Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обществу всегда требовались творческие и нестандартно мыслящие люди. Они к решению любых проблем подходят не так, как остальные и всегда готовы предложить много разных идей для решения социально-экономических, культурных и др. проблем. Большое значение творческих способностей субъектов для решения психолого-педагогической
проблематики в настоящее время обуславливается спецификой современного
социального опыта, который должны усвоить последующие поколения. Проблема изучения творческих способностей детей младшего школьного возраста всегда интересовала ученых педагогов и психологов.
В современных социальных условиях идет процесс глобального изменения всех институтов социума и его непрерывного реформирования. Общество проявляет интерес к людям, которые способны нестандартно мыслить, подходить творчески к поставленным задачам и предвидеть конечный результат. Подобного рода личностные качества не возникают сами по себе. Формировать и развивать их необходимо с детства, чем собственно и занимаются все образовательные организации. В условиях все ускоряющегося процесса развития различных сторон общественной жизни,
большую роль играет способность видеть и находить верные решения регулярно возникающих проблемных ситуаций. Именно по этим причинам перед образовательными организациями поставлена задача формирования и развития активной, творческой личности начиная с младшей школы. в этом заключается актуальность исследования.
Цель работы: определить организационно-педагогические условия развития творческих способностей младших школьников и предложить комплекс мероприятий для внеклассной работы.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у
младших школьников.
Предмет исследования: творческая деятельность младших школьников как средство развития творческих способностей.
Гипотеза исследования: комплекс мероприятий по развитию творческих способностей в рамках внеклассной работы позволит системно формировать и развивать творческие способности младших школьников.
Задачи:
1.дать психолого-педагогическую характеристику детей
младшего школьного возраста.
2.Провести анализ понятия «творческие способности».
3.Провести диагностику творческих способностей младших школьников и анализ полученных результатов.
4.Описать организационно-педагогические условия через комплекс мероприятий для развития творческих способностей младших школьников.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, беседа, диагностика.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение.
Глава 1: Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст детей является этапом развития, который соответствует периоду его обучения в начальной школе. В этот период
происходит интенсивное физическое и психофизиологическое развитие
младшего школьника. В Федеральном государственном образовательном
стандарте начального общего образования рассматривается обеспечение
формирования общей культуры младшего школьника и его духовно-нравственное развитие.
В период обучения детей младшего школьного возраста, закладываются их главные личностные характеристики, которые в дальнейшем будут иметь большое влияние на подростковый возраст. Творческие способности субъекта представляют собой продуктивный способ освоения младшими школьниками окружающего мира. Можно говорить о том, что это есть естественный способ познания и самопознания. Это личностное выражение отношения к внешнему миру и к самому себе. Потребность в развитии творчески активной личности постоянно возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии детей [8].
Проблемами детей младшего школьного возраста занимались учёные К.К. Платонов, А.Г. Асмолов, А.Н. Леонтьев и др. Но до сих пор считается. Что не смотря на большое количество теоретических разработок в этом вопросе, на практике недостаточно различных методических средств и рекомендаций для системного развития творческих способностей младших школьников. В работе это будет рассматриваться на примере использования средств художественно-изобразительной деятельности. Именно она будет рассмотрена как средство развития творческих способностей у младших школьников. Границы младшего школьного возраста, установленные в настоящее время, начинаются от 7-ми лет и заканчиваются к 10-ти годам. Данный возрастной период совпадает с периодом обучения ребенка в начальной школе [16]. Учёными отмечено, что в этом возрасте постоянно совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По мнению физиологов, к 7-ми годам у ребёнка кора больших полушарий головного мозга является достаточно зрелой. Младшие школьники ещё не могут долго концентрировать своё внимание на чём либо и легко отвлекаются. Они не способны на длительное сосредоточение и всегда эмоциональны. В период младшего школьного возраста начинает складываться его новый тип отношений с социумом [5].
Развитие психических функций младших школьников основано на ведущей для них деятельности – учебной. Включаясь в учебную работу, дети данной возрастной категории постепенно подчиняются ее требованиям. Выполнение этих требований предполагает появление у них новых психологических качеств. Новые качества возникают и развиваются у младших школьника по мере формирования учебной
деятельности. Именно учебная деятельность определяет все те важнейшие изменения, которые происходят в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках интенсивной учебной деятельности складывается ряд новообразований, который характеризует значимые достижения в развитии младших школьников. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник в это время активно включен и в другие виды полезной для него деятельности. В это время продолжают формироваться мотивы его учения и развиваются устойчивые познавательные потребности [21].
Ребёнок постепенно осваивает всё больше продуктивных навыков и приёмов в ходе учебной деятельности. Те области занятий, которые вызывают у него больший интерес, чем все остальные, становятся его досугом. Это могут быть занятия музыкой. Спортом или художественной деятельностью. Здесь в основном всё зависит от того, какова в этот период мотивация ребёнка к иным видам деятельности, помимо учебной. В этот период начинают раскрываться индивидуальные особенности ребёнка. Специалисты хорошо видят, к каким именно видам творческой деятельности тяготеет младший школьник. В условиях реализации ФГОС, помимо учебной деятельности в образовательных организациях предусмотрена внеурочная деятельность. Она позволяет заниматься ребёнку всем тем, чем он только пожелает, то есть, по любому дополнительному направлению. Если педагогам удаётся с периода младшей школы определить интересы ребёнка, его мотивация к тому, или иному виду занятий лишь возрастает. Если этот процесс происходит гармонично и системно, у ребёнка постепенно формируется адекватная самооценка и развивается критичность по отношению к своим собственным действиям. Он постепенно усваивает все социальные нормы и нравственно развивается. В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационная сфера по многим направлениям [20].
По наблюдениям В. С. Мухиной, в младшем школьном возрасте наблюдается возрастающая тенденция к самовыражению и потребность на признание. В этом возрасте происходит интенсивное развитие и качественное преобразование познавательных процессов. Они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок учится управлять своими психическими процессами: вниманием, памятью, мышлением. По мнению автора Н.Е. Ефремовой, на протяжении всего младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения. К 10-ти годам дети становятся способны достаточно долго концентрировать свое внимание и произвольно выполнять определенную программу действий. Все новое, неожиданное и яркое привлекает внимание учеников. Но в этом возрасте, ребёнок может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации. Память ребенка постепенно приобретает свойство произвольности и становится сознательно регулируемой и опосредованной. Совершенствование процессов памяти в младшем школьном возрасте обуславливается в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов запоминания [3].
Мышление детей в начальной школе развивается от эмоционально - образного к абстрактно-логическому. При решении мыслительных задач дети опираются на реальные предметы или их изображение. Процесс обучения стимулирует быстрое развитие абстрактного мышления. Младший школьный возраст рассматривается как наиболее благоприятный для развития творческого воображения и фантазии. Все это свидетельствует о том, что для развития творческих способностей и воображения необходимо использовать возможности младшего школьного возраста. Исследователи отмечают обусловленность особенностей самооценки младших школьников. У младших школьников, с высоким уровнем сформированности элементов учебной деятельности, наблюдается устойчивая и адекватная рефлексивная самооценка [18].
На данном возрастном этапе развивается самопознание и личностная рефлексия. Очень важно, чтобы ребенок понимал свои способности и видел, что он может и умеет хорошо делать. По мнению автора И. В. Дубровиной, способность делать что-то лучше других, принципиально важна для младших школьников. В младшем школьном возрасте активно формируются способы волевой регуляции. Поначалу это всегда вербальная инструкция учителя, но затем, с развитием самосознания, волевой акт ребёнка побуждается собственными потребностями. Способность к сопереживанию тоже получает свое развитие в условиях школьного обучения. Ребенок начинает участвовать в новых деловых взаимоотношениях, что непроизвольно вынуждает его сравнивать себя с другими детьми. Центральным личностным новообразованием данного возраста является становление нового уровня самосознания. Исследователи это называют формированием Я - концепции. Это личностный уровень осознания, который описывается стремлением понять самого себя и свои возможности. Младший школьный возраст
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст] / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013. – 176 с.
2. Березина, В.Г. Детство творческой личности [Текст] / В.Г. Березина. - Спб.: издательство Буковского, 2011. - 60 с.
3. Васильева, Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1717-1719. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 10.05.2022).
4. Генрих Альтшуллер. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач [Текст] / под ред. Н. Величенко. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 402 с.
5. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. ФГОС [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2013. – 223с.
6.. Зденек, М. Учебник по творческому мышлению [Текст] / М. Зденек. – Спб.: Попурри, 2011. – 352 с.
7. Зинченко, В.П. Сознание и творческий акт [Текст] / В.П. Зинченко. – М.: Языки славянских культур, 2010. – 592 с.
8. Кислов, А.В. Диагностика творческих способностей ребенка [Текст] / А.В. Кислов, Е.Л. Пчелкина. – Спб.: Речь, 2010. – 64 с.
9. Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования [Текст] / Н.М. Конышева. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия». 2010. – 167 с.
10. Кудрявцев, В.Т. Креативная тенденция в психическом развитии ребенка / В.Т. Кудрявцев //[Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.experiment.lv (дата обращения: 10.05.2022).
11. Левин, В.А. Воспитание творчества [Текст] / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 2003. 147 с.
12. Лук, А.Н. Психология творчества [Текст] / А.Н. Лук. – М.: Просвещение, 1978. – 284 с.
13. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации [Текст] / Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова [и др.]. – М.: Просвещение, 2013. – 96 с.
14. Митина, Е. В. Развитие креативности детей младшего школьного возраста в процессе обучения / Е. В. Митина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 8 (19). — Т. 2. — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/19/1885/ (дата обращения: 10.05.2022).
15. Мотков, О.И. Развитие творчества у детей / О.И. Мотков // [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.ucheba.com (дата обращения: 10.05.2022).
16. Никонорова, Л. А. Развитие творческого мышления младших школьников / Л. А. Никонорова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14735/ (дата обращения: 10.05.2022).
17. Панфилова, А.В. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение [Текст] / А.В. Панфилова. – М.: Академия, 2012. – 192 с.
18. Попова, Н.С. Опыт Садко или Как развить творческие способности ребенка [Текст] / Н.С. Попова, И.А. Тукаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 256 с.
19. Развитие творческих способностей младших школьников / Л. В. Агеева, Н. А. Шелякина, Е. А. Астафьева [и др.]. — Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12227/ (дата обращения: 10.05.2022).
20. Симановский, А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников [Текст] / А.Э. Симановский. М.: МПСИ, 2003. – 272 с.
21. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей [Текст] / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 240 с.
22. Чернышева, Д. С. Исследование возможностей развития творческого потенциала личности младшего школьника средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования / Д. С. Чернышева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 1 (16). — С. 61-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/81/3088/ (дата обращения: 10.05.2022).
23. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность [Текст] / В.С. Юркевич. – М.: Просвещение, 2000. – 136 с.