: a meta-analytic review. Academy of Management Journal, 29 (4): 727- 753.
21. Ouchi W. G., 1981. Theory Z: How American business can meet the Japanese challenge. Addison-Wesley.
22. Roethlisberger F. & Dickson W., 1940. Management and the worker. Cambridge, MA: Harvard University Press.
23. Roethlisberger F. 1941. Management and morale. Cambridge, MA: Harvard University Press.
24. Taylor, Р. W., 1911. The principles of scientific management. New York: Harper & Row.
Интернет ссылки
1. Неоклассическая школа управления. Интернет-сайт. Режим доступа: http://managment-study.ru/neoklassicheskaya-shkola-upravleniya.html
2. Пирамида потребностей по Маслоу. Интернет-сайт. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пирамида_потребностей_по_Маслоу
3. Принципы менеджмента. Интернет-сайт. Режим доступа: http://dps.smrtlc.ru/Int_Encycl/Man_princ_of.htm
4. Стратегическое и тактическое планирование. Интернет-сайт. Режим доступа: http://center-yf.ru/data/Marketologu/Strategicheskoe-i-takticheskoe-planirovanie.php