Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Количество пользователей сети Интернет с каждым годом неуклонно растёт, особенно среди молодёжи. Всемирная сеть в наше время объединяет огромное количество возможностей, одной из которых является возможность мгновенной коммуникации, преодолевающей любые расстояния. Межличностная коммуникация стала в разы проще, быстрее и мобильнее.
Последние несколько лет мы являемся свидетелями бума мессенджеров, сравнимого с взрывом социальных медиа десятилетней давности. Согласно исследованиям, ежемесячная мировая аудитория мессенджеров превзошла мировую ежемесячную аудиторию соцсетей. Мессенджеры становятся все более популярным каналом коммуникации, захватывая в том числе и публичное пространство с помощью чатов и каналов. Стремительное развитие мобильных месседжеров позволило сформировать платформу для рекламной коммуникации. Появление паблик аккаунтов, рекламная рассылка – всё это следствие массового использования мобильных мессенджеров.
Крайне высокая динамика развития рекламной деятельности в сфере мобильной коммуникации обусловливает отставание науки от практики.
Очевидно, что опыт, накопленный коммерческими организациями, нуждается в анализе, обобщении и научном освещении.
Цель работы – изучение рекламы в мессенджерах: проблемы и перспективы.
Задачи исследования:
изучить сущность и преимущества мессенджеров;
рассмотреть рекламу в мессенджерах: выбор самого эффективного сервиса;
раскрыть необходимость мессенджеров для коммуникации с аудиторией;
охарактеризовать способы и проблемы продвижения рекламы в мессенджерах;
представить перспективы мессенджеров для бизнеса.
Объект исследования: мобильные мессенджеры как канал передачи рекламной информации.
Предмет исследования: возможности использования мобильных мессенджеров в рекламной деятельности.
Методологическая база исследования. Для решения задач применялись методы научного реферирования, теоретической систематизации научной литературы.
Эмпирическую базу исследования составили рекламные материалы, распространенные с помощью мобильных мессенджеров Viber, WhatsApp, Telegram; материалы паблик аккаунтов коммерческих организаций, представленных в данных мессенджерах.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Мессенджеры как инструмент коммуникаций в бизнесе
1.1. Сущность и преимущества мессенджеров
На сегодняшний день наиболее распространенными инструментами коммуникаций в бизнесе являются телефония (мобильная/стационарная/IP) и электронная почта. Эти два инструмента достаточно хорошо зарекомендовали себя и прочно закрепились в деловых кругах. Системы мгновенно обмена сообщениями (Instant messaging, IM) или, что стало более привычным их названием сегодня, – мессенджеры – это сравнительно новый инструмент, который на сегодняшний день используется в большей степени для личных коммуникаций. Но, как будет показано далее, у него есть ряд особенностей, которые могут существенно повысить эффективность коммуникаций в бизнесе .
Телефония предназначена для передачи информации между участниками коммуникационного процесса с помощью устной речи. Поддерживает организацию групповых бесед. Для организации коммуникационного процесса с помощью телефонии необходимо, чтобы все потенциальные участники коммуникационного процесса были доступны в определенный момент времени – т.е. в момент, в который между ними устанавливается связь. Электронная почта же предназначена для передачи информации с помощью письменной речи, поддерживает передачу различных форматов данных в виде вложений к письмам. Поддерживает организацию групповых бесед, но, в отличие от телефонии, процесс организации коммуникаций с помощью электронной почты не привязан к понятию доступности всех участников коммуникационного процесса в определенный момент времени. Это достигается за счет того, что электронная почта позволяет осуществлять отложенный прием сообщений (т.е., если даже один из участников коммуникационного процесса не доступен в настоящий момент времени, сообщение все равно будет доставлено – ознакомиться с ним он сможет позже).
Мессенджеры – службы мгновенных сообщений (Instant Messaging Service, IMS), программы онлайн-консультанты (OnlineSaler) и программы-клиенты (Instant Messenger, IM) для обмена сообщениями в реальном времени через Интернет. Могут передаваться текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео, а также производиться такие действия, как совместное рисование или игры. Многие из таких программ-клиентов могут применяться для организации групповых текстовых чатов или видеоконференций.
Уже из определения можно увидеть, насколько многогранен данный инструмент. Он совмещает в себе сразу как принципы работы телефонии, так и принципы работы электронной почты. Более того, как будет показано далее, мессенджеры используют эти принципы более эффективно.
Первым преимуществом мессенджеров можно назвать варьирование скорости обмена сообщениями в зависимости от ситуации. Общение в мессенджерах может плавно ускоряться и замедляться – от протяженной многочасовой беседы до быстрого синхронного чата в реальном времени. При медленном общении сообщения могут прочитываться участниками коммуникационного процесса с определенной временной задержкой (это является преимуществом перед телефонией, но не перед электронной почтой). При быстром синхронном общении в мессенджерах могут применяться вспомогательные средства коммуникаций, такие как речь или видео, а участники могут отслеживать, прочтено ли их сообщение, готовится ли ответ со стороны других участников. Это уже является преимуществом перед электронной почтой, т.к. использование дополнительных средств коммуникаций в ней возможно лишь в качестве вложений к письмам, что требует существенных временных затрат на их подготовку – из-за этого страдает скорость обмена информацией в рамках коммуникационного процесса.
Одно из самых важных преимуществ мессенджеров по сравнению с электронной почтой заключается в принципе ведения диалогов. Мессенджеры строят коммуникационный процесс на принципе использования долговременных диалогов. Долговременный диалог предполагает, что беседа вмещает сообщения между двумя или более людьми без привязки к теме их разговора. Темы в диалогах постоянно меняются – как и в реальной жизни. Долговременный диалог с разными темами лучше отображает отношения людей. Электронная почта же построена вокруг тем, а это совсем не то же самое, что диалог с конкретным пользователем .
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Бикметов, Е. Ю. Эффективные PR-инструменты на рынке B2B / Е. Ю. Бикметов, И. Я. Рувенный // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 31 октября 2019 года. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2019. – С. 16-21.
2. Борщевский, Г. А. Связи с общественностью в органах власти: учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 267 с.
3. Будникова, Н. С. Роль PR в антикризисном управлении / Н. С. Будникова, К. С. Корнеенкова // Актуальные проблемы молодежной науки в развитии АПК: Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции, Курск, 11–13 декабря 2019 года. – Курск: Курская государственная сельскохозяйственная академия им. профессора И.И. Иванова, 2020. – С. 297-301.
4. Быков, И. А. Связи с общественностью государственных институтов: проблемы теории и практики / И. А. Быков // Актуальные проблемы исследования коммуникационных аспектов PR-деятельности и журналистики: Сборник материалов IV Международного научного семинара, Псков, 15 февраля 2019 года. – Псков: Псковский государственный университет, 2020. – С. 33-49.
5. Герасимова, Г. И. Терминологическая система связей с общественностью / Г. И. Герасимова // Российская пиарология: тренды и драйверы: Сборник научных трудов в честь профессора М.А. Шишкиной / Под редакцией А.Д. Кривоносова. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. – С. 16-20.
6. Горохов, В. М. Связи с общественностью в парадигме цифровой экономики / В. М. Горохов, М. Г. Шилина // Меди@льманах. – 2020. – № 1(96). – С. 22-45.
7. Гребнева, И. А. Особенности построения системы связей с общественностью в коммерческой сфере / И. А. Гребнева // Фундаментальные науки и современность. – 2020. – № 1(34). – С. 3-15.
8. Крекшина, А. Ю. PR-деятельность в инновационной сфере / А. Ю. Крекшина // Современные парадигмы управления социально-экономическими системами: сборник научных трудов Межрегиональной научно-практической конференции, Ставрополь, 05 марта 2019 года. – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью «СЕКВОЙЯ», 2019. – С. 67-70.
9. Кузнецов, П. А. Public Relations. Связи с общественностью для бизнеса: практические приемы и технологии / П. А. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2021. – 294 с.
10. Макарычев, В. Н. Система интегрированных коммуникаций рекламы и связей с общественностью / В. Н. Макарычев. – М.: Научные технологии, 2020. – 118 с.
11. Марков, А. А. Связи с общественностью в органах власти: учебник / А. А. Марков. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 190 с.
12. Маслова, В. М. Связи с общественностью в управлении персоналом: учебное пособие / В. М. Маслова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020. – 207 с.
13. Морозова, Г. А. Психология рекламы и связей с общественностью: Учебное пособие / Г. А. Морозова, В. А. Зимин. – Самара: ООО «Научно-технический центр, 2020. – 160 с.
14. Мухамадеев, Р. Р. PR стратегии, применяемые НПО на современном этапе / Р. Р. Мухамадеев // E-Scio. – 2020. – № 7(46). – С. 473-481.
15. Омельчук, И. С. Эффективная PR-кампания: особенности формирования бренда / И. С. Омельчук // Коммуникология: электронный научный журнал. – 2020. – Т. 5. – № 1. – С. 8-15.
16. Паблик-рилейшенз: Толковый словарь. – 3-е изд.. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 198 с.
17. Пак, В. В. Современные тенденции развития PR в России / В. В. Пак, Ю. В. Петренко // Научный электронный журнал Меридиан. – 2020. – № 9(43). – С. 547-549.
18. Патюкова, Р. В. Традиционные и инновационные технологии в рекламе и PR / Р. В. Патюкова, И. О. Никулин. – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2020. – 210 с.
19. Синяева, И. М. Реклама и связи с общественностью: учебник для вузов / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, Д. А. Жильцов. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 552 с.
20. Сурикова, М. С. Планирование РR-кампании / М. С. Сурикова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXIII Международной научно-практической конференции: в 3 ч., Пенза, 15 мая 2019 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. – С. 15-18.
21. Ткалич, М. А. Проблематика понятийно-категориального аппарата рекламной деятельности и связей с общественностью / М. А. Ткалич // Русский космизм: история и современность: Сборник трудов по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции, Королёв, 18 декабря 2019 года / Технологический университет им. А.А. Леонова. – Королёв: Издательские решения, 2020. – С. 204-209.
22. Фадеева, Е. Н. Связи с общественностью: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Фадеева, А. В. Сафронов, М. А. Красильникова. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 263 с.
23. Чумиков, А. Н. Государственный PR: связи с общественностью для государственных организаций и проектов: учебник / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 343 с.
24. Чумиков, А. Н. Связи с общественностью. Практикум: учебное пособие для вузов / А. Н. Чумиков. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 173 с.
25. Шарков, Ф. И. Интегрированные коммуникации: реклама, паблик рилейшнз, брендинг / Ф. И. Шарков. – 2-е издание, стереотипное. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020. – 322 с.
26. Шиянова, А. А. Современные PR-технологии в стартапе. Как заявить о себе? / А. А. Шиянова, А. Г. Голова // Образование и наука в России и за рубежом. – 2020. – № 5(69). – С. 83-86.
27. Яндарбаева, Л. А. Специфика PR-деятельности НКО в сети интернет / Л. А. Яндарбаева, Р. С. Э. Юшаева, Х. М. Дикаева // ФГУ Science. – 2020. – № 4(20). – С. 218-225.
28. PR и деловые коммуникации в антикризисном управлении: Учебник / Н. А. Ершова, Т. Н. Косарева, И. В. Сурма, Р. Н. Шангараев. – М.: Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2019. – 190 с.