Фрагмент для ознакомления
2
В качестве основного действия, которое должны осуществлять испытуемые, выбрана ходьба по кругу (вокруг спортивного зала). На пяти участках зала развешиваются специальные ленточки. Первый раз испытуемый обходит зал в обычных условиях. Затем выключается свет и испытуемые делают еще один круг, собирая развешенные ленточки.
Интерпретация результатов осуществляется следующим образом:
10 баллов – проход по четкой и привычной траектории, сбор всех 5 ленточек.
9 баллов – проход по четкой и привычной траектории, сбор 3-4 ленточек.
8 баллов – проход по четкой и привычной траектории, сбор 1-2 ленточек.
7 баллов – проход по четкой и привычной траектории, ленточки не собраны.
6 баллов – сбой траектории, сбор всех 5 ленточек.
5 баллов – сбой траектории, сбор 3-4 ленточек.
4 балла – сбой траектории, сбор 1-2 ленточек.
3 балла – сбой траектории, ленточки не собраны.
2 балла – полная потеря ориентации в пространстве, вынужденный сход с трассы.
1 балл – падение, ухудшение физического состояния или задевание стен, спортивного инвентаря.
0 баллов – отказ от прохождения трассы и выполнения задания.
7. Функциональная проба для определения уровня равновесия испытуемого.
Испытуемым дается 5 заданий на проверку равновесия, за каждое из которых они могут получить от 0 до 2 баллов (0 баллов – невыполнение задание, падение, 1 балл – недостаточное время выдерживания упражнения, 2 балла – задание выполнено полностью). По сумме каждый испытуемый может набрать от 0 до 10 баллов:
Задание 1 – стойка на двух ногах на ширине плеч, руки вытянуты вперед, глаза закрыты (1 минута).
Задание 2 – стойка на правой ноге, руки вытянуты вперед, глаза закрыты (1 минута).
Задание 3 – стойка на левой ноге, руки вытянуты вперед, глаза закрыты (1 минута).
Задание 4 – стойка на корточках, руки вытянуты вперед, глаза закрыты (1 минута).
Задание 5 – стойка на двух ногах, максимально сведенных вместе, руки вытянуты вперед, глаза закрыты (1 минута).
8. Функциональная проба для определения уровня точности воспроизведения движений испытуемым.
Испытуемым показывается 5 упражнений (движения выполняются экспериментатором последовательно), которые они должны повторить и за каждое из которых они могут получить от 0 до 2 баллов (0 баллов – невыполнение задание, падение, невозможность повторить за экспериментатором, 1 балл – неточности при повторе упражнения (не в ту сторону, не той конечностью и т.д.), 2 балла – задание выполнено полностью). По сумме каждый испытуемый может набрать от 0 до 10 баллов:
Задание 1 – левая нога вправо, правя рука вперед, левая рука назад, голова назад.
Задание 2 – наклон вперед, правая нога влево, левая нога влево, руками изображается мельница.
Задание 3 – прогиб спины назад, левая рука вперед, голова вниз, правая рука влево.
Задание 4 – приседание, наклон вперед, правая рука влево, голова назад, левая нога вперед.
Задание 5 – прыжок на двух ногах, наклон назад, руки мельницей, отжимание, выпад вперед правой ногой без наклона и отрыва ноги.
9. Функциональная проба для определения уровня гибкости испытуемых.
Испытуемые последовательно выполняют 10 упражнений на гибкость, а экспериментатор присуждает каждому упражнению 0 баллов (невыполнение или недостаточное выполнение) или 1 балл (упражнение выполнено полностью). Всего испытуемые по данному показателю могут набрать от 0 до 10 баллов.
Диагностические упражнения (в названной последовательности): «мостик», «рыбка», «наклон в пол вперед», «наклон назад», «наклон влево», «наклон вправо», «кувырок через голову», «продольный шпагат», «поперечный шпагат», «заброс ног за голову в положении лежа на спине».
Каждый показатель оценивается и анализируется отдельно.
Глава 3. Анализ результатов экспериментального исследования
3.1. Диагностика координационных способностей у младших подростков
В данном разделе в виде диаграммы представим результаты диагностики показателей испытуемых по всем шкалам, которые предполагает описанная выше комплексная методика диагностики координационных способностей и сопутствующих физических возможностей подростков 10–12 лет (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 – Результаты диагностики координационных способностей и сопутствующих физических возможностей подростков 10–12 лет
Согласно данным рисунка 3.1, показатели различных координационных способностей и сопутствующих физических возможностей подростков 10–12 лет оказались неравномерными.
У всех подростков 10–12 лет, которые приняли участие в исследовании, достаточно низко развит уровень силы (среднегрупповое значение составило 2,6 балла).
Максимальный показатель по выборке составил 5 баллов, его получило всего 2 испытуемых. Минимальный – 1 балл – получен четырьмя участниками исследования.
Показатели общей и специальной выносливости у подростков 10–12 лет находятся на разном уровне.
Так, общая выносливость участников исследования может быть оценена как средняя (среднегрупповое значение составляет 6,3 балла), а специальная выносливость как низкая (среднегрупповое значение составляет всего 2,5 балла), что говорит о том, что эти показатели необязательно связаны между собой, т.е. те упражнения, в которых необходимо переключаться с одного действия на другое, испытуемым оказалось выполнять легче, чем монотонное, с одним действием.
Показатели быстроты у подростков 10–12 лет находятся на достаточно высоком уровне (среднегрупповое значение составляет 7,8 балла), при этом показатели ловкости у подростков очень неоднородны, а среднегрупповое значение составилось как низкое, всего 3,6 балла.
В выборке выявлены испытуемые, уровень ловкости которых составил 8 баллов, а также те, ловкость которых оценена всего в 1 балл.
Координационные способности развиты у подростков 10–12 лет на разном уровне. Так, определен высокий уровень такого показателя как ориентировка в пространстве (среднегрупповое значение составило 8,3 балла), ни один участник исследования не получил по данному показателю менее 6 баллов.
При этом очень низкий уровень обнаружен у подростков по показателю равновесия (среднегрупповое значение равно 2,6 балла). Ни один участник исследования не получил по данной шкале более 5 баллов.
Наконец, показатель точности воспроизведения движений выражен у подростков 10–12 лет на среднем уровне (среднегруппое значение составило 6,3 балла), все испытуемые имеют достаточно ровные значения по данной шкале.
Кроме того, у подростков 10–12 лет выявлен высокий уровень развития гибкости.
Так, 4 участника исследования получили по данной шкале максимальный балл, а самый низкий балл, полученные испытуемыми, составил по данной шкале 7 баллов, его получили 5 человек.
Таким образом, нами получены разнообразные, не вполне совпадающие друг с другом данные о развитии физических способностей подростков 10–12 лет, принявших участие в констатирующем эксперименте.
При этом можно говорить о том, что координационные способности необходимо развивать эффективными методами, одним из которых, предположительно, являются занятия настольным теннисом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александровская А.В., Феклистов К.Е. Патофизиологические аспекты в развитии моторных способностей в период полового созревания // Материалы научно-практической конференции «Медицинские исследования в области педиатрии». – СПб.: Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова, 2013. – С. 89–96
2. Алексеева С.А., Орлова А.М., Нестерова А.Ю. Специфика научных и методологических подходов к занятиям физической культурой. Анализ проблем и перспективы развития // Материалы научно-практической конференции «Проблемы применения научных знаний в современной медицинской практике». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2014. – С. 10–19
3. Барановская И.А. Физическая нагрузка подростков в условиях школы: проблемы составления эффективных программ физического развития // Физическая культура. – 2014. – № 7. – С. 52–60
4. Благовольцева И.А., Демьянов И.М. Основные этапы и проблемы развития физических способностей человека: риски возникновения патогенных состояний и функциональные нормы на каждом возрастном этапе // Военно-медицинский журнал. – 2013. – № 12. – С. 105–113
5. Виленский М.Я. Физическая культура: учебник для учащихся 5–7-х классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2015. – 398 с.
6. Воловская А.Б. Подростковый возраст. – М.: Медицина, 2016. – 256 с.
7. Волошина М.А., Коновалова Е.С. Физическая культура у подростков. Опыт педагогической работы // Сборник статей Самарского государственного медицинского университета. – Самара: СГМУ, 2015. – С. 50–64
8. Горланская А.А., Хренников И.П., Прокопенко В.Н. Адаптация подростков к физическим тренировкам // Сибирский медицинский журнал. – 2014. – № 10. – С. 72–81
9. Давыдова А.Ю., Савельева И.Г. Современные комплексы упражнений, применяемые для коррекции физического состояния подростков в программе физической культуры // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и вызовы физической культуры в современном мире». – Архангельск: Архангельский государственный медицинский университет, 2014. – С. 100–112
10. Дмитриевская Е.Н., Мокшанцева С.А. Физические способности в подростковом возрасте // Вопросы диагностики в педиатрии. – 2012. – № 7. – С. 152–161
11. Должиков И.И. Физическая культура: пособие для учителей. – М.: Айрис пресс, 2016. – 290 с.
12. Емельянова Н.О., Синицина Т.В. Физическая культура в России. – Екатеринбург: Кадуцей, 2011. – 522 с.
13. Ерохина Е.Н. Физиологические и психологические проблемы подросткового возраста: диагностика и коррекция // Актуальные проблемы возрастной психологии и психологии развития. – 2014. – № 7. – С. 23–30
14. Забурдаева М.А., Ковалева А.В. Анатомо-физиологические особенности подростков и их влияние на достижения в спортивной деятельности: корреляционный анализ // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы медицинского обеспечения спортивной деятельности». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. – С. 119–128
15. Колосова М.А. Специфика организации занятий физической культурой в школе. – Воронеж: Мысль, 2013. – 195 с.
16. Краснова А.В., Петунин А.П., Москвина Ю.В. Специальные требования к организации занятий по физической культуре для подростковв условиях общеобразовательной школы // Материалы научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века: проблемы, инновационная деятельность, перспективы развития». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2017. – С. 54–67
17. Куприянова В.Ф., Матвеева Ю.С., Фалеева С.О. Применение специальных средств для развития координационных способностей подростков // Главный врач. – 2012. – № 11. – С. 64–73
18. Лебедева Г.А. Координационные способности как основа физического развития человека // Материалы IV международного научного медицинского симпозиума «Тенденции развития адаптивной физической культуры. Вопросы реабилитации и профилактики». – Казань: Казанский государственный медицинский университет, 2013. – С. 90–98
19. Лымаренко В.М., Леонтьев О.В., Гайворонский А.И. Принципы диагностики и коррекции координационных способностей у подростков в условиях современной системы здравоохранения: проблемы и перспективы реализации государственных программ поддержания здоровья подрастающего поколения // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации здравоохранения в Российской Федерации: социальные, прикладные и экономические аспекты». – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2016. – С. 64–73
20. Лях В.И., Зданевич А.А. Координация движений. – М.: Просвещение, 2015. – 104 с.
21. Мансурова И.П., Иконников Р.А., Передрягина А.С. Показатели развития координационных способностей у детей и подростков и возможности их спортивной подготовки // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки спортсменов в юном возрасте». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2014. – С. 100–109
22. Марковская Г.И. Физические нагрузки в режиме дня современного подростка: медико-социальная проблема реализации принципа здорового образа жизни в подростковом возрасте // Материалы научно-практической конференции «Медицинские исследования в области педиатрии». – СПб.: Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова, 2013. – С. 103–113
23. Масленникова И.М., Зарубин П.А. Физиологические характеристики подростков: деятельность систем организма, возможные патологии и задержки развития // Материалы научно-практической конференции «Проблемы и тенденции исследований в области неонтологии и педиатрии в Российской Федерации». – Нижний Новгород: Нижегородский медицинский университет, 2013. – С. 83–92
24. Названова Л.А., Терещенко В.А. Нормальное и патологическое физическое развитие в пубертатный период: проблемы диагностики возрастных отклонений // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы медицинской экспертизы и диагностики». – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет, 2016. – С. 59–66
25. Немиров Б.А., Красильникова У.А. Координация движений в пубертатный период: роль задержки психического развития в формировании достаточных моторных функций // Медицинские исследования. – 2015. – № 1. – С. 66–75
26. Николаева Л.П. Физическое развитие: структура и основные компоненты. – Новороссийск: Дело, 2014. – 288 с.
27. Новожилова А.А., Васильева О.В. Классификация координационных способностей человека. – Омск: Омская государственная медицинская академия, 2016. – 145 с.
28. Перезвонов К.Е., Хвостикова С.М., Гончарова А.А. Физиологические и психические показатели развития подростков (на материале экспериментального исследования) // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы развития человека в онтогенезе». – М.: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2014. – С. 55–67
29. Резникова М.А., Финогентов Н.А. Анатомо-физиологические характеристики развития подростков в зависимости от их гендерной принадлежности и медико-социальных условий развития // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации здравоохранения и медицинских инноваций». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2015. – С. 98–113
30. Селиверстова Г.А., Медведенко Е.А. Особенности занятий спортом детей и подростков: медицинские и социальный аспекты (теоретические и практические исследования в области кардиологии, педиатрии и социологии) // Материалы научно-практической конференции «Медико-социальные проблемы воспитания и развития детей и подростков в современной России». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. – С. 57–66
31. Тимофеева А.В., Аванесов М.А., Щербаков А.С. Актуальные проблемы развития физических способностей лиц подросткого возраста // Материалы I конгресса молодых ученых «Экспериментальные исследования в области подготовки спортсменов раннего возраста». – Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет, 2013. – С. 130–146
32. Урманов А.В., Кропоткина С.С. Особенности развития координационных способностей // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2016. – № 11. – С. 142–151
33. Федорова Я.С. Физическая культура. – Нижний Новгород: Перспектива, 2016. – 412 с.
34. Феоктистова Л.А., Григорян П.А. Физическое развитие в подростковом возрасте: проблемные зоны и ограничения физической нагрузки // Сборник статей Московского государственного медицинского университета. – 2014. – № 10. – С. 13–21
35. Холодилова А.О., Ваганова Н.П. Обучение физическим упражнениям в адаптивной физической культуре. Монография. – Воронеж: Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурднеко, 2014. – 395 с.
36. Яртуганова-Кузьмина М.В., Малинина Н.С. Причины и последствия нарушений координации в подростковом возрасте: по материалам научно-практического исследования в группе риска // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – С. 31–42
37. Ясенева В.В. Настольный теннис. – Тюмень: Сфера, 2016. – 520 с.