Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Гражданская активность является результатом функционирования гражданского обще¬ства - формы добровольной самоорганизации граждан для участия в общественно-политическом про¬цессе с целью достижения или перераспределения общественного блага. Публичная активность россиян проявляется в общественно-политическом контексте, который оказывает воздействие на формы и ха¬рактер взаимодействия активистов. Одним из наиболее значимых факторов выступает стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, главным образом, интернет-технологий.
Ис¬следование влияния средств массовой информации на общественное мнение имеет глубокие исторические корни. Актуальной является задача расшире¬ния информационной среды, выполняющей задачи укрепления базовых основ организации гражданского общества, роста интеграционных процессов в политическом, социально-экономическом, а также культурном развитии государства.
Отечественное законодательство в сфере СМИ имеет серьез¬ные ресурсы для развития и совершенствования. Предстоит еще немало сде-лать для выработки собственного нового опыта, увязки его с лучшими миро¬выми и отечественными традициями.
Цель исследования: Рассмотреть влияние журналистики на развитие гражданской активности в России.
Объект исследования: СМИ в гражданском обществе
Предмет исследования: гражданская активность в России.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть СМИ в гражданском обществе.
2. Изучить особенности независимых СМИ как условие демократизации общества.
3. Проанализировать развитие гражданской активности в России в условиях цифровой трансформации.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.
Глава 1. Роль СМИ в формировании современного гражданского общества
1.1. СМИ в гражданском обществе
Гражданское общество в современ¬ной России невозможно построить без опоры на разветвлённую сеть со¬циальных институтов и без участия самих граждан1. Одним из таких ин¬ститутов являются независимые СМИ.
На современном этапе развития российского общества проблема объективного информирования граждан о событиях, происходящих в мире, является наиболее острой. В ХХ! в. СМИ необходимо рассматри¬вать не только как негласное дополнение к трем ветвям государственной власти, но и как самостоятельное образование, оказывающее как целенап-равленное, так и спонтанное воздействие на формирование мнения граж-дан, их системы ценностей, гражданской позиции и форм поведения.
СМИ в гражданском обществе — та его неотъемлемая часть, которая является посредником между личностью и государством, функционирует как инструмент гласности, открытости и защиты прав и свобод граждан.
Развитие отрытого информационного общества является важнейшей составляющей в становлении демократических устоев внутри страны. А те-левидение, радио и интернет — инструменты в формировании обществен-ного мнения, которые помогают гражданам публично участвовать в от-крытом диалоге как между собой, так и с институтами власти[2].
Как известно, термин «открытое общество» впервые ввел в научный обиход английский философ Карл Поппер в своей работе «Открытое об-щество и его враги». Что интересно, Поппер не давал конкретного опре-деления открытому обществу, но объяснение его отталкивается от пол¬ной противоположности описания общества закрытого. Такое общество отчетливо характеризуется периодом стагнации как в политической, эко-номической, социальной, так и в духовной жизни человека. И закрытость такого общества характеризуется не только и не сколько в отсутствии ак-туальной и независимой информации, а в невозможности в законодатель¬но обусловленной мере вершить собственную волю.
Таким образом, исследование влияния средств массовой информа-ции на общественное мнение имеет глубокие исторические корни. С дав¬них времен и до наших дней роль информации в коммуникациях обще¬ства вызывает интерес у ученых, политиков и рядовых граждан.
В этой связи актуальной является задача расширения информационнои среды, выполняющей задачи укрепления базовых основ граждан¬ского общества, роста интеграционных процессов в политическом, со¬циально-экономическом, а также культурном развитии государства. Так или иначе, следует понимать, что средства массовой информации по многим функциям обеспечивают политическую устойчивость и безопас-ность общества.
Средства массовой информации представляют собой характерные организации, созданные для публичной, открытой передачи при помо¬щи специального технического инструментария различных сведении лю¬бым лицам. Это — достаточно самостоятельная система, «характеризую¬щаяся множеством составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации».
В демократическом обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ — массовое внедрение ценностей, основанных на уваже¬нии закона и прав человека, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основопола¬гающим вопросам государственного устройства[12].
Информационная, образовательная и социализационная деятель-ность позволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорско¬го, судебного и иного контроля. В демократическом обществе в осуще-ствлении контрольной функции СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Они проводят собственные журналистские рас-следования, после публикации результатов, которых, порой создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения.
В советские годы наши граждане нашей страны были изолированы от мирового сообщества в сфере доступа к информации, коммуникаци-онным потокам и даже свободному межличностному общению. Матери-алы в советских СМИ отбирались таким образом, чтобы у граждан не возникало сомнений в правильности действий кремлевского руководства.
Прошло двадцать пять лет с момента распада Советского Союза, но многие отголоски того времени до сих пор слышны в современных реалиях. Неудивительно также, что в словарном обиходе современного рус¬ского языка уже нашло свое устойчивое применение выражение «киселёвщина» — производное от фамилии «Киселев», которую носит небезыз¬вестный российский журналист ВГТРК, отличающийся «однобоким» и пропагандистко-агрессивным стилем подачи информации.
В 2008 г. Д.А. Медведев обратился к Федеральному Собранию со сло¬вами, которые находят своё подтверждение и сегодня: «Между тем госу¬дарственная бюрократия по-прежнему, как и 20 лет назад, руководствует¬ся всё тем же недоверием к свободному человеку, к свободной деятельнос¬ти. Эта логика подталкивает её к опасным выводам и к опасным действи¬ям. Бюрократия берет под контроль средства массовой информации — что¬бы не сказали, чего не так».
1.2. Независимые СМИ как условие демократизации общества
Информа¬ция является неиссякаемым источником власти, и её утечка может спровоцировать зарождение собственного мнения о происходящем в стране в умах народных масс. Однако, право на информацию, свободу слова явля¬ется естественным и неоспоримым правом человека, которое не дарова¬но властью, хотя во многом и зависит от неё.
К сожалению, сегодня отечественное законодательство в сфере СМИ не отличается совершенством. Не редки ситуации сокрытия объек-тивной информации должностными лицами. При этом формально им не вменяются
Фрагмент для ознакомления
3
1. Макарова Е. П. Анализ сущности и признаков гражданского общества : теоретический аспект / Е. П. Макарова // Власть и управление на Востоке Рос¬сии. - Хабаровск : Дальневосточный институт управле¬ния - филиал РАНХиГС, 2019. - C. 93-99.
2. Тресков А. П. Гражданское общество : истоки, по¬нятие и признаки / А. П. Тресков // Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион. Обще¬ственные науки. - 2012. - № 1. - С. 86-90.
3. Харченко Я. П. О признаках гражданского обще¬ства / Я. П. Харченко // Психопедагогика в правоохра¬нительных органах. - 2011. - № 2 (45). - С. 40-42.
4. Грандонян К. А. Современное гражданское обще¬ство : понятие и признаки / К. А. Грандонян // Инфор¬мационная безопасность регионов. - 2010. - № 1 (6). -
5. 15-18.
6. Волкова Н. В. Гражданская активность как зеркало политических, духовных и культурных ценностей обще¬ства / Н. В. Волкова, Л. А. Гусева // Современные проб¬лемы науки и образования. - 2013. - № 5. - URL: http:// www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=10681
7. Соколов А. В. Сетевая гражданская активность в современной России / А. В. Соколов, И. С. Маклашин // Вестник КГУ - 2013. - № 6. - С. 159-161.
8. Демушина О. Н. Электронное участие граждан как форма взаимодействия власти и общества / О. Н. Дему- шина // Карельский научный журнал. - 2015. - № 1 (10). - С. 114-117.
9. Рыбаков А. В. Политические институты : теорети¬ко-методологические основы анализа / А. В. Рыбаков, А. М. Татаров // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 1. - С. 142.
10. Центр ГРАНИ. Российский неполитический ак¬тивизм : наброски к портрету героя. Отчет о результатах исследования активизма в России. - 2012. - URL: http:// granycenter.org/sites/default/files/files/page/otchet_aktiviz m.pdf
11. Демакова К. Неполитический активизм в России / К. Демакова С. Маковецкая, Е. Скрякова // Pro et Contra. - 2014. - С. 148-163.
12. Левченко А.Е. Формы и методы воздействия СМИ на общественное сознание. — М.: ИНФА-М., 2000.
13. См.: Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ. — М., 1997.
14. Научно-информационный журнал «Вопросы управления» — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2011/03/4/
15. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://polbu.ru/pugachev_politology/
16. Резник Ю.М. Гражданское общество в современной России: проекты и возможности их реализации // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. Спец. вып. 1 (33). — С. 80-89.
17. Резник Ю.М. Гражданское общество как социокультурный проект современной Рос¬сии: возможности и парадоксы реализации // Управленческое консультирование: Научно- практ. журнал. 2006. № 1. - С. 55-73.
18. Резник Ю.М. Возможно ли гражданское общество? Парадоксы и перспективы граж¬данственности в России // Цивилизации народов Поволжья и Приуралья: Сбор. Научных трудов. Т. IV. — Чебоксары, ЧГПУ, 2006. — С. 9-22.
19. Резник Ю.М. Проекты гражданского общества в современной России: возможности и парадоксы реализации // Социальные проблемы развития белорусского общества в усло¬виях глобализации. — Минск, 2006. — С. 26-38.
20. Резник Ю.М. Гражданское общество в современной России: проекты и возможности их реализации // Гражданское общество: теория и практика. Ежегодник. 2007. Вып. 1. / Под ред. Г.Н. Григорьева и Ю.М. Резника. — Чебоксары: ЧГПУ, 2008. — С. 23-47.
21. Резник Ю.М. Гражданское общество: трансформация моделей существования (от ра¬ционализма к трансперсонализму) // Личность. Культура. Общество. 2012. Т. XIV. Вып. 1 (№№ 69-70). — С. 123-139.
22. Резник Ю.М. В поисках новой гражданской общественности // Известия Томского политехнического университета. 2012. Т. 320. № 6. — С. 106-112.
23. Резник Ю.М. На пути к постгражданской общественности // Управление мегаполи¬сом. 2012. № 3. — С. 35-47,
24. Сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// archive.kremlin.ru/appears/2008/11/05/1349_type63372type63374type63381type82634_208749. shtml
25. Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ. — М., 1997.
26. УсмановаЕ.Ф. Роль средств массовой информации в процессе формирования право¬вой культуры и гражданского общества // Вопросы современной юриспруденции. — 2015. — № 7-8 (48). — С. 73-76.