Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 2
1 Сущность современной политической пропаганды 4
1.1 Определение политической пропаганды и ее предназначение 4
1.2 Виды и методы политической пропаганды 6
2 Интернет-пропаганда в современной политике 8
2.1 Интернет как площадка для эффективного распространения идей 8
2.2 Новые технологии пропаганды в Интернет 10
Заключение 12
Список используемой литературы 13
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность.
Современное общество существует и функционирует в условиях интенсификации информации. При обильном и объёмном потоке сведений из различных источников сложно отделить правдивые сведения от ложных, новости и естественную информацию от пропагандистского контента. Более того, большая часть современного общества не задумывается над этим, для неё не характерно применение аналитических способностей при восприятии информации и критическое её осмысление .
Большая часть современного общества продолжает черпать информацию из традиционных средств массовой информации. В частности, речь идёт о телевидении, которое является самым удобным источником получения сведений: их не нужно искать, читать, анализировать. Эту работу уже выполнили ведущие телепередач, информация подносится телезрителям в готовом виде: найденная, отобранная и проанализированная. Телезрители, как правило, безоговорочно верят в её правдивость, не подвергают критическому анализу и не пытаются найти альтернативные точки зрения.
То же самое происходит и в политике. Избиратели голосуют за кандидата, не как за реального человека, а за искусственно созданное представление об этом кандидате, за политический бренд.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей политической пропаганды в Интернет.
Задачи:
- изучить сущность политической пропаганды, ее предназначение;
- рассмотреть виды и методы политической пропаганды;
- описать Интернет как площадку для эффективного распространения идей;
- изучить новые технологии для политической пропаганды в Интернет.
Объект исследования – политическая пропаганда. Предмет исследования – политическая Интернет-пропаганда.
Методы исследования: анализ теоретических источников, контент анализ интернет-ресурсов (сбор информации; обработка результатов и интерпретация данных).
1 Сущность современной политической пропаганды
1.1 Определение политической пропаганды и ее предназначение
Термин «пропаганда» был введён католической церковью в 1622 году и произошёл от латинского слова «propaganda», означающего «вера, подлежащая распространению». Под «верой» может подразумеваться абсолютно любая информация, в правильности которой необходимо убедить массы. Не имеет значения научное ли это знание, система взглядов или идеология.
Термин «пропаганда» получил широкое распространение в XX веке, при его помощи описывали тактики и методы убеждения, которые использовали в ходе Первой мировой войны и в последовавших на ней тоталитарных странах. В то время пропаганда определялась как распространение пристрастных идей и мнений, часто с помощью ложной информации.
Позже ученые пришли к выводу, что пропаганда использовалась не только в преступных целях. Существует несколько подходов к пониманию пропаганды .
Политическая пропаганда представляет собой механизм воздействия на массовое сознание (или сознание конкретной аудитории) с целью формирования у масс определенного мнения, популяризации среди них политических ценностей, идеалов, целей и желаний .
По мнению Г. Лассуэлла, пропаганда – это управление коллективными установками посредством манипулирования значимыми символами. Основная функция пропаганды – устранять социальную дезорганизацию путём убеждения и аргументов, а не насилия и тирании. Демократия, по его мнению, провозгласила диктатуру демагогии, а диктатором – пропаганду. Также Г. Лассуэл отличает понятия просвещение и пропаганда. По его мнению, просвещение направлено на объяснение научных истин, языковых правил, техник искусства и ремесла. А пропаганда направлена на искусственное создание оценочных диспозиций и установок в общественном сознании .
Американские социальные психологи Р. Крачфилд и Д. Креч придерживаются определения пропаганды, данного американским психологом У. Байдлом: под влиянием
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения. СПб, 2002.
2) Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&cad=rja&uact=8&ved=0CC8QFjAC&url=http%3A%2F%2Fstavroskrest.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Ffiles%2Fbooks%2Faronson_pratkanis.pdf&ei=EsACVZKlFovjywOCh4KQDA&usg=AFQjCNEKZY73At_C2ztuazWyHGJ8gCCNqw&bvm=bv.88198703,d.bGQ. Дата обращения: 13.05.2022.
3) Бернейс Э. Пропаганда. – [Электронный ресурс]. – URL: http://commondatastorage.googleapis.com/brainmod/book/Edward- Bernays-Propaganda.pdf. с. 4-5. Дата обращения: 13.05.2022
4) Вартанова Е. Л., Медиа и конфликты: исследование взаимовлияния в актуальном академическом дискурсе // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. — 2021. — № 4. — С. 3-7
5) Войтасик, Л. Психология политической пропаганды. М., 1981.
6) Володенков С.В. Потенциал технологий Интернет-пропаганды в современной политике. Глава 9.
7) Гиренок Ф. И., Философское истолкование принципов трансмедийного повествования // Философия хозяйства. — 2021. — № 3 (135). — С. 93-105
8) Доценко Е. Л. Психология манипуляции. - М.: Изд-во «ЧеРо», 2017.
9) Евдокимов В. А. Массмедиа в социокультурном пространстве. — М.: ИНФРА-М, 2018.
10) Коробов А.А., Болдырева Е.П. Политическая пропаганда в современной телекоммуникационной среде: механизмы повышения эффективности. Эл. адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-propaganda-v-sovremennoy-telekommunikatsionnoy-srede-mehanizmy-povysheniya-effektivnosti
11) Назаров М. М., Массовая коммуникация как фактор изменения границ публичного и частного // Социально-гуманитарные знания. — 2021. — № 1. — С. 50-55
12) Политтех. Идеология, пропаганда и агитация. – [Электронный ресурс]. – URL: http://polittech.org/2013/08/16/ideologiya- propaganda-i-agitaciya/. Дата обращения 13.05.2022.
13) Соловей В.Д. Особенности политической пропаганды в цифровой среде. Эл. адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-politicheskoy-propagandy-v-tsifrovoy-srede
14) Стейплс Т., Прорваться сквозь шум: как привлечь всеобщее внимание в сети. — Москва : ООО "Альпина Паблишер", 2020.
15) Стернин И.А., Шестерина А.М. Маркеры фейка в медиатекстах: Рабочие материалы. – Воронеж: ООО «РИТМ», 2020.
16) Челнокова М. Л., Российская несистемная оппозиция как социально-политический феномен // Социально-гуманитарные знания. — 2021. — № 1. — С. 89-95
17) Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. — М., 1980.
18) Lasswell H. D. The Theory of Political Propaganda. The American Political Science Review, Vol. 21, No. 3. (Aug., 1927), pp. 627-631