Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодня, как отмечают ученые, теория развития взрослой личности только оформляется, поскольку долгие годы центром исследований в психологии являлся ранний и поздний онтогенез. По мнению Б.Г. Ананьева, психология среднего возраста «представляет собой относительно новую сферу возрастной психологии» . Период взрослости представляет собой наиболее продолжительный период онтогенеза. Нижняя граница взрослости называется разными учеными как: 16 лет (Ю.Н. Кулюткин ), 18 лет (Е.И. Степанова ), 21 год (Б.Г. Ананьев ), 25 лет (М.В. Гамезо ). Но большая часть исследований психологии развития сходится на том, что начало взрослости относится к 18-20 лет. Верхней границей взрослости называют: 40 лет (Е.И. Степанова), 45 лет (М.В. Гамезо), 60 лет (Э.Ф. Зеер ), 65 лет (Б.Г. Ананьев), 70 лет (Ю.Н. Кулюткин).
В каждый период своей жизни перед личностью встают определенные вопросы, темы, проблемы. Как полагает А.А. Бодалев, в период взрослости меняется мотивационная сфера личности, усиливаются общечеловеческие ценности; возрастает умение человека планировать, реализовывать действия в соответствии с ценностями; появляется большая способность мобилизовывать себя на то, чтобы преодолевать трудности объективного характера. Взрослый уже может более объективно оценивать свои зоны развития, ставить реальные цели и реализовывать их .
Целью данной работы является рассмотрение роли профессиональной деятельности в развитии взрослого человека.
Задачи:
- описать нормы развития взрослого человека;
- рассмотреть проблему развития во взрослом возрасте; теорию самодетерминации Э. Диси и Р. Райана и вопрос удовлетворения жизненных целей взрослого;
- изучить реализованность жизненных целей взрослого и концепция личностного потенциала Д.А. Леонтьева ;
- проанализировать возрастные нормы взрослого человека на примере реализации карьеры;
- исследовать важность профессиональной деятельности в пожилом возрасте: изучение экспериментальных исследований.
Объект исследования – развитие взрослого человека. Предмет исследования – взаимосвязь развития взрослого человека и его профессионального развития.
1 Взрослость как феномен: особенности, нормы
1.1 Возрастные нормы развития взрослого человека
Возраст – биологический, психологический, социальный, культурный термин и пр.
Каждый жизненный период человека характеризуется потребностями ставить и достигать определенные цели в своем развитии. Это поступательный период развития, когда каждый последующий этап связан с предыдущим.
Дело в том, что каждый индивид воспринимает свой физический возраст по-своему. Например, биологический возраст – это что-то определенное. Психологический возраст часто расширяется в своих рамках и размывает физические границы возраста. На сегодняшний день все больше внимания уделяется именно качеству возраста. Фактор социума очень сильно влияет на возраст биологический, но полностью не определяют его .
Норма представляет собой статистическое понятие. Нормальным признается то, чего достаточно и что относится к середине распределения. То, что располагается «по краям» - указывает на сферу низких («субнормальных») или высоких («супернормальных») значений. Чтобы оценить качество, нужно соотнести показатель человека с другими и таким образом определить его место на кривой распределения нормы. Естественно, что приставки «суб» и «супер» не дают оценки качества с точки зрения этики и прагматики – например, если человек имеет «супернормальный» показатель агрессивности, то это не является положительным моментом для него самого и окружающих.
Нормы не являются абсолютными величинами и развиваются для данной группы (возраста, социума и пр). Например, на протяжении многих лет показатель маскулинности по опроснику MMPI является устойчиво повышенным. Но это говорит не о том, что девушки демонстрируют мужское поведение. Это говорит о том, что необходимо пересматривать устаревшие нормы.
Принимая во внимание социальные, психологические и биологические факторы, исследователи определяют границы взрослости по-разному. Например, Э. Эриксон выделяет раннюю взрослость (20-45 лет), среднюю взрослость (40-60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).
По мнению американского психолога Джона Бромлея (1929-2000), взрослость состоит из четырех стадий: ранней (20-25 лет), средней (25-40 лет), поздней взрослости (40 55 лет) и предпенсионного возраста (55-65 лет). После нее наступает старение, в котором выделяют стадии «удаления от дел», или «отставки» (65-70 лет), старости (70 лет и более) и дряхлости, «болезненной старости и смерти».
По периодизации Бориса Ананьева (1907- 1972), средний возраст (зрелость) состоит из двух фаз (от 21-22 до 35 лет и от 36 до 55- 60 лет), затем наступает преклонный возраст (от 55-60 до 75 лет), далее - старость (75 90 лет) и возраст долгожителей .
В целом, взрослость – самый продолжительный период человеческой жизни, состоящих из таких стадий:
1) ранняя взрослость (от 20 до 40 лет);
2) зрелая взрослость (от 40 до 60 лет).
Но и эта периодизация является условной. Говорить о том, что определенный человек располагается на определенном уровне взрослости, сложно, так как на это влияет его жизненный путь, поведение, представление о себе и о возрасте.
Чаще используется термин «возрастное время», как внутренний график жизни.
1.2 Проблема развития во взрослом возрасте. Теория самодетерминации Э. Диси и Р. Райана и вопрос удовлетворения жизненных целей взрослого
Развитие личности является безграничным процессом, происходящим в течение всей жизни человека. Психическое развитие является основным способом существования личности, в том числе и взрослого человека. У взрослых возрастных группах он происходит своеобразного сочетания со стабильностью .
Если в познавательной сфере человека на момент перехода к взрослой жизни основные структуры уже сформированы, то в структуре его личности наступает период глубоких перемен .
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Абрамова Г.С., Возрастная психология. [Текст]: Уч. пособие для студентов вузов. / -4-е изд / Г.С. Абрамова. Академ. проект. - М. 2019.
2) Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых // Психология развития / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. - СПб.: Питер, 2001.
3) Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] : избранные труды / А. А. Бодалев. - Москва : Педагогика, 1983.
4) Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; Под ред. М. В. Гамезо. - М. : Пед. о-во России, 2003 (РГУП Чебоксар. тип. ј 1). - 508, [3] с.
5) Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002.
6) Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. — М.: Юрайт, 2019. — 395 с.
7) Калашников В. Г., Сознание как основа развития личности: контекстный подход к уровням развития сознания // Развитие личности. — 2018. — № 1. — С. 45-70.
8) Клементьева М. В., "Подлинное Я" как предиктор формирующейся взрослости студентов // Психологическая наука и образование. — 2020. — Т. 25, № 3. — С. 64-74
9) Кузнецова О. В., Взаимосвязь механизмов психологической защиты и временной перспективы в период средней взрослости // Психологическая наука и образование. — 2018. — Т. 10, № 1. — С. 20-31
10) Кулюткин Ю. Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. - Москва : Просвещение, 1985. - 126, [2] с
11) Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 2 / Под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М.: Смысл, 2006.
12) Магнитов С. Н. Дело как личная карьера: система принципов-постулатов. — М.: Белые альвы, 2016.
13) Руденко А. М. Управленческая психология. — Ростов н/Д.: Феникс, 2019.
14) Сайко Э. В., Развитие и саморазвитие человека в пространстве-времени его взросления // Мир психологии. — 2019. — № 4. — С. 3-10.
15) Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Селезнёва. - М., 2019.
16) Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология [Текст] / Е. И. Степанова ; отв. ред. А. А. Крылов. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. - 286, [1] с.
17) Фирсова Н. Г. Особенности самооценки людей пожилого возраста после выхода на пенсию// Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 2012// https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samootsenki-lyudey-pozhilogo-vozrasta-posle-vyhoda-na-pensiyu (дата обращения 13.05.2022)
18) Халифаева О. А., Взаимосвязь креативности и когнитивных стилей в период ранней взрослости // Сибирский психологический журнал. — 2018. — № 69. — С. 172-190.
19) Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - М. : Наука, 2000. - 350, [1] с.,
20) Шапиро С. А. Как построить идеальную карьеру. — М.: АСТ: Олимп, 2018.