Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что среди современных публицистов и журналистов, которые создают контент для периодических изданий, есть те, которые активно пользуются различными стилистическими приемами и языковыми средствами, чтобы сделать свои публикации более экспрессивными и доступными для любого сегмента читательской аудитории.
Для этого используются различные формы и способы подачи информации, в частности, вводные синтаксические конструкции, которые делают публицистический текст граничащим с разговорным или художественным.
Цель исследования – провести анализ вводных конструкций в журнале «Телесемь».
Объект исследования – вводные конструкции.
Предмет исследования – специфика вводных конструкций в журнале «Телесемь».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать сущность и проблему дифференциации вводных конструкций.
2. Привести классификацию вводных конструкций
3. Определить специфику использования вводных конструкций в публицистических текстах.
4. Дать общую характеристику журнала «Телесемь».
5. Провести практическое исследование вводных конструкций в текстах журнала «Телесемь».
Эмпирическая база исследования: выпуски журнала «Телесемь» за 2020–2022 годы, 100 примеров из текстов.
Методы исследования: анализ научной литературы и публицистических текстов, описательный, сравнительный, классификация, обобщение, моделирование, хронологический, контент-анализ.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ, ФУНКЦИЙ И РАЗНОВИДНОСТЕЙ ВВОДНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ
1.1. Сущность и проблема дифференциации вводных конструкций
Вводные конструкции – это слова, сочетания слов и даже целые предложения, которые осложняют простое предложение, не являясь при этом его членом. Они необходимы для того, чтобы помочь говорящему выразить свое отношение к чему-либо или кому-либо. Таким образом, у таких конструкций есть разные значения.
Вводные конструкции могут быть выражены разными частями речи (от существительных до деепричастий) в разных формах и даже целыми предложениями .
Их часто несложно перепутать с теми словами и конструкциями, которые входят в предложение. Чтобы этого не произошло, важно помнить, что к члену предложения можно поставить вопрос, а вводную конструкцию можно свободно из предложения изъять.
Вводные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, выражающие отношение говорящего к высказываемой мысли. Вводные конструкции не являются членами предложения и грамматически не связаны с предложением, в котором находятся .
Вводные слова автор текста или говорящий задействует, чтобы :
1. Подчеркнуть значимость, усилить свою точку зрения, провести сравнение, выразить собственное отношение, сомнение, неуверенность, дать оценку: а знаете, наверное, как всегда, и лучше того, надо полагать, как ни странно.
2. Разбавить суховатый текст, оживить: вестимо, вообразите себе, как исключение, к прискорбию, на первый взгляд, откровенно говоря, по всей вероятности.
3. Часто по привычке, строя предложения машинально, автор не особо задумывается, к какой части речи относится каждое написанное слово. Его цель – правильно увязать их между собой. Здесь могут использоваться любые вводные слова и конструкции
4. Намеренно, с целью увеличить число символов в публицистическом тексте. Часто такие вводные конструкции только «засоряют» текст и является совершенно не обязательными: Может быть, на работу понадобится 5 часов, может быть, и меньше, а возможно, уйдет целый день.
Последний пункт чреват неприятными последствиями: повышается водность текста, приходится его корректировать .
Помимо отдельных вводных слов в русском языке распространены вводные предложения и вводные конструкции. Они также не связаны с предложением грамматически, лишь вносят дополнительные смысловые оттенки, придавая речи яркость и насыщенность .
Основные функции использования вводных конструкций заключаются в следующем :
– они подчеркивают порядок следования выражаемых мыслей;
– вводные конструкции помогают достоверно оценить информацию;
– с их помощью ссылаются на обстоятельства, источник.
Выделяют следующие особенности вводных конструкций :
– вводные конструкции, предложения, слова практически ни на что не влияют, безболезненно удаляются из предложения;
– вводные слова и предложения всегда интонационно выделены: они произносятся, как правило, с понижением тона и отделяются от членов предложения паузами;
– вводные конструкции следует отличать от омонимичных членов предложения (как правило, вводные слова можно опустить, сохранив смысл и структуру предложения);
– от вводных слов надо отличать похожие на них наречия и частицы, которые запятыми не выделяются;
– вводными не являются конструкции, в которые входят слова по замыслу, по совету, по указанию, по решению, по распоряжению и др.
– вводные конструкции выделяются запятыми; когда же они распространены, то выделяются тире или скобками;
– между сочинительным союзом и вводным словом ставится запятая, если вводное слово можно опустить без нарушения структуры предложения;
– если пропуск вводного слова после союза невозможен, запятая между ними не ставится .
Проблема вводных конструкций состоит в том, что употребление данных вводных слов и словосочетаний теряют свою смысловую функцию. Чаще всего мы используем данные слова для усиления экспрессивности, красочности, яркости.
В современной речи некоторые вводные конструкции получили название «слова-паразиты» такие как: конечно, может быть, короче говоря, вообще, значит так и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антенна-Телесемь. Журнал. – 2022. – URL: http://www.antenna-telesem.ru/ (дата обращения: 19.05.2022).
2. Барыбина, Л.М., Диких, А.В., Шелгунова, В.С. Основные разновидности вводных слов и конструкций в художественных и публицистических текстах: языковедческий анализ / Л.М. Барыбина, А.В. Диких, В.С. Шелгунова // Материалы международной научно-практической конференции «Русский язык: вчера, сегодня, завтра». – Ярославль: Ярославский педагогический университет, 2022. – С. 55–67.
3. Бурковская, Я.В., Огорельцев, И.С., Савинова, Т.М. Основные виды и функции вводных конструкций при построении художественного текста / Я.В. Бурковская, И.С. Огорельцев, Т.М. Савинова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного языкознания». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2022. – С. 45–60.
4. Велигодская, С.М., Чайманова, И.В. Вводные конструкции как выражение субъективной модальности: структура, семантика функции / С.М. Велигодская, И.В. Чайманова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы современной гуманитарной науки». – Казань: Казанский государственный университет, 2020. – С. 106–117.
5. Гордеева, М.А., Федорова, С.В., Шагина, А.А. Проблемы современного языкознания. Монография / М.А. Гордеева, С.В. Федорова, А.А. Шагина. – Тамбов: Красные Зори, 2021. – 380 с.
6. Демидова, А.М., Хвостовская, И.С., Смирнова, Е.Н. Структурные и семантические особенности вводных конструкций в публицистических текстах / А.М. Демидова, М.С. Хвостовская, Е.Н. Смирнова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения русского языка». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2021. – С. 42–59.
7. Жигалева, О.А., Фоменко, Т.В., Плаксина, И.И. Вводные слова и конструкции в русском языке: принципы использования и синтаксические особенности / О.А. Жигалева, Т.В. Фоменко, И.И. Плаксина // Сборник статей Оренбургского государственного университета. Вып. 4. Языкознание. – Оренбург: Издательство Оренбургского государственного университета, 2019. – С. 60–71.
8. Заврагина, С.А., Кузнецов, П.В., Чайникова, Г.В. Дифференциация вводных конструкций при анализе художественного произведения: структурно-семантический аспект / С.А. Заврагина, П.В. Кузнецов, Г.В. Чайникова // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2018. – № 12. – С. 36–50.
9. Кукловская, И.Ю., Татунина, Г.В., Марченко, Е.Н. Классификация и семантический анализ вводных конструкций в русском языке / И.Ю. Кукловская, Г.В. Татунина, Е.Н. Марченко // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы современного языкознания». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2022. – С. 90–97.
10. Левченкова, А.В., Сыромятина, М.А. Вводные конструкции в публицистическом тексте: виды и функции / А.В. Левченкова, М.А. Сыромятина // Вопросы языкознания. – 2020. – № 12. – С. 30–40.
11. Николаенко, М.И., Голованова, С.А., Кутейникова, И.С. Стилистические функции и классификация вводных слов и конструкций в русском языке: на материале художественных текстов / М.И. Николаенко, С.А. Голованова, И.С. Кутейникова // Сборник статей Волжского государственного университета. Вып. 1. Лингвистика. – Волгоград: Издательство Волжского государственного университета, 2022. – С. 150–160.
12. Полякова, Ю.Г. Структура и особенности функционирования вставок в языке газеты: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.филолог.н. / Ю.Г. Полякова. – Магнитогорск: Челябинский государственный университет, 2001. – 160 с.
13. Рыбникова, А.Н., Коршунова, Е.К., Усманова, Г.С. Традиционные и новаторские подходы к изучению стилистических особенностей публицистических текстов в современных медиа / А.Н. Рыбникова, Е.К. Коршунова, Г.С. Усманова // Вестник Самарского государственного университета. – 2021. – № 3. – С. 98–108.
14. Суворовская, И.М., Шангина, А.П., Федоренко, Т.В. Принципы дифференциации вводных конструкций в современных медиатекстах / И.М. Суворовская, А.П. Шангина, Т.В. Федоренко // Вестник Мурманского государственного педагогического института. – 2022. – № 4. – С. 68–80.
15. Сяоюй, Ч. Вводные и вставные компоненты как средство выражения авторской рефлексии (на материале публицистике Ю.М. Лотмана) / Ч. Сяоюй // Киберленинка. Научный портал. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vvodnye-i-vstavnye-komponenty-kak-sredstvo-vyrazheniya-avtorskoy-refleksii-na-materiale-publitsistiki-yu-m-lotmana/viewer (дата обращения: 19.05.2022).
16. Телесемь. Журнал. – 2022. – URL: http://www.telesem.ru/ (дата обращения: 15.05.2022).
17. Уварова, И.М. Лингвистика / И.М. Уварова. – Тюмень: Научное издательство, 2018. – 658 с.
18. Филимонова, Е.В., Картузина, В.А., Щеглова, А.А. Вводные слова и конструкции как стилистический прием при создании художественных и публицистических текстов / Е.В. Филимонова, В.А. Картузина, А.А. Щеглова // Сборник статей Кемеровского государственного университета. Вып. 4. Стилистика и языкознание. – Кемерово: Издательство Кемеровского государственного университета, 2021. – С. 72–84.
19. Черепанова, Ю.С., Хабаров, И.С. Принципы использования вводных слов и конструкций в тексты различной стилистической направленности: методологический анализ / Ю.С. Черепанова, И.С. Хабаров // Вестник Томского государственного университета. – 2021. – № 8. – С. 80–87.
20. Юнникова, Г.А. Введение в языкознание / Г.А. Юнникова. – Челябинск: Сфера, 2019. – 390 с.