Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Туризм - сравнительно молодой феномен, имеющий, однако, корни, уходящие далеко в прошлое. История туризма - это временная периодизация туризма, преследующая выделение внутренне однородных этапов в его развитии.
Слово «туризм» произошло от французского tourisme (от tour) «прогулка», «поездка», «путешествие».
Начальные виды туристической деятельности появились еще в глубокой древности. Первыми путешественниками были римляне. В силу огромных территорий Римской империи путешествия способствовали развитию туризма, но поездки ограничивались только её пределами. Во время расцвета Римская империя включала в себе большую часть известных в то время стран: Германия, северная и центральная Италия, Франция и Бельгия (Галлия), Чехия, Австро-Венгрия, Хорватия и другие земли. С 1034 года три королевства входили в состав Священной Римской империи: Германии, Италии и Бургундии. В основном это было связано с развитием торговли. Позднее путешествия принимают религиозный характер с целью поклонения святыням, туризм с целью образования, когда молодые люди из высших сословий отправлялись в Европу за знаниями. Маршрут, как правило, начинался в Англии, продолжался во Франции с длительным пребыванием в Париже, затем Италия: Генуя, Милан, Флоренция, Рим. Неразвитость средств передвижения была отличительной чертой путешествий. Мощным стимулом развития туризма в XIX веке стало развитие транспортных средств, переход к регулярному движению, его качеству и надежности.
В настоящее время туристический бизнес – одна из развивающихся отраслей, представляющая собой результат усилий многих предприятий, которые удовлетворяют потребности туристов во время путешествий. В формировании туристических услуг задействованы компании-перевозчики, объекты размещения и питания, экскурсионные бюро, страховые компании, компании по прокату автомобилей, туристского снаряжения, продаж специфических товаров: планов городов, карт метро, сувениров и т.п.
Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. И хотя в разных странах и регионах доля этого сектора в структуре экономики сильно отличается, на современном этапе индустрия туризма рассматривается как приоритет и даже «локомотив» социально-экономического развития территорий. Доходы от туристского бизнеса нередко определяют экономику регионов и даже государств, в результате чего этот вид экономической деятельности становится отраслью специализации. Объект турбизнеса может обладать рядом конкурентных преимуществ, включая выгодное географическое положение, достаточные финансовые ресурсы, уникальные природные ресурсы, оригинальный дизайн интерьера и др. Существует огромное количество стран с богатым природным и культурно-историческим наследием, поэтому туристический бизнес в той или иной стране занимает особое место.
На сегодняшний день огромное количество востребованных туристических направлений. Предлагаются все виды отдыха: экскурсионные туры, пляжный отдых, горнолыжные курорты, гастрономические туры, шоптуры, сезонные распродажи, образовательные программы и различные комбинированные туры. Чаще всего выбирают экскурсионные или комбинированные туры для первого посещения страны. Это позволяет туристам разобраться в своих предпочтениях для того, чтобы в следующий раз ехать целенаправленно для посещения новых районов или выбрать другой вид отдыха, к примеру.
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических положений и методических рекомендаций по совершенствованию методических подходов к комплексной оценке ресурсов территории для развития сферы туризма. Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:
- уточнить, изучить и дополнить понятийный аппарат оценки ресурсов территории для развития сферы туризма;
- проанализировать методические подходы к оценке туристских ресурсов территории;
- обосновать предложения по совершенствованию методических подходов к комплексной оценке ресурсов территории для развития сферы туризма; Задачи, поставленные для достижения этой цели:
Актуальность темы исследования. Не вызывает сомнения, что направления стратегического развития сферы туризма в стране должны формироваться с учетом различий в степени обеспеченности туристскими ресурсами структуры экономики субъектов Российской Федерации.
Для обоснования программ развития туризма необходимо проведение комплексной оценки ресурсного потенциала территории страны. Существующие методические подходы к оценке туристских ресурсов ориентированы, в основном, на отдельные элементы туристско-рекреационного потенциала территорий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бессонова, В. Б. Туристский регион: содержание и границы понятия (на примере анализа туристской учебной литературы) / В. Б. Бессонова // Туризм и культурное наследие : межвуз. сб. науч. тр.– 2006.
2. Амирханов, М. М. Теоретические и методические аспекты оценки туристско-рекреационного потенциала регионов с рекреационной специализацией / М. М. Амирханов, А. С. Аракелов // Современная научная мысль. Научный журнал НИИ истории, экономики и права. – 2013.
3. География туризма учебник / под ред. А. Ю. Александровой. – М. : КНОРУС, 2010.
4. Быстров, С. А. Туризм: макроэкономика и микроэкономика Текст / С. А. Быстров, М. Г. Воронцова.– СПб. : Герда, 2007
5. Александрова, А. Ю. География мировой индустрии туризма / А. Ю. Александрова : МГУ, 1998.
6. Вопросы территориального планирования : учебно-метод. пособие / Н. В. Сушенцова, В. И. Псарев, И. А. Гончаров. –2001.
7. Богданов, Е. И. Экономика отрасли туризм Текст : учеб. пособие для
студентов высш. учеб. заведений / Е. И. Богданов, В. П. Орловская, Е. С. Богомолова. – М. : ИНФРАМ, 2013
8. Егорова, Е. Н. Методика оценки природного туристско-рекреационного потенциала региона / Е. Н. Егорова, О. В. Мотрич // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 43
9. Зализняк, Е. А. Региональный туризм: основные признаки и условия развития / Е. А. Зализняк // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. – 2011. – № 2(19).
10. Зорин, А. И. Туристский центр и центр туризма: содержание и границы понятий / А. И. Зорин // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 11