Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1 Теоретические основы административной и научной школ управления 6
1.1 Определение и функции управления: идеи А. Файоля 6
1.2 Задачи управления трудовыми ресурсами. Механизм управления трудовыми ресурсами: подход Ф. Тейлора 7
Выводы 13
2 Л. Урвик и его вклад в теорию и практику управления персоналом 14
2.1 Личность и карьера Л. Урвика. Теория рационализации 14
2.2 Принцип Л. Урвика «соответствие людей структуре». Принцип общей цели, единоначалия, делегирования и соответствия 16
Выводы 21
Заключение 22
Список используемой литературы 24
Фрагмент для ознакомления
2
К числу предложенных Ф. У. Тейлором принципов организации труда (в первую очередь на уровне цехов) относятся:
– замена традиционных, рутинных приемов выполнения работы методами и правилами, выработанными на основе обобщения опыта и специального изучения времени, необходимого для выполнения работы;
– отбор рабочих по способностям и систематическое обучение их новым приемам работы;
– отделение подготовки от исполнения, в частности освобождения основного рабочего от выполнения функций, связанных с расчетом и подготовкой работ, и передача их специальным исполнителям;
– внедрение калибров и шаблонов как прообразов стандартов, определяющих требования к продукции;
– введение так называемой дифференцированной оплаты труда, при которой лишь выполняющим «урок» сохраняется установленный размер оплаты, а при недовыполнении его, что естественно для части работающих, размер оплаты за каждую выполненную единицу работы снижается (фактически эта была система скрытых штрафов для рабочих);
Совокупность принципов организации труда Ф. У. Тейлора образовала систему организации труда и управления производством, получившую в дальнейшем название «система Тейлора». В этой системе организации производства использование достижений науки и техники направлено на создание предприятием максимума прибавочной стоимости.
Структурно система Тейлора представляет собой совокупность методов, направленных на повышение производительности и интенсивности труда, включая: организацию и нормирование труда, управление производственными процессами, подбор и расстановку кадров, оплату и стимулирование труда, и др.
Разработанный Тейлором аналитический метод нормирования труда основан на непосредственном измерении затрат времени на выполнение определенных операций и видов работ с помощью хронометражных наблюдений. Этот метод сводится к расчленению всех трудовых операций на простые трудовые действия и приемы, к изучению способов выполнения высококвалифицированными рабочими отдельных элементов работ и отбору из них наиболее быстрых и эффективных способов, к устранению излишних движений при выполнении трудовых операций.
Система Тейлора нередко подвергается критике за то, что в ней переоцениваются возможности заработной платы как единственного источника мотивации роста производительности труда рабочих, и совершенно недооценивается творческий потенциал рабочих, реализация которого определяется не только и не столько материальными, сколько социальными потребностями работающих.
В то же время специалисты признают, что система Тейлора, заложившая основу школы «научного менеджмента» в общем, и школы «научной организации труда», в частности, послужила основой для формирования и развития современных систем организации труда во многих промышленных компаниях различных стран мира.
Выводы
Школа научного управления, получившая развитие в США в 1900‑е годы, с книги основоположника которой Ф. У. Тейлора «Принципы научного управления» началось признание менеджмента как науки и самостоятельной области исследования, по сути зародился весь современный менеджмент .
Необходимо отметить, что авторы школы научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и вопросам повышения его эффективности. Важным вкладом авторов этой концепции явилось систематическое использование стимулов с целью заинтересовать работников в повышении производительности и увеличении объема производства.
Административная школа управления базировалась на четырех принципах:
1) четкое разделение труда по функциям;
2) четкая передача распоряжений и приказов по иерархии – сверху вниз;
3) единоначалие;
4) контроль осуществляется в отношении ограниченного числа подчиненных.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Глухов В. В. Менеджмент/В. В. Глухов. — СПб. : Питер, 2020.
2) Дафт Р. Л. Менеджмент: пер. с англ. / Р. Л. Дафт ; ред. С. К. Мордовин. — СПб. : Питер, 2020.
3) Друкер П.Ф. Менеджмент: задачи, обязанности, практика. М.: ИД «Вильямс», 2008.
4) Зеленцов А. В. Совершенствование управления государственной собственностью региона: на материалах Томской области : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Зеленцов Александр Викторович; [Место защиты: Алт. гос. ун-т]. - Томск, 2011. - 192 с.
5) Казначевская Г. Б.. Менеджмент: учебник/Г. Б. Казначевская. — Ростов н/Д : Феникс, 2020.
6) Кибанов А. Я. Управление трудовыми ресурсами. - Москва: ИНФРА-М, 2018
7) Костюченко Н. И., Проблемы теории и практики управления социальными системами (исторический аспект формирования науки управления и научно-практическое наследие А. Файоля) // Философия права. — 2017. — № 3. — С. 144-149.
8) Лебедев С. Н., У истоков современного менеджмента и контроля качества // Социально-гуманитарные знания. — 2019. — N 3. — С. 206-215
9) Левкин Н., Организационная культура: необходимость систематизации ключевых положений // Проблемы теории и практики управления. — 2018. — N 4. — С. 8-16
10) Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] : Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури ; [пер. с англ. и ред. О. И. Медведь]. - 3-е изд. - Москва [и др.] : Вильямс, 2016. - 665 с.
11) Минцберг Г. Структура в кулаке [Текст] : создание эффективной организации / Генри Минцберг ; [пер. с англ. Д. Раевская]. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011. - 512 с
12) Науменко Е. А. Организационная психология [Текст] : учебное пособие / Е. А. Науменко; Российская Федерация. М-во образования и науки, ФГБОУ ВПО Тюменский гос. ун-т, Ин-т дистанционного образования, Ин-т психологии и педагогики. - Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2020. - 263 с.
13) Овчаров А. А., Личностно-ориентированные подходы в управлении персоналом // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. — 2019. — № 12. — С. 5-10
14) Понуждаев Э. А., Организационное поведение и управление конфликтами // Практика международного бизнеса. — 2018. — N 4. — С. 102-118
15) Урвик Л. Элементы администрации // Кравченко А. И. История менеджмента. Москва : Академический проект, 2002. С. 231–265.
16) Яшкина Н. В., Экскурс в историю менеджмента // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. — 2019. — N 12. — С. 12-21