Фрагмент для ознакомления
2
Слово «право» обладает большим количеством значений, имеет разностороннее содержание.
Во-первых, его используют в общей социальном смысле (право морали и право народов), в рамках которого речь ведется о культурных, нравственных, политических и иных возможностях в поведении субъектов. Например, поступать по совести, моральное право руководить коллективом, менять собственный внешний вид из-за моды, право члена определенной общественной организации [14, c. 122].
Во-вторых, с помощью этого термина определяется конкретная правовая возможность субъекта. В таком случае право называется субъективным, принадлежащим личности и прямо зависящим от его воли и желания. Например, право на судебную защиту, право на образование, на труд и др. [18, c. 223].
В-третьих, под правом понимается юридический инструмент, связанный с государством и включающий в себя целую систему норм, институтов и отраслей. Это называется объективным правом, куда непосредственно относится конституцию, законы, нормативные договоры, юридические обычаи [4, c. 11].
Таким образом, можно говорить о том, что «право» включает в себя столько же значений, сколько его правовая природа и содержание. Перед правом был обычай, формируемый обществом и принимающий во внимание религиозные, моральные и другие взгляды его участников. Близко к нему находится естественное право, проистекающее из сущности природы человека, общих нравственных принципов.
Именно вследствие его естественной природы, он получил обширное распространение по всей земле, без ограничений во времени и по территории. Данное право признается неизменным и вечным, равно как неизменны и разум человека, и его природа.
Это вечные принципы прав и свобод человека: свобода, семья, равенство, собственность, безопасность и др. Именно о соблюдении этих норм заботится каждая политическая организация, в том числе и государство.
Совершенно точным считается понятие права из наименований юридических исторических документов, например, в памятниках древнего русского права – «Русская Правда» и «Правда Ярослава», - в этих названиях установлено стремление к честному суду, справедливости, правде. На Востоке многие служители правосудия назывались мудрецами, что предусматривалось не только обычаями, но и житейской мудростью.
Право в одно и то же время является культурным событием. Можно предположить, что его миссия в этом качестве состоит в том, что его главная цель – нормативная фиксация духовных ценностей и достижений, накопленных в процессе истории человечеством: права человека, мораль, милосердие, демократия, справедливость, житейский опыт – быть нормативным и стабилизирующим механизмом.
Право является понятием, которое находится над временем и над государством. Можно вести речь о праве в рабовладельческом строе, о французском праве периода Наполеона, о праве в период фашистской Германии. Необходимо принимать во внимание основные в ту или иную эпоху представления о морали, справедливости, добре и зле, корректно оценивая их с позиции права.
Совместно с эволюцией человеческой цивилизации происходит развитие и эволюция права [12, c.93-94].
Юридическое право – это обычай, санкционированный и официально признанный государством, закрепленный в нормах закона.
Обычаи формируются вследствие общественного развития человечества и человеческих отношений, юридическое право образуется при помощи государства, или иными общественными организациями и под контролем государства. Например, на Востоке Коран считается не только религиозной книгой, но и признается правовым источником.
На современном этапе развития в правовой литературе РФ, включая учебники по теории государства и права, при освещении вопроса о понятии и роли права зачастую говорится о том, что право и закон не равны. Между тем, под законом понимаются нормы, регламентированные государством, т.е. то же позитивное право. Неравенство права и закона в большей мере можно объяснить тем, что законы, предусмотренные государством, могут не отражать сущности права. В том случае, если закон определяет произвол или не основывается на естественном праве, он не может быть правовым законом, т.е. не считается правовым. Правом могут быть признаны исключительно правовые законы.
Данный подход к оценке позитивного права заслуживают одобрения в связи с тем, что истинное право всегда является естественным правом. Данное право проистекает из природы человеческого бытия, право, отражающее настоящую свободу человека [2, c. 18-19].
1.2.Признаки права
Право является общественным институтом, обладающим собственной правовой природой. Отличительная особенность права состоит в его признаках, которые находятся в вышеизложенном определении. Эти признаки заключаются в следующем:
- право обладает волевым характером, т.к. оно является проявлением сознания и воли человека, но не любой воли, а главным образом, государственно выраженной воли социальных классов, групп, элит, многих членов общества;
- общеобязательность, в чем состоит государственная независимость, предполагает, что выше официальной, публичной власти в обществе нет и быть не может, и что все принимаемые юридические нормы распространяются на всех субъектов;
- нормативность права заключается в том, что оно, главным образом, включает в себя нормы, т.е. общие правила поведения, регламентирующие значительный круг общественных отношений;
- связь с государством состоит в том, что право главным образом применяется и обеспечивается государственной властью. Государство для того и осуществляет собственную деятельность, чтобы гарантировать соблюдение исполнения норм права;
- формальная правовая определенность заключается в том, что нормы права обладают внешне регламентированной письменной формой, должны быть объективно выражены, вовне воплощены;
- системность права заключается в том, что оно представляет из себя не только систему норм права, а внутренне регламентированный, систематизированный механизм, где любой компонент обладает своим местом и играет большую роль, где юридические предписания связаны друг с другом, расположены конкретным иерархическим образом, группируются по отраслям и институтам [5, c. 10-12].
Сущность права является многогранным явлением. Ее не так-то просто установить, по этой причине чисто методически при изучении сущности права необходимо принимать во внимание две стороны – формальную и содержательную.
С формальной позиции по собственной правовой природе есть, главным образом, регулятор и стимулятор общественных отношений.
История и общественная практика отчетливо показывают, что право может быть применено в различных целях в качестве способа первоочередного удовлетворения потребностей тех или иных классовых, социальных, религиозных, национальных, расовых и других интересов [9, c.91-92].
Учитывая вышеизложенное, можно установить и подходы к сущности права. Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством норм права, отражающую возведенную в закон государственную волю. Здесь право подлежит применению в узких целях в качестве способа обеспечения главным образом интересов правящих слоев населения.
Наряду с этим основным можно выделить и иные подходы – религиозный, этнический, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых конкретные интересы будут занимать доминирующее положение в законодательстве, практике судов и правовых обычаях.
Иными словами, сущность права является многогранной. Она сведена не только к общим социальным и классовым началам. В связи с этим, в ней, учитывая исторические условия, на основную роль может претендовать и любое из вышеприведенных начал.
Раскрыть предназначение права в обществе, установить его сущность, предназначена категория «ценность права», под которой понимается способность права выступать в качестве способа для удовлетворения справедливых и прогрессивных интересов общества и каждой конкретной личности, в частности.
Сущность права заключается в том, что оно является способом:
- регламентирования общественных отношений;
- защиты действующего общественного строя;
- обновления общества, фактором его прогресса;
- установление меры свободы личности в обществе;
- установление нравственных начал в жизни общества, инструментов воспитания общества и создания цивилизованной правовой культуры [11, c. 93-94].
Подводя итог вышеизложенному, можно прийти к выводу, что право – это система исходящих от государства общеобязательных, формально определенных положений, отражающих идеи гуманизма, свободы, нравственности, справедливости, прав человека и предназначенных осуществлять регулирование поведения граждан и юридических лиц с целью стабильного функционирования и развития общества.
1.3.Право в системе социальных норм
Наиболее важным средством организации отношений в обществе признаются нормы социального характера: правовые нормы, моральные нормы, нормы общественных объединений, нормы обычаев, традиций и ритуалов. Данные нормы призваны обеспечить самое гармоничное и целесообразное функционирование общества согласно потребностям его развития.
Социальными нормами признаются правила, регламентирующие поведения людей и их деятельность.
Потребность в социальных нормах сформировалась на самых ранних этапах развития человеческого общества по причине необходимости регламентирования человеческого поведения с общими правилами. С помощью социальных норм достигается самое целесообразное и гармоничное взаимодействие людей, решаются задачи, которые под силу лишь обществу, а не конкретному человеку.