Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность предприятий в условиях рыночной экономики должна приносить прибыль.
Прибыль представляет собой финансовый показатель, который характеризует деятельность предприятия комплексно. Чем больше величина прибыли, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние.
Поэтому анализ прибыли, определение факторов, которые оказывают на неё влияние, имеет существенное значение для предприятий любой сферы бизнеса.
Несмотря на то, что в современной отечественной экономической литературе можно встретить много работ, исследующих ту или иную сторону финансовой деятельности предприятия, работ, связанных с использованием статистических методов для анализа финансовых показателей предприятия недостаточно.
Это предопределяет необходимость разработки и внедрения метода корреляционно-регрессионного анализа финансовых показателей деятельности предприятия в современных условиях.
В связи с вышесказанным тема курсовой работы является актуальной.
Целью данной работы является исследование теоретических и практических вопросов, связанных с финансовыми показателями деятельности предприятия.
В рамках поставленной цели ставились задачи:
- изучить финансовые показатели предприятия;
- рассмотреть метод корреляционно-регрессионного анализа;
- дать краткую характеристику ПАО ГМК «Норильский никель»»;
- выявить зависимость между чистой прибылью и выручкой от производства и реализации продукции;
Объект исследования – ПАО ГМК «Норильский никель».
Предмет – исследование зависимости между финансовыми показателями деятельности предприятия.
Теоретической, методической, информационной основой для написания курсовой работы послужили труды отечественных ученых, данные периодической печати, источники Интернет.
В качестве методов применялись статистические методы: наблюдения, группировки, исчисления абсолютных и относительных показателей, корреляционно-регрессионного анализа, наглядного отображения информации.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы, приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы.
В первой главе «Теоретические основы корреляционно-регрессионного анализа финансовых показателей предприятия» определены финансовые показатели, характеризующие деятельность предприятия, изучен корреляционно-регрессионный подход, как метод анализа финансовых показателей.
Во второй главе «Статистическое исследование финансовых показателей на примере ПАО ГМК «Норильский никель»» дана краткая характеристика предприятия, приведены источники информации, проанализированы уровень, динамика, выручки и прибыли предприятия, с целью выявления и измерения связи между финансовыми показателями проведен корреляционно-регрессионный анализ.
В заключении приведены выводы, содержащиеся во всех разделах работы.
Список литературы насчитывает 13 наименования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НИХ
Показатель представляет собой обобщенную характеристику признака, выраженную числом.
В статистике различают абсолютные, относительные и средние показатели.
«Финансы организаций – это экономические, денежные отношения, связанные с созданием, распределением и использованием денежных фондов и накоплений» [5, с. 16]
В широком смысле слова все показатели, характеризующие деятельность предприятия и выраженные в денежной форме, можно отнести к финансовым показателям.
В узком смысле слова под финансовыми показателями понимают показатели, характеризующие финансовый результат деятельности предприятия.
Коллектив авторов считает, что для анализа, оценки и управления деятельностью организации существует система финансовых показателей, в том числе:
- показатели имущественного положения организации (структуры капитала и источников его формирования);
- показатели финансовой устойчивости;
- показатели ликвидности и платежеспособности;
- показатели рентабельности и деловой активности. [5, с. 23-24]
Абсолютные финансовые показатели деятельности предприятий отражены в финансовой (бухгалтерской) отчетности, а именно в «бухгалтерском балансе» и «отчете о финансовых результатах».
Абсолютные финансовые показатели деятельности предприятия характеризуют уровень развития, к таким показателям можно отнести:
- стоимость активов и капитала организации;
- выручку от реализации продукции;
- себестоимость производства продукции;
- различные показатели прибыли (валовая прибыль, прибыль от реализации, прибыль до налогообложения, чистая прибыль).
Относительные финансовые показатели деятельности предприятия характеризуют эффективность деятельности предприятия, получаются математическим методом деления, к таким показателям можно отнести:
- показатели ликвидности, платежеспособности;
- показатели, характеризующие структуру капитала;
- показатели рентабельности и др.
Относительные финансовые показатели могут быть выражены в коэффициентах и процентах.
Все процессы хозяйственной деятельности предприятия находятся во взаимосвязи, взаимозависимости. Величина прибыли предприятия зависит от действия факторов: объема и структуры продаж, цены и себестоимости продукции. [7, с. 28-29]
Таким образом, по разделу можно сделать вывод.
Финансовые показатели деятельности предприятия, представляют собой систему абсолютных, относительных и средних показателей. Они характеризуют уровень развития, эффективность финансовой деятельности предприятия, к таким показателям относят выручку, себестоимость, различные виды прибыли и рентабельности.
1.2 ПОНЯТИЕ КОРРЕЯЦИИ И РЕГРЕССИИ
Важнейшей задачей статистики является выявление и измерение взаимосвязей между финансовыми показателями деятельности предприятия. Эта задача может быть решена с помощью:
1 регрессионного анализа, который позволяет определить наличие или отсутствие связи, а также определить направление связи между финансовыми показателями;
2 корреляционного анализа, который позволяет количественно определить насколько связь между финансовыми показателями тесная.
Применение корреляционно-регрессионного анализа финансовых показателей деятельности предприятия начинается с определения взаимосвязанных признаков:
- признак фактор - это признак, действие которого приводит к изменению другого признака, в статистике он обозначается (х);
- признак результат – это признак, который изменяется в результате действия признака фактора, в статистике он обозначается (у).
Взаимосвязь между признаками проявляется в том, что с возрастанием или убыванием значения факторного признака (х) систематически возрастает или убывает значение признака результативного (у).
Зависимость или связь может быть:
- функциональная - проявляется в том, что определенному значению факторного признака соответствует только одно значение результативного признака;
- статистическая (стохастическая) - проявляется в общем, среднем, при большом числе наблюдений (т.е. не в каждом отдельном случае).
Корреляционная связь представляет собой частный случай статистической связи, она характеризуется изменением среднего показателя в результате изменения факторного признака. С помощью регрессионного анализа определяют наличие, направление и характер связи.
Регрессионный анализ можно проводить следующими методами:
- параллельных рядов –два или несколько рядов факторного и результативного признаков располагают в порядке уменьшения или увеличения значений, что позволяет установить наличие связи, получить представление о её характере;
- аналитических группировок, группировка строится по факторному признаку;
- графическим – в системе координат строят поле корреляции, т.е. на оси абсцисс (х) откладывают значения факторного признака, на оси ординат значения результативного признака (у);
-дисперсионным (общая, средняя из внутригрупповых, межгрупповая дисперсии);
правило сложения дисперсий
= + (1)
Внутригрупповую вариацию обобщает средняя из внутригрупповых дисперсий, она характеризует остаточную вариацию, обусловленную действиями других признаков, кроме группировочного.
Связи между явлениями и признаками классифицируют:
- по направлению - прямые и обратные;
- по аналитическому выражению - прямолинейные (или просто линейные) и нелинейные.
- по степени тесноты выделяют:
- отсутствие связи;
- слабую связь;
- умеренную;
- сильную.
Таблица 1 - Количественные критерии оценки тесноты связи
Величина показателя связи Характер связи
До ±0,3 Практически отсутствует
±0,3 - ±0,5 слабая
±0,5 - ±0,7 Умеренная
±0,7 - ±1,0 сильная
- по количеству факторов - двухфакторные и многофакторные.
Таким образом, по разделу можно сделать вывод.
Исследование объективно существующих взаимосвязей в финансовых показателях деятельности предприятий, является важной задачей статистики. В процессе статистического исследования выявляются причинно-следственные отношения между финансовыми показателями, что позволяет выявлять факторы, оказывающие на них существенное и несущественное влияние.
Корреляционный анализ сводится к измерению силы связи между варьирующими признаками, а регрессионный анализ позволяет оценить форму связи.
Результат корреляционно-регрессионного анализа может быть положен в основу прогнозирования.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверина О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник /О.И. Аверина, Н.Г. Москалева, Л.А. Челмакина [и др.]. – 2-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2016. – 430 с
2. Васильева Л.С. Анализ финансовой отчетности: учебник /Л.С. Васильева, М.В. Петровская. – Москва: КНОРУС, 2019. – 274 с.
3. Герасимова Е.Б. Анализ деятельности экономических субъектов: учебник /Е.Б. Герасимова. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 318 с.
4. Кобелева И.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций: учеб. пособие /И.В. Кобелева, Н.С. Ивашина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 292 с.
5. Конищева М.А. Финансы организаций: учеб. пособие /М.А. Конищева, О.И. Курган, Ю.И. Черкасова. – М.: ИНФРА-М; Красноярск: Сиб. Федер. ун-т, 2018. – 382 с.
6. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для бакалавров /Л.В. Прыкина. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и », 2020. – 252 с
7. Савицкая Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник /Г.В. Савицкая. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 608 с.
8. Статистика: учебник /В.В. Глинский, В.Г. Ионин, Л.К. Серга [и др.]; под ред. В.Г. Ионина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 355 с.
9. Финансы коммерческих организаций: учебник /коллектив авторов; под ред. К.Н. Мингалиева. – Москва: КНОРУС, 2018. – 280 с.
10. Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие /Р.А.Шмойлова, В.Г. Минашкин, Н.А. Садовникова; под ред. Р.А. Шмойловой. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 416 с.
11. Экономический анализ: учебник /А.Е. Суглобов, Б.Т. Жарылгасова, О.Г. Карпович [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Е. Суглобова. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2018. – 439 с.
12. «Бухгалтерский / баланс за 2020, 2018, 2016, 2014, 2012 годы.» ПАО ГМК «Норильский никель» https://www.nornickel.ru/ _otchetnost.
13. «Отчет о финансовых результатах за 2020, 2018, 2016, 2014, 2012 годы.» ПАО ГМК «Норильский никель». /https://www.nornickel.ru/ _finansovaya_otchetnost_pao_gmk_nn_za_2020_god.pdf.