Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Онтогенез человека является сложным многофакторным процессом, в котором каждый возрастной период обладает своими особенностями. Каждый возраст уникален, с точки зрения, особенностей развития различных сторон личности. Важнейшим периодом онтогенеза является подростковый возраст. Именно в это время в организме ребенка происходят значительные, несравнимые по силе и глубине с другими возрастными периодами физиологические и психологические изменения.
Переход ребенка на новую ступень развития знаменует преодоление характерных возрастных кризисов и формирование новообразований, определяющих успешность личностного развития. На пути взросления подросток сталкивается с многочисленными проблемами как личностного, так и социального характера. Часто невозможность эффективно преодолеть возникшие трудности приводит к появлению неудовлетворенности, психологической напряженности, которая выражается в различных формах, иногда негативных, выходящих за рамки общепризнанных норм и правил.
Проблема влияния эмоций на личностное и психическое развитие детей относится к числу значимых и недостаточно изученных в психологии. Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.И. Захаров, B.C. Мухина в своих исследованиях установили зависимость между нарушениями в эмоциональной сфере и развитием личности в целом; выявили, что эмоциональные отношения с близкими, возможность удовлетворения эмоциональных потребностей во многом определяют личностное развитие .
Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка, по существу, просто может и не быть.
Актуальность данной темы определяется необходимостью разработки современных методов психологической помощи подросткам. Подростковый возраст уникален как с точки зрения физиологического развития организма, так и в психологическом аспекте. Ребенок, переходя на новую ступень развития, сталкивается с огромным количеством трудностей, решение которых ему предстоит искать, используя собственные ресурсы и возможности социальной действительности. По средствам самостоятельного поиска путей решения возникших проблемных ситуаций, происходит процесс формирования ребенка как личности. При этом важную роль играет эмоциональная сфера ребенка, степень сформированности различных ее компонентов, прежде всего эмоциональной устойчивости.
Вышесказанное позволило сформулировать тему исследования: «Подростковый комплекс эмоциональности».
Цель исследования – изучить особенности эмоционального состояния у подростков.
Объект исследования – подростки.
Предмет исследования – подростковый комплекс эмоциональности.
Сформулированные цель, объект и предмет позволили разработать задачи исследования:
1. Дать характеристику понятиям «эмоции», «подростковый комплекс эмоциональности» на основе анализа литературы по теме исследования;
2. Описать особенности подросткового комплекса эмоциональности;
3. Подобрать методики для изучения подросткового комплекса эмоциональности;
4. Апробировать выбранные методики и описать полученные результаты.
Теоретико-методической основой исследования послужили труды в области: изучения сущности эмоций и их влияния на жизнь человека (К. Изард, Е.И. Изотова, А. И. Леонтьев и др.); изучение эмоционального восприятия в подростковом возрасте (Л. С. Выготский, А.П. Белова, Н.М. Иовчук и др.);
Методы исследования:
1) Теоретический метод – сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2) Психодиагностические методы: восьмицветовой тест М. Люшера (модификация Вольнефера), методика определения уровня депрессивного состояния (В.А. Жмуров), методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера (адаптация Ю. Л. Ханина),
3) Математические методы обработки результатов – описательная статистика, графическое представление.
Теоретическая значимость исследования усматривается в том, полученные в ходе изучения особенностей эмоциональной сферы, в том числе эмоциональной устойчивости у подростков, можно применять в дальнейшей работе с исследованной категорией детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты можно использовать при построении педагогами учебной и воспитательной работы с подростками, а также при разработке педагогами-психологами программ, направленными на развитие эмоционального благополучия.
Эмпирической базой исследования является .
Выборку составили учащиеся 8-9-х классов в количестве 75 человек, из которых 41 юноша и 34 девушки. Средний возраст испытуемых 14-15 лет.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА
1.1. Характеристика понятия «эмоции», «подростковый комплекс» в психолого-педагогической литературе
Слово «эмоции» происходит от латинского emovere в переводе означает – «возбуждать, волновать». Энциклопедия Кругосвет трактует данное понятие так: эмоция (от лат. «emotion» – волнение) – это различные психические явления, выражающие в форме непосредственных переживаний значимость для индивида тех или иных предметов и ситуаций и являющиеся важным фактором регуляции его жизнедеятельности .
Эмоция определялась как «состояние, регулирующее телесные действия»; «особое состояние сознания»; «любое переживание сильного чувства, обычно сопровождаемое соматическими изменениями» .
Термин эмоции определяется следующим образом: это обширный класс процессов внутренней регуляции психической деятельности.
Эмоции – это физиологические состояние человека, выражающие состояние организма от высоких чувств до глубоких переживаний. Эмоции подразделяются на два вида:
врожденные, это те эмоции, которые приобретаются ребенком в утробе матери, формируются на непроизвольном уровне;
приобретенные, возникшие во время процесса жизнедеятельности, в социуме.
Эмоции – это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамов. – 4-е изд. – М.: Академия, 2012. – 672 с.
2. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. – М.: Просвещение, 2012. – 98 с.
3. Андронникова, О. О. Гендерная дифференциация в психологии: учебн. пособие / О.О. Андронникова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 264 с.
4. Безрукова, В.С. Настольная книга педагога-исследователя / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Дом учителя, 2010. – 236 с.
5. Белова, А.П. Оценка депрессивности в подростковом возрасте / А.П. Белова, С.Б. Малых, Е.З. Сабирова, М.М. Лобаскова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2013. – № 32 (132).
6. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко. – СПб.: Союз, 2019. – 160 с.
7. Враждебность как личностный фактор депрессии и тревоги. Методологические проблемы современной психологии / Под ред. Н.В. Тарабриной. – М.: ИПАН, 2013. – С. 110-114.
8. Градусова, Л. В. Гендерная педагогика: учебн. пособие /Л. В. Градусова. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 320 с.
9. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка : теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – М.: Академия, 2014. – 288 с.
10. Иовчук, Н.М. Вопросы психического здоровья детей и подростков / Н.М. Иовчук. – Издание: Книга по Требованию, 2010. – 144 с.
11. Киселевская, Н.А. Исследование эмоциональной устойчивости в подростковом и юношеском возрасте / Н. А. Киселевская. – Наука и мир. – 2015. - №3. – С. 110-112.
12. Левченко, А.Д. Психологические особенности подросткового возраста / А.Д. Левченко. // Психолог… – 2013. – № 42. – С. 9-16.
13. Мафсон, Л. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия / Л. Мафсон, Д. Моро и др. – М.: ЭКСМО, 2012.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2016. – 608 с.
15. Печеневская, Е.И. Формирование эмоциональной устойчивости подростков / Е.И. Печеневская // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S8. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75133.htm. Дата обращения: 10.05.2022.
16. Сысоева, И.В. Особенности развития личности в юношеском возрасте в контексте культурно-исторической теории / И. В. Сысоева. – Вестник РГГУ: серия «Психологические науки». – 2012. – № 15/95. – С. 130- 137.