Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Современный бренд-менеджмент за последние десятилетия получил достаточно большое развитие, причем это касается не только процесса создания брендов, но и управления ими. Сегодня компании – брендообладатели могут воспользоваться сами различными методиками для генерации брендов, а также их позиционирования и развития. Благодаря этому мы наблюдаем как формируются и набирают силу международные и национальные бренды, охватывают новые целевые аудитории и территории. Все это происходит благодаря эффективному управлению.
Однако, зачастую управленческое воздействие на бренд и траекторию его развития направлено только на краткосрочную перспективу, что не всегда правильно, так как именно стратегическое видение позиций бренда позволяет сформировать программу, обеспечивающую его устойчивость и конкурентоспособность на долгие годы.
B2B сектор имеет некоторые особенности продвижения бренда и формирования бренд-стратегии. Преимущественно это связано с особенностями данной категории клиентов, их требованиям и ожиданиям относительно позиций бренда и каналов коммуникаций.
В связи с этим необходима теоретико-методологическая основа и инструментарий для стратегического управления бренд-стратегией, что обосновывает актуальность заявленной темы.
Объект исследования - бренд-менеджмент.
Предмет исследования – организационные отношения по стратегическому управлению брендом.
Цель исследования – провести анализ особенностей бренд-стратегии на рынке B2B.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
1. Проанализировать корпус научно-методической литературы по тематике исследования
2. Выявить особенности стратегического управления брендом в B2B сегменте.
3. Провести анализ действующей бренд-стратегии компании.
5. Разработать рекомендации по совершенствованию бренд-стратегии компании.
Методы исследования включают следующие: анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация; наблюдение, описание, сравнение, SWOT-анализ.
Практическая значимость работы заключается в возможности применить результаты проведенного анализа в совершенствовании действующей бренд-стратегии компании.
Структура курсовой работы. Работа состоит из трех глав, включает трех рисунков. Во введении обосновывается актуальность темы, заявляется объект и предмет исследования, ставится цель работы, приводятся задачи, необходимые для достижения поставленной цели, поясняется практическая значимость работы. В первой главе анализируются теоретические основы стратегического управления брендом в секторе B2B. Вторая глава раскрывает практические основы стратегического управления брендом в конкретной компании. В заключении приводятся основные результаты работы и намечаются перспективы дальнейших возможных исследований по данной тематике. Список литературы содержит 20 пунктов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БРЕНД-СТРАТЕГИИ ДЛЯ КОМПАНИЙ B2B СЕКТОРА
1.1. Стратегическое управление брендом
Крылатое выражение Стефана Кинга «Товар – это то, что продают, бренд – это то, что покупают» [9, С.73] как нельзя точно отражает сущность бренда. А самое главное: оно нашло свое подтверждение в практике брендинга многих компаний и стало основой маркетинговой деятельности по продвижению многих товаров и услуг.
Существует огромное количество товаров, которые не являются брендами и не обладают их силой влияния на потребителя. Безусловно, они должны быть и играют большую роль в товародвижении и насыщении потребительского рынка. Однако, все равно, компании тяготеют к созданию брендов, так как это дает им основное преимущество – бренд – это то, что ищет потребитель и готов платить за него больше, чем за обычный товар [9, С.73].
Если говорить о товаре – не бренде, то у него присутствует только функциональная и качественная ценность, он не обладает эмоциональной выраженностью и преимуществами, которые есть у бренда. Статус дженерика намного ниже, потребитель не выделяет его в конкурентной среде и готов отдать предпочтение товару с более выраженным брендовым окрасом, имеющим более высокий имидж и выраженность на рынке.
Подтверждение вышеуказанной фразы Стефана Кинга можно получить, наблюдая за поведением потребителя при выборе товара:
- первоначально потребитель осуществляет оценку функциональных характеристик товара и сопоставляет его со своими потребностями и желаниями, оценивая уровень необходимости покупки;
- далее происходит сравнение имеющегося опыта покупки и сопоставление характеристик конкурентных товаров, а также цен, чтобы определить является ли эта покупка выгодной, не приведет ли она к необоснованным затратам;
- в данный момент потребитель начинает вспоминать рекомендации знакомых и доверенных лиц (лидеров мнений), рекламных материалов об этом товаре, а чаще всего о бренде. Если эти рекомендации для него убедительные, то он приобретает данный товар.
Таким образом, на процесс принятия решения о покупке оказывает влияния бренд товара и степень его известности, а также положительный отклик о нем со стороны лидеров мнений и знакомых потребителя. Образ, формируемый рекомендациями, а также рекламой, оказывается решающим и стимулирует к совершению покупки. Именно поэтому производители делают все необходимое, чтобы создать такой бренд, который будет максимально ассоциативен и формировать в сознании покупателя высокую ценность и конкурентоспособность продукта. Для решения этой задачи используется огромное количество инструментов продвижения.
В процессе оценке бренда потребитель определяет для себя:
- удовлетворяет ли этот бренд его эмоциональные потребности, соответствует ли его эстетическим и художественным требования и ожиданиям,
- соответствует ли бренд его самоопределению в отношении социального положения, статуса, роли;
- позволяет ли он ощущать причастность к определенной субкультуре, социальной общности;
- будет ли поддержана эта покупка знакомыми и близкими, чье мнение авторитетно;
- соответствует ли товар заявленным параметрам качества, превышает ли он аналоги.
Чаще всего в результате сравнительного анализа выбирается брендированный товар, так как для покупателя он несет в себе определенные преимущества:
- внушает доверие,
- известен знакомым,
- имеет декларированные гарантии качества,
- его рекомендуют и используют в личном потреблении лидеры мнений или те, чьему мнению доверяет покупатель,
- продвижением товара занимается производитель, что характеризует его статусность,
- данный бренд повышает имидж покупателя.
Целью создания бренда является формирование у целевой аудитории, таких ощущений как:
- уверенность в принятии правильного решения,
- превосходство над теми, кто покупает аналогичные товары не данной торговой марки,
- уверенность в защищенности от подделки,
- эмоциональный подъем,
- радость от обладания товаром под любимым брендом [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьев, А. А. Брендинг: значимость и эволюция развития / А. А. Артемьев, И. А. Лепехин, В. Н. Зайковский // Проблемы управления социально-экономическими системами: теория и практика : материалы VIII Международной научно-практической конференции, Тверь, 23 мая 2020 года. – Тверь: Тверской государственный университет, 2020. – С. 60-65.
2. Афоничкин А.И., Афоничкина Е.А. Корпоративный бренд как фактор интеграционной синергии // Вестник ВУиТ. 2015. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnyy-brend-kak-faktor-integratsionnoy-sinergii (дата обращения: 23.01.2019).
3. Веденецкая, И. А. Эволюция брендинга в России / И. А. Веденецкая, Д. С. Головнев, Е. А. Давыденко // Бренд-менеджмент. – 2019. – № 2. – С. 90-96.
4. Дмитриева, Л. М. Бренд в современной культуре: монография / Л.М. Дмитриева. — Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2021. — 200 с.
5. Каленская, Н. В. Брендинг: учебное пособие / Н.В. Каленская, Н.Г. Антонченко. – Казань: «Абзац», 2019. – 125 c.
6. Карпова И.С. Брендинг как управление брендом // Символ науки. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/brending-kak-upravlenie-brendom (дата обращения: 12.04.2022).
7. Колобанов, Н. Н. Продвижение бренда в digital-сфере / Н. Н. Колобанов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 252-254.
8. Кохно, П. А. Бренд-менеджмент / П. А. Кохно, А. П. Кохно, А. А. Артемьев. – Тверь: Тверской государственный университет, 2020. – 257 с.
9. Кузьмина, О. Г. Бренд-менеджмент: учебное пособие / О. Г. Кузьмина. – Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2019. – 176 с.
10. Лящук Ю.О., Платонова О.В. Сравнительный анализ стратегий управления брендом // Вестник ВГУИТ. 2021. №1 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-strategiy-upravleniya-brendom (дата обращения: 12.04.2022).
11. Музыкант, В. Л. Брендинг. Управление брендом: учебное пособие / В.Л. Музыкант. – Москва: РИОР : ИНФРА-М, 2021. – 316 с.
12. Николаева, Г. Н. Технология создания и управления брендом организации: Учебно-методическое пособие / Г. Н. Николаева. – Москва: Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, 2019. – 75 с.
13. Он-лайн опросы https://docs.google.com/forms/d/14DYV-KgMx4nuhkS3WIkszHwciLxxdFrVWzZx92XuZGE/edit#
14. Степанов Д.А. Стратегическое планирование и управление развитием промышленных предприятий: российская и зарубежная методическая парадигма // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 12. – С. 3093-3108
15. Пряхин Н. Г. Брендинг в современном мире (социально-философский анализ) / Н. Г. Пряхин // Международный научно-исследовательский журнал. — 2018. — № 11 (65) Часть 1. — С. 72—74.
16. Трубникова, Н. В. Цифровой брендинг: глобальные императивы среды / Н. В. Трубникова // Брендинг как коммуникативная технология XXI века : Материалы V Международной научно-практической конференции, Париж, 18–21 марта 2019 года / под ред. А.Д. Кривоносова. – Париж: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. – С. 102-106.
17. Ghobehei M., Sadeghvaziri F., Ebrahimi E., Bakeshloo K.A. Theeffectsofperceivedbrandorientationandperceivedservicequalityinthehighereducationsector // EurasianBusinessReview. 2019. V. 9. №. 3. P. 347-365
18. Leslie de Chernatony, Susan Cottam (née Drury) «Internal brand factors driving successful financial services brands» // European Journal of Marketing, 2016, Vol. 40 Issue: 5/6, pp.611-633, https://doi.org/10.1108/03090560610657868